EN|RU|UK
 Форум Украины(624042)
  88  3
Тему создал: коза-дереза

Сетлеры:Неоколониальное (умиротворение) в самих США Насильственная {демократизация} коренных американцев

Нет нужды еxать на другой край света, чтобы наткнуться на неоколониализм, потому, что он существует прямо здесь, в США, в самой изощренной форме. Реформы Нового курса в резервациях коренных американцев в 30-е годы это классический случай неоколониализма. Индейские народы всегда причиняли особые проблемы для Империи США, потому что их образ жизни часто оказывался коммунистическим. Как заявил уполномоченный США по делам индейцев в 1838 году: «общая собственность и цивилизация не могут сосуществовать». (1) Правительство США организовало геноцидную кампанию по искоренению индейской культуры – вклчая школы-тюрьмы для индейских детей, подавление индейских обычаев, экономики и религии. И все-таки индейские племена и индейцы в целом выжили, сопротивлялись и сохранились. Как указал товарищ из Движения американских индейцев (ДАИ):
Отцы-основатели США ставили знак равенства между капитализмом и цивилизацией. Иначе они и не могли: для них цивилизация означала их общество, которое было капиталистическим. Поэтому с самого начала войны против индейцев велись не только для захвата их земли, но и для уничтожения опасного примера индейского коммунизма. Джефферсон был не единственным представителем своей эпохи, ратовавший за установление капиталистического и собственнического общества среди индейцев как средства цивилизовать их. Этот «дурной пример» был реальной угрозой: причина, почему среди племен востока от Флориды до Нью-Йорка и от Атлантики до Охайо и Луизианы сегодня так много результатов смешанных браков, в том, что закабаленные слуги, безземельные белые бедняки, беглые черные рабы выбрали наше общество, а не общество белых, которое их угнетало.
Начиная с 1890-х мы были жертвами охоты на «красных» со стороны конгресса США, который именовал нас «комуняками» (см. Протоколы конгресса), и церковных советов. Это было опасное оружие в 1920-х и 30-х, и в Оклахоме любого организатора индейца-традиционалиста называли коммунистом или даже «уоббли» (членом анарxо-синдикалистской организации Индустриальные рабочие мира - ИРМ –пер.)
Так что мы всегда видели нашу борьбу не только борьбой за землю, но как и как борьбу за сохранение наших культурных ценностей. И эти ценности – коммунистические. Власти США всегда отлично это понимали. Все эти годы они клеймили нас коммунистами не потому, что мы пытались организовать профсоюзы, или водились с ИРМ или компартией, а потому, что правительство США правильно определяло нашу политическую систему. Они не признавались в этом публично, это было бы для них слишком опасно, и притом гораздо эффективнее было обзывать нас дикарями и отсталыми.» (2)

Индейские племена не просто сопротивлялись, их сопротивление включало решительное нежелание многих индейцев отказаться от коллективного землевладения. Их отрицание капитализма было помехой нефтяным корпорациям, шахтовладельцам и скотоводам. Не случайно Новый курс решил, выражаясь словами уполномоченного США по делам индейцев, что «...индеец, если дать ему соответствующую возможность, сделает то, что правительство не смогло: он может организовать для себя и своих обычаев место в современной Америке». (3)

Планы умиротворителей Нового курса для резерваций включали предоставление индейцам капиталистической «демократии» и «самоуправления». Под руководством правительства США были созданы буржуазно-демократические (то есть недемократические) «туземные правительства» с научно обоснованными «туземными конституциями», оплачиваемыми чиновникиами и новым слоем индейских госслужащих. Другими словами, индейцам давали их собственные капиталистические правительства в резервациях, чтобы проделать изнутри то, что сетелры-завоеватели не смогли полностью завершить извне.

Эта неоколониальная стратегия была разработана молодым либеральным этнографом Джоном Колльером. В 1933 году его назначили уполномоченным США по делам индейцев для реформы системы резерваций. В отличе от открыто враждебных и репрессивных заявлений сових предшественников, Колльер сладко пел о том, как глубоко он уважает индейскую культуру, и как индейцы должны быть «освобождены», чтобы измениться. Но за медовыми речами скрывался план нового нападения:
В прошлом, правительство пыталось поощрить экономическую независимость и инициативу путем наделения каждого индейца участком земли и правом им распоряжаться. В результате из 138 000 акров, которыми индейцы владели в 1887 году, у них осталось не более 47 000, и потерянные земли были наиболее ценными. Более того, власти пытались навязать индейцами «белые» школы, где их учили презирать старые обычаи и традиции как варварство... Мы предлагаем, в противоположность этому, признать и уважать индейца как он есть. Мы считаем, что его следует принять как факт, прежде чем ему можно помочь стать чем-то другим... (4)

В этих гладких словах так и виден чиновник общественного призрения и колониальный начальник. Заметьте, что старые законы давали индейцам только одно «право» - право продавать свою землю сетлерам. Когда эта стратегия исчерпала себя, империя США нуждалась в новых планах, чтобы продолжать экплуатировать остатки земли в резервациях. Теперь Вашингтон строил из себя защитника индейской культуры, чтобы превратить индейцев во «что-то другое». Официально индейская культура становилась еще одним признанным «этническим» пережитком, как шествия в день святого Патрика (покровителя Ирландии –пер.), которые придавали «колорит» сетлерскому обществу. Но взамен индейской независимости, культуры, экономики и национального развития, им предлагали «туземное правительство» по правилам капиталистической культуры. Это была частичная реорганизация жизни в резервациях на капиталистический манер.

