EN|RU|UK
 Форум Украины(624528)
  444  60
Тему создал: !!!

Эксперты сходятся во мнении, что виноват экипаж

Бортовые самописцы разбившегося самолета в воскресенье были доставлены в специальную лабораторию Межгосударственного авиационного комитета (МАК), где специалисты должны установить причину авиакатастрофы. Но уже сейчас все эксперты сходятся во мнении, что виноват экипаж, пишет "Московский комсомолец".


Как отмечает издание, к середине дня воскресенья глава СКП РФ Александр Бастрыкин сообщил, что предварительная расшифровка переговоров экипажа с диспетчерами аэропорта показала - самолет был технически исправен, летчиков предупреждали о неблагоприятных погодных условиях, но они все равно решили идти на посадку.

Перед польским бортом №1 на аэродром заходили два самолета: "Як-40" с журналистами успешно сел, а следовавший затем военный "Ил-76" после двух попыток запросил посадку во "Внуково". И это при том, что самолетом управлял летчик, хорошо знакомый с местностью.


Технические аспекты, которые могли привести к трагедии, пояснили эксперты. Все они просили не называть себя, ссылаясь на указания руководства, отмечает "МК".


Эксперт №1: преждевременное снижение - классика авиакатастроф

"На военных аэродромах своя система захода на посадку, не адаптированная для посадки гражданских самолетов. Что имеется в виду: заход на посадку производится по точным системам либо по неточным. То есть если не работают системы СП-50 или ИЛС, а на военных аэродромах они не установлены, то заход должен производиться по неточным системам - приводным радиостанциям.

Ближний привод стоит в 1 км от полосы, а дальний - в 4 км. И вот ты проходишь дальний привод на высоте 200 м, ближний привод - на 100 м и после этого должен оказаться на полосе. Но это, будем говорить, непростой заход. При посадке по неточной системе и погодные условия должны быть получше. Поэтому им диспетчеры и предлагали уйти на запасные аэродромы. Те не послушали - ну как же, президентский борт! Был бы обычный борт, так его бы без разговоров на другой аэродром отправили.

И вот, когда экипаж раз не попал, другой не попал, тут уж, конечно, он наверняка старался в районе ближнего привода поскорее увидеть землю, чтобы за нее зацепиться. Это называется преждевременное снижение - классика авиакатастроф. У нас несколько лет назад в Самаре "Ту-134" 400 м не долетел до полосы. А недавно подобное случилось в "Домодедово" с "Ту-204". И здесь тоже явно вырисовывается ошибка пилотирования."


Эксперт №2, летчик-испытатель: экипаж "искал землю"

"На военном аэродроме стоит посадочная система "Катет". Разница между военной системой и гражданской состоит в следующем. Глиссадные маяки "Катета" стоят до полосы примерно за 50 метров. То есть ты выходишь над ними, выравниваешься, и только потом начинается полоса. На гражданском же аэродроме маяки стоят от начала в глубь полосы на 400 метров, то есть выравнивание происходит над полосой. Это - первое обстоятельство.

Второе заключается в том, что на большинстве гражданских аэродромов, а уж тем более таких, куда садится президент, есть световое поле, на которое ты и садишься. Плюс там еще стоят фонари на осевой линии.

Естественно, на борту "Ту-154" есть система "Катет". Можешь включить ее, и она приведет тебя к началу полосы, а не на полосу. Дальше ты ищешь световое поле, которого скорее всего на военном аэродроме нет. Видимо, на полосе, как и положено, были включены боковые ограничительные огни. Следовательно, была некоторая трудность в поиске земли, тем более при низкой видимости из-за тумана. То, что экипаж начал "искать землю", - это к гадалке не ходи. Экипаж этот привык летать с нормальных полос. Может, они и садились на военные аэродромы, но во всяком случае это был для них не типовой случай.

Теперь что касается ситуации в воздухе.

При обычной на глиссаде вертикальной скорости снижения где-то 3-3,5 м/с "Ту-154" с низко расположенным крылом выходит на полосу, и у него даже не надо трогать штурвал - он сам великолепно садится. Ну, может, чуть жестче, чем когда помогаешь штурвалом. Он упирается на воздушную подушку, она меняет его аэродинамику, самолет приподнимает нос и опускается на полосу. Я сам это неоднократно испытывал.

Но так происходит, если ты подходишь к полосе со стандартной вертикальной скоростью. А когда у тебя 5 м/с и более, то эффект воздушной подушки не работает. Нужно сажать самолет штурвалом.

Они упали за 300 м до полосы. Следовательно, "искали землю" и допустили вертикальную скорость более 5 м/с. На такой скорости уникальная особенность "Ту-154" не срабатывает. Но то, что самолет развалился на такое большое количество обломков и все погибли, говорит о том, что вертикальная скорость была наверняка более 7 м/с. Это очень большая вертикальная скорость при посадке. Такая скорость бывает при исправлении ошибок. Например, если находишься выше полосы, выше глиссады, и тогда создаешь большую вертикальную скорость, чтобы выйти на глиссаду и нормально приземлиться.

Не надо было этого делать. Ну, идешь ты выше глиссады - и ладно: с перелетом сядешь, прижмешь тормоза и все. На таких больших самолетах, как "Ту-154", ни в коем случае нельзя баловаться вертикальной скоростью. А тут, похоже, это правило было нарушено, и в результате самолет оказался ниже глиссады снижения. Судя по всему, он пересек ее траекторию с большой вертикальной скоростью. Может, потом летчики штурвал и взяли на себя, но это же большая масса, тут быстро ничего не делается.

