EN|RU|UK
 Политика Украины
  468  9

 Уменьшить барьер до 3% и упростить регистрацию кандидатов, - в Европе озвучили основные претензии к избирательному законодательству

Венецианская комиссия настаивает, что реформа украинской избирательной системы требует комплексного подхода, а не внесения точечных изменений в отдельные законы.

Европейская комиссия за демократию через право (Венецианскаякомиссия) и представляющее ОБСЕ Бюро демократических институтов иправ критически оценили проекты законов Украины о повторных выборахнародных депутатов и о внесении изменений в некоторые законы сцелью совершенствования избирательного законодательства. Указанныедокументы были направлены в ВК и ОБСЕ/БДИП в апреле нынешнего года.В письме министра юстиции Украины Александра Лавриновичасодержалась просьбой предоставить комментарии к тестам указанныхдокументов.

В официальном выводе ВК и ОБСЕ/БДИП, находящемся в распоряженииZN.UA, европейские эксперты, отметив ряд позитивных изменений,внесенных в избирательное законодательство Украиныуказали на рядсущественных недостатков в предложенных их вниманию законопроектах,передает Цензор.НЕТ.

Наиболее серьезными недочетами ВК и ОБСЕ/БДИП считают:

- ограничение права на выдвижение кандидатом в народные депутатылица, осужденного за совершение умышленного преступления,независимо от его тяжести;

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА Цензор.НЕТ: "Будьте внимательными, за изменениями в Конституцию кроется попыткаузурпации власти", - оппозиция обратилась к Венецианскойкомиссии

- требование об обязательном пятилетнем проживании кандидата натерритории Украины;

- неоправданные преференции, предоставляемые парламентским партиямпри формировании избирательных комиссий;

- отсутствие механизма независимого мониторинга финансированияизбирательных кампаний;

- определенные ограничения права на свободу высказывания;

- сохранение максимального количества избирателей на участке науровне 2,5 тыс. человек (что, с точки зрения евроспецов, являетсяслишком большой цифрой).

ВК и ОБСЕ/БДИП отмечают, что ряд критикуемых ограничений (вчастности, требование об обязательном пятилетнем проживании натерритории Украины) проистекают из требований Основного закона. Нообращают внимание: "Украина находится в процессе пересмотраКонституции, что делает возможным внесение соответствующихизменений".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА Цензор.НЕТ: ПР зарегистрировала в Раде законопроект об изменении закона овыборах

ВК и ОБСЕ/БДИП рекомендуют уменьшение проходного барьера дляполитических партий с 5% до 3%, а в качестве паллиатива предлагаютзаконодательно предусмотреть возможность формирования избирательныхблоков.

Европейские эксперты в области избирательного права считаютнеобходимым предоставить украинской ЦИК "действенные регуляторныефункции в процессе регистрации кандидатов и право отменятьнеобоснованные решений окружных избирательных комиссий относительнорегистрации кандидатов". Авторы вывода считают, целесообразным,чтобы все данные (как предварительные, так и окончательные),полученные от всех участковых и окруженных избирательных комиссий,публиковались на сайте ЦИК с целью своевременного информированияизбирателей и повышения прозрачности избирательного процесса.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА Цензор.НЕТ: Перевыборы в "проблемных" округах хотят назначить на 25августа

Авторы документа высказали недоумение тем, что в законодательствене до конца отрегулирован вопрос о добровольных взносах визбирательные фонды. "…Ничего не сказано о натуральных взносах,однако предполагается, что они не разрешены… Рекомендуетсярассмотреть вопрос от разрешении предоставления натуральных услуг сучетом требований к отчетности". Отдельное внимание спецов изКомиссии и Бюро вызвал различный порядок использования остатковсредств избирательного фонда для партий икандидатов-мажоритарщиков. Согласно действующему законодательству,неиспользованные средства последних перечисляются в бюджет. Авторыдокумента считают, что "неиспользованные избирательные фондыкандидатов в одномандатных округах могут быть возвращеныжертвователям на пропорциональной основе, отданы наблаготворительные цели, оставаться на избирательном счету в течениеограниченного времени для использования в будущей избирательнойкампании кандидата, либо использованы по иному законномуобщественному назначению".

Европейские правоведы, ссылаясь на рекомендации Комитета министровСовета Европы, считают, что нарушение финансовой дисциплиныполитическими партиями в ходе избирательной кампании должно влечьза собой частичное или полное лишение права на государственноефинансирование.

Авторы выводов считают возможным пересмотреть положениеизбирательного закона, согласно которому запрещено использование визбирательной кампании зарубежных СМИ, осуществляющих своюдеятельность на территории Украины. В Венецианской комиссии и ОБСЕполагают, что подобное ограничении нарушает право граждан наполучение информации.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА Цензор.НЕТ: Венецианская комиссия не против лишения Рады права назначатьсудей

Серьезную критику экспертов вызвали положения, определяющие планкузлоупотреблений, превышение которой не позволяет установить волюизбирателей. "Такие произвольные стандарты злоупотребления труднооправдать. Они устанавливает допустимый уровень мошенничества,несовместимый с проведением должных выборов (…) Результаты выборовдолжны быть признаны недействительными, если уровень мошенничестваили неправомерных действий был таким, при котором волеизъявлениеизбирателей не может быть определено".

Две уважаемые европейские структуры в очередной раз напомнили:реформа украинской избирательной системы требует комплексногоподхода и гармонизации нормативно-правовых базы, а не внесенияточечных изменений в отдельные законы. Конечным результатомгармонизации и систематизации, с точки зрения экспертов ВК иОБСЕ/БДИП, должно стать формирование единого избирательногокодекса.

Источник: https://censor.net.ua/n244874
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх