EN|RU|UK
  193  1

 Этническая дискриминация

Грубые нарушения прав этнических меньшинств в Украине — явление массовое и ежедневное. Чуть ли не каждый день в метро или в других местах массового сосредоточения мы видим, как милиция задерживает людей для проверки документов, учитывая их неславянскую внешность. Это может быть проявлением этнической дискриминации.

Мы разные, учитывая вкусы, стремления, увлечения, взгляды на мир и на жизнь. То же самое касается и диалога между определенными группами людей - представителями, разнообразных вероисповеданий и этносов. Достижение гармонического сосуществования разных народов не должно означать принудительного приспосабливания меньшинств к большинству. Качественное управление и сознательное отношение к человеку, а не к ее этнической принадлежности, может помочь каждому пользоваться преимуществами жизни в обществе, которое состоит из разнообразных народностей.

 

 

Культурная свобода, которая включает этнические, расовые, религиозные или лингвистические особенности, определяющая для развития человека

 

 

Что такое этническая дискриминация

 

Этническая дискриминация — притеснения, которые осуществляет господствующий этнос относительно негосподствующего этноса (или определенного количества таких этносов). Этническая дискриминация оказывается в отказе претенденту в принятии на работу, в увольнении с работы через этническую принадлежность, при выплате заработной платы и установлении оклада, при решении вопросов повышения квалификации и выдвижение на более высокую должность, при предоставлении прав гражданства и осуществлении судопроизводства, при реализации прав на социальную защиту и прав человека вообще и т.п...

 

Этническая дискриминация имеет экономические, исторические и психологические корни. Так, желание получать дополнительную прибыль подталкивает подавляющее большинство нанимателей-работодателей использовать для этого и такое средство, как этническая дискриминация. Со стороны наемных работников - представителей, не дискриминированных этносов - такое средство может находить понимание и даже поддержку. Психологически это может объясняться желанием самоутвердиться за счет представителей меньшинств. Кроме этого, все проявления этнической дискриминации, которые не имеют экономического характера, является реализацией психологической установки  многих людей на противостояние "МЫ - ОНИ". Эта установка исторически обусловлена продолжительным отношениями к этносам-чужеземцам, как к врагам.

 

Тем не менее, на сегодняшний день среди сознательных людей этническая дискриминация все больше становится непопулярной с ростом в современном мире значимости прав человека, общечеловеческих ценностей, взаимопонимания и взаимодействия между народами.

 

 

Мифы и реалии этнического разнообразия

 

Говоря об этнической дискриминации, невозможно обойти вопроса разнообразия, которое является объектом дискриминации и которой посвятила исследование  Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН).

 

Отчет ПРООН о человеческом развитии 2004 года посвящен теме “Культурная свобода в современном разнообразном мире”. Главным выводом этого отчета стало утверждение: культурная свобода, которая включает этнические, расовые, религиозные или лингвистические особенности, определяющая для развития человека. С целью отстаивания права и свободы каждой личности развивать свою культуру, в отчете отброшено пять мифов о разнообразии, которые имеют отрицательное влияние:

 

 

Миф 1. Этническая принадлежность человека находится в разногласии с ее преданностью государству. Этническая, этнически-языковая, религиозная и расовая принадлежность, а также гражданство не взаимоисключающие. Индивиды могут иметь множественную идентичность, отдельные аспекты которой взаимодополняют друг друга. Сейчас Бельгия и Испания признают множественную идентичность на конституционном уровне.

 

 

Миф 2. Этнические группы склонны к конфликтам между собой с применением насилия из-за расхождения в ценностях.

 

Исследования доказывают, что культурные расхождения сами по себе не является причиной конфликтов. И хотя культурная идентичность может быть движущей силой к политической мобилизации, основными причинами по обыкновению является экономическое неравенство, борьба за экономические ресурсы, политический, социоэкономическое или культурное влияние.

 

 

Миф 3. Принцип соблюдения культурной свободы диктует необходимость защиты традиционных культурных практик; таким образом, возможен конфликт между этими традициями и приоритетами развития человека.

 

Понятие культурной свободы предусматривает расширение возможностей выбора, а не консервацию культур. Культурная свобода дает возможность “людям выбирать, как жить, при наличии реальных возможностей выбора между разными вариантами”.

 

 

Миф 4. Страны с этническим разнообразием менее способны к развитию.

 

Не существует доказательств очевидной связи между культурным разнообразием и развитием. Более того, таким странам часто предъявляют обвинение в “принятии некачественных политических решений, которые служат этническим интересам вместо национальных”.

 

 

Миф 5. Некоторым культурам более присуще демократические ценности и способность к экономическому процветанию, чем другим.

 

Не существует доказательств на поддержку этого мифа, который не принимает во внимание тот факт, что даже при условии большой степени целостности системы ценностей и традиций в обществах, они изредка бывают однородными,” и все они проходят через “смещение ценностей”. Согласно этому отчету, развитие нуждается в политике, которая отбрасывает эти мифы и поддерживает культурную свободу.

 

 

Государственная этнополитика Украины

 

На территории Украины согласно данным Всеукраинской переписи населения 2001 г. проживает 48,2 млн. чел., как и согласно Конституции Украины представляют собой Украинский народ. Он состоит из представителей свыше 130 национальностей, в т.ч. из ряда этнических сообществ. Учитывая то, что усовершенствование этнополитики государства является важным и весомым условием формирования и  функционирование в Украине социального правового государства, разработан Проект закона „О концепцию государственной этнополитики Украины”. Разработанная концепция отвечает современным мировым и европейским стандартам в области прав человека, консолидации Украинского народа ради создания современного общества, которое базируется на началах гуманизма, демократии и обеспечение всестороннего развития каждого отдельного лица и этнических сообществ.

 

Рядом с тем, что государственная этнополитика Украины и механизмы ее внедрения считаются соответствующими европейским стандартам, существует целый ряд проблем, которые пока что остаются нерешенными. В частности, к таким принадлежат отсутствие эффективной политики поддержки украинского языка и культуры, которая бы учитывала региональные особенности и была бы с пониманием воспринята большинством русскоязычного населения. Результатом есть языковая деукраинизация население Украины. Также одной из проблем этнополитики есть сохранения высоких темпов ассимиляции подавляющего большинства национальных сообществ, как правило (за исключением польского меньшинства) русскоязычного направления. На сегодняшний день невнимание и неэффективная политика относительно исчезающих народов приводит к возможности их полного исчезновения. Прежде всего, это касается крымчаков, количество которых (около 400 чел.) перешла пометку, за которой процесс демографического самовоспроизведения становится невозможным. Обязанностью общества остается сохранение памяти об их культурном наследстве. Подобная опасность становится все более реальной для караимов, численность которых с каждой переписью сокращается. Сейчас она составляет меньше 1200 чел.   

 

 

Этническая дискриминация относительно крымских татар

 

Депортацию крымско-татарского народа 18 мая 1944 года, десятилетий насильнического удержания крымских татар в местах изгнания и связанных с этими преступлениями следствия признаны актом геноцида.

 

В результате организованного советским режимом искусственного голода 1921-1923 лет в Крыму погибло свыше 100 тысяч лиц, из них более 75 тысяч - крымские татары, которое составило 40% численности крымско-татарского народа. И 18 мая 1944 года решением руководства СССР крымско-татарский народ был подданный тотальной депортации из исторической Родины и сосланный в отдаленные районы Центральной Азии, Сибири и Уралу. Только в первые года ссылки крымские татары потеряли 46,2% своей численности. Насильническое удержание крымско-татарского народа в местах изгнания продлевалось вплоть до ноября 1989 года.

 

Крымские татары были лишены права этнической самоидентификации - даже этноним "крымские татары" был изъят из переписей населения, научного и правового использования, культурного быта; было запрещено в школах изучать родной язык и культуру.

 

Массовое возвращение крымско-татарского народа продлевается уже свыше 15 лет. Однако и на сегодняшний день крымско-татарский вопрос также есть одной из нерешенных задач украинской этнополитики. Ныне в составе населения Автономной Республики Крым крымские татары составляют 12,1%. В сравнении с  1989 годом их количество на полуострове выросшая в  6,4 раза. Сложность процессов репатриации и интеграции крымских татар обусловлены отрицательными стереотипами относительно их, введенными советской властью, трудностями реформирования сферы экономических отношений, связанных, в частности, с земельной приватизацией, которая приводит к осложнениям во взаимоотношениях репатриантов с населением Автономии и властью. Кроме имиджевых, политических и экономических проблем, которые сопровождают процесс интеграции крымских татар в украинское общество, очертился и комплекс вопросов в культурно-образовательной сфере, потребностью возрождения истерзанной за годы изгнания крымско-татарской культуры (автохтонной топонимики, возвращение культурных ценностей), языка.

 

    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
     
     
     
     
     
     вверх