EN|RU|UK
  59  1

 Тобой манипулируют!

Испокон веков средства массовой информации были важной частью человеческой жизни. Людям всегда хотелось знать, что происходит вокруг, и строить свои дальнейшие планы, опираясь на эти знания.

Еще совсем недавно средства массовой информации не были настолько гибкие и интерактивные, как сейчас. Немного больше ста лет отделяют нас от времени, в котором информация поступала без помощи волн и электрики. Тогда основные новости приходили к людям с помощью газет, а еще раньше - лишь в вербальном общении.

Целью этой статьи является, прежде всего, ознакомление людей с проблемой манипуляции сознанием в СМИ и предостережение их от поспешного принятия на веру всех тех фактов, которые приносят в наш дом СМИ.

Свобода слова, а шире - свобода распространения информации, - ключевой принцип автоматизированного гражданского общества и либерального порядка жизни. Принятие этой идеи было культурной и духовной мутацией колоссального значения.
Отметим основные приемы, которые повышают эффективность печати в манипуляции сознанием.
- Фабрикация фактов или прямая неправда
Одно из важнейших правил манипуляции сознанием - обеспечение тоталитарности влияния, т.е. обеспечение человека информацией только из целиком контролируемых источников. Манипуляция несовместима с диалогом и общественными дебатами.
- Отбор событий
Хорошо построенные СМИ - это система, где в видимом разнообразии мыслей формируются единые стереотипы.
Изъятие фактов и проблем из реальной действительности удивительны по своим масштабам. Например, в западных СМИ практически целиком отсутствует серьезная информация об Азии. Из Китая, Индии и даже Японии поступают сообщения, связанные в основном с их экзотической культурой или терроризмом.

Кроме замалчивания информации таким способом создается некоторая "виртуальная" действительность, СМИ широко используют принцип демократии шума - затопление сообщения, которого невозможно избежать, в хаотичном потоке бессмысленной информации. Подобно тому, как реклама мешает сосредоточиться и лишает весомости информацию, которая перерывается, новая техника обработки информации позволяет заполнить эфир потоками ненужной информации, которая еще больше усложняет для индивида и без того безнадежные поиски содержания.

- Серая и черная пропаганда:
Во второй половине ХХ столетия возник совсем новый тип общественной жизни - СМИ, которые начали использовать технологию психологической войны. Сначала после Первой мировой войны, этим термином обозначали пропаганду, которая велась непосредственно во время войны, но постепенно психологическая война обрела независимость от реальных военных действий.

Существует три типа пропаганды:
1. "Белая" пропаганда - это пропаганда, которая распространяется и признается источником или его официальными представителями.
2. "Серая" пропаганда - это пропаганда, которая не идентифицирует специально свой источник.
3. "Черная" пропаганда - это пропаганда, которая выдается за ту, которая получена из другого источника, чем на самом деле.
Тем не менее, шире всего в СМИ применяется не "черная", а "серая" пропаганда. Нам часто приходится слышать из уст ведущих телевизионных или радиопередач о "высоких должностных лицах из кругов, близких к... , которые пожелали остаться неизвестными" или «как сообщил источник, приближенный к...». Таким образом, источник информации до конца не раскрывается, а значит, ответственности в полном объеме за необъективность информации СМИ не несут.
- Большие психозы
Главная функция СМИ, как это не парадоксально звучит - это формировать из общества единую, но не собранную в одном месте, массу людей - толпу, которая шла бы в заданном руководством направлении.
Среднестатистический гражданин верит иногда даже самым бессмысленным утверждениям, не слушая голос разума. Временами убежденность в достоверности информации, принесенной в дом с помощью телевидения или печатного издания настолько сильна, что человек даже начинает спорить с очевидцем описанных в СМИ событий, доказывая, что происходило так, а не иначе. Он даже не задумывается, что свидетелю не надо объяснять что и как было на самом деле, так как он и так в достаточном объеме осведомлен об этом событии и может из первых уст донести до других людей истину.
Таким образом, на людей легко влияют, раздуваются нарочно в СМИ психозы.
- Манипулятивная семантика и риторика в СМИ (Изменение содержания слов и понятий)
Разновидностью неправды в современных СМИ стало конструирование видео- или аудиоряда из отдельных коротких отрезков и таким образом искажение первичного содержания.
Политические эвфемизмы, которые маскируют истинное содержание явлений, создаются и с помощью терминов. Это редко употребляемые или новые слова, содержание которых публика не знает. Красивым термином, как кажется обычному человеку, нельзя назвать какую-нибудь гадость. Яркий пример такого термина - слово "эмбарго". Слово "запрет" - это табу, вместо него используют понятие "эмбарго".
- Упрощение, стереотипизация
СМИ рассчитаны на массы, поэтому в них были установлены жесткие ограничения на сложность и оригинальность сообщений, более того - даже на длину слов.
- Утверждение и повторение
Утверждение позволяет высказать главную мысль, которую нужно внушить аудитории коротко и энергично. Такого рода информация не будет подвергаться критике. Ее люди примут без взвешивания и без раздумий.
СМИ приучили человека мыслить стереотипами и, постепенно снижая интеллектуальный уровень сообщений, превратились в инструмент одурманивания. Этому послужил главный метод закрепления в памяти нужных стереотипов, а именно - повторение.
Очевидно, что повторение является одним из тех психологических трюков, которые притупляют ум и влияют на несознательные механизмы. Таким образом, при злоупотреблении использования этого приема человек попросту тупеет.
- Дробление и срочность
Манипуляция сознанием действительно существует, более того - она превратилась, за длительное время работы в этом направлении разных служб и ведомств, в целую науку со своими отдельными дисциплинами и приемами.
Хотелось бы отметить, что мы все подвергаемся этим манипуляциям каждый раз, когда включаем телевизор, слушаем радио или читаем свежие газеты. Необходимо понимать, что укрыться от потока информации все равно невозможно, а потому следует остерегаться слепого следования на поводу средств массовой информации.
Критическое мышление - это одно из важнейших свойств ума здорового человека, поэтому попытка украсть его у нас - довольно серьезное преступление. Но, пока еще законодательство в этом вопросе не так сильно, чтобы рассчитывать на его поддержку, и нам приходится справляться с потоками информации своими силами.

    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
     
     
     
     
     
     вверх