Думаю, главная причина трагедии - это неадекватные действия экипажа. А обстоятельства, которые повлияли на нее, - это то, что экипаж вез президента. И еще: недостаточная настойчивость руководителя полетами, который должен был настоять, чтобы экипаж ушел на запасной аэродром".


Эксперт №3: летчик - заложник ситуации


Эксперт считает, что эта катастрофа имеет свою предысторию, которая произошла 12 августа 2008 года. В тот день командир экипажа польского правительственного лайнера "Ту-154" отказался сажать самолет в Тбилиси по соображениям безопасности и, несмотря на протесты Леха Качиньского, посадил его в Азербайджане.

"Тогда командир проявил принципиальность и остался жив, как и его пассажиры. Здесь командир наверняка оказался заложником ситуации. Можно предположить, что если он заходил на посадку три раза, а на четвертый упал, то наверняка имел в виду ту историю 12 августа. И потому сесть должен был любой ценой. Фактически в этой ситуации принимал решение не он, а главный пассажир этого самолета - даже если тот не сказал пилоту ни слова".


Возможно, экипаж отказался уйти на запасные аэродромы в Минск, Витебск или даже Москву из-за того, что Лех Качиньский не хотел опоздать к началу официальных мероприятий, пишет "Московский комсомолец".

Траурный митинг в Катыни был назначен на 11:30. Президентский лайнер должен был приземлиться в Смоленске незадолго до 11 утра.

От Минска до Катыни - 304 км (на автомобилях, соответственно, дорога уложилась бы в 3-3,5 часа). От Москвы - 397 километров, или почти четыре с половиной часа. А вот от Витебска до Катыни всего 111 км. Так что опоздание к началу мероприятия могло составить всего час с небольшим. Но Качиньский, видимо, не хотел, чтобы его обвиняли в непунктуальности, к тому же посадка в Белоруссии или в Москве при осложненных отношениях с руководством обеих стран выглядела бы, возможно, неполиткорректно.


Эксперт №4: природа всегда и очень жестоко мстит за игнорирование данных о погоде


"Природа всегда и очень жестоко мстит за игнорирование данных о погоде, когда на первое место ставят не безопасность, а что-то еще: экономику, политику, праздники, спешку... Это типичный случай, и таких известных в авиации достаточно много. Например, в 1964 году разбились маршал Бирюзов и правительственная делегация СССР, когда летели в Белград. Тогда летчики получили приказ сесть на горный аэродром в условиях погоды ниже минимума. Или губернатор Лебедь - приказ лететь вертолетчику в нелетную погоду в туман...

Наши синоптики - а с их подачи и диспетчеры - экипажу этого самолета рекомендовали уйти на запасные аэродромы. А экипаж под давлением "обстоятельств" не спешил это сделать. Они, видимо, все же предпочли подчиниться приказу своего президента.

Раньше в СССР было так: если аэродром закрыт по метеоусловиям - погода хуже минимума, то всем бортам приказ (именно приказ, а не рекомендация, как в данном случае) с земли - идти на запасные аэродромы. Но в последние годы, в основном идя навстречу коммерции и стремлению к выгоде, стали рисковать, ставя материальную выгоду или другие соображения выше безопасности пассажиров. Даже прописали в регламентах ИКАО (Международная организация гражданской авиации), что решение на посадку и вылет принимает командир воздушного судна по фактической погоде. То есть переняли опыт морских судов: за все отвечает капитан, хотя риск утонуть при плохой погоде все же намного меньше, чем риск разбиться.

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 Сейчас пишут
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,
Eugeniusz 1, Бислан 2004, Vadym Tsyrkalyuk, Геннадій Бикодір adb80589, Юрій Бровкін, Yuriy Yurieff, Hanka Panyanka, Horvi Hor d3d97a8c, Viktor Petrenko 6c6daab6, оззи, Ron Ma, Полиграф Полиграхович-007, Олег Петрович ed2c8e0a, Гыг с Вами, Valera Butov, ВКЛ_это_мы_01, igor555 ab2700df, Who is Who, Kost Crys, злой крот, Ostap Veresay, Al Serh, сепаратизму смерть, циля бадминтон, буков, Welle, Зойч, Мабон, Franz Maser, випадково зазирнув, Vladimir Shcherbak, Пирожок, Борис Павлов, Alter Nator, sulima ivan, Ник Литвиненко 3ceba483, DEDALiu, Tm Ns, Radoslav Sikorsky, Egor Elk, Лера Ларченко, Nickol Nickols, Константин Гризодубо, vassa0103, Лилия Стацкая, Иванко, Шрек Баблокат, Глеб Егорович Жеглов, салтовский партизан, Виктор Ли a3db1a1b, Tatyana Pomolova, Twellen van 4365cde1, Геракл Платонович, Герхард, uegfybyf, Андрей Шевченко 73396fdd, Артм Воронцов, Mister Laprad, Алексей Архипов 07e43930, про, Батько Махно dd05eddf, Kasper1088, РОСИСЯ ВПЕРДЕ 2b6ce1d0, Cocos. ua, Paulo Kit, CrossFirenko, Oleg Mamont, Игорь Мельник 1e80ecc1, Вовец Путлер-Капут 60b080be, postre, Луиза Тумбочкина, Стрелок, Mihai Madan, Глеб123, SergeLi, Сантьяго, WiM, Ali Hasan, South Wind, одессит2010, Враг рода человеческого 666, Vovcheg Zak, Алексей Носов d8330900, Богдан Подзізей, Виталий Прокуратор, Зенит-Циклон-ДНЕПР, Stephan Bil, Антон Казмерчук, Baden, Conrad, Elvis2, Maxim Ak-Murza, Чинганчгук, Стопор, Vyacheslav Sensor, clexane, smith & wesson
 Всего на сайте: 284 писателя
 
 
 
 
 
 вверх