В 1934 году закон Уиллера-Ховарда отменил закон 1887 года о наделении участками земли, узаконил выборы для принятия новых «туземных контситуций» для организации неоколониальных правительств резерваций, и учредил десятимиллионный фонд для займов этим новым правительствам, а также официально дал индейцам преимущество при найме в Службу по делам индейцев.

Кампания по выкручиванию рук, чтобы заставить индейцев согласиться с этим новым порядком была весьма жестокой. Сам уполномоченный США по делам индейцев Колльер признал, что, хотя у правительства США была власть, чтобы заставить резервации признать эти буржуазные правительства, необходимо было, чтобы хотя бы какая-та часть индейцев добровольно на это согласилась. Большое число индейцев наняли в Службу по делам индейцев – в 1935 году они составляли 40% всего персонала. 19 000 индейцев наняли на работу в различных государственных проектах, в то время как еще 14 000 работали в лагерях общественных работ Гражданского управления заповедников. В сумме - почти 20% всего взрослого индейского населения временно работало на правительство США.

Однако недоверие и сопротивление оставались весьма ощутимыми. Нью-Йорк Таймс замечала: «Признание этой трудности привело к тому, что Бюро по делам индейцев создало организационный отдел агентов и специальных уполномоченных, которые сотрудничали с племенными советами, бизнес-комитетами и специальными племенными комиссиями для составления новых контситуций.» Тем не менее, 54 резервации с населением 85 000 проголосовали против новых «туземных правительств».

История показала, что главной экономической задачей неоколониальных властей резерваций была сдача в аренду сетлерам по дешевке прав на полезные ископаемые, пастбища и воду. Речь шла об огромных природных богатствах. Крайне консервативная евроамериканская оценка утверждает, что:

«Индейские земли содержат до 13% всех запасов угля в США, 3% нефти и газа и значительные количества других полезных ископаемых, включая уран и фософаты».

На смену старой политике покупки маленьких участков земли – которой мог помешать отказ индейцев продавать – новые, капиталистические «туземные правительства» подписывали оптовые арендные договоры с крупнейшими корпорациями. «Туземное правительство» племени навахо (под руководством Бюро США по делам мндецев) подписывало такие арендные договоры даже в 1960-х, отдавая уголь за 2% его рыночной цены. Так что результатом реформ «самоуправления» 1930-х было усиление экономической эксплуатации индейских племен.

В Пайн Ридж семьи сиу поощряли прекратить заниматься земледелием и перехать со своей земли в построенные государством дома – а потом сдать в аренду «бесполезную» землю бизнесменам-сетлерам. Эти евроамериканские скотоводы платят индейцам 3 доллара в год за акр – куда дешевле, чем купить землю. В то же время сиу, которые оставались на своей земле, лишают воды, электричество, семян и скота, чтобы заставить их отказаться от земли (евроамериканские скотоводы, использующие индейские земли, получают постоянную правительственную помощь и субсидии). Империя сетелеров продолжает контролировать землю и ее богатства.

Даже большая часть производства продовольствия индейцами отобрана сетлерами. В 1968 году Бюро по делам индейцев сообщило, что резервации производят на 170 миллионов в год продуктов земледелия, охоты и рыболовства. Из этого количества по оценкам БДИ индейцы потребляют только на сумму 20 миллионов и получают 16 миллионов ренты. 75% всего продовольствия, произведенного в резервациях, принадлежало сетлерам.

Империализм США буквально создал буржуазные индейские власти в резервациях, чтобы получить то, что хотел и разрушить изнутри коренную культуру Северной Америки. Таковы правительства под руководством типов вроде Дика Уильсона или Питера Мак-Дональдса, чья капиталистическая идеология и доходы тесно связаны с капиталистическим миром за пределами резерваций. Очень характерно, что эти индейцы-компрадоры, чье благополучие зависит от грантов разных фондов и государственных программ (как Вайн Делория, автор бестселлера «Кастер умер за твои грехи» (палач индейцев тут отождествляется с Христом –пер.) ) не нахвалятся реорганизацией Коллера в 1930-х.

А когда коренные американцы свергают неоколониальную власть и требуют независимости от империализма США (как ДАИ), тогда подтасованные выборы подкрепляются убийствами, ложными обвинениями и даже массовыми вооруженными репрессиями. В 1972 году войска США вошли в Палм Ридж для поддержания неоколониального режима Дика Уильсона, точь-в-точь как в Заире в 1977 и 1978 годах французским легионерам и бельгийским парашютистам пришлось спасать неоколониальный режим Мобуту.

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 Сейчас пишут
 
 
 
 
 
 вверх