EN|RU|UK
 Форум Украины(635194)
  184  26
Тему создал: Юрий Пивоваров

"У русских, украинцев, белорусов общая судьба, общие корни. А что здесь можно возразить? Это ведь правда."

У русских и украинцев никогда не было Варфоломеевской ночи

3 ноября 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии III Ассамблеи Русского мира. В ответ на эту речь два украинских интернет-сайта опубликовали статьи кандидата философских наук Юрия Черноморца и кандидата исторических наук Сергея Сидоренко с острой критикой в адрес Святейшего Патриарха.

Я внимательно ознакомился с речью Святейшего Патриарха Кирилла на открытии III Ассамблеи Русского мира – и не нашел в его словах ничего, в чем два украинских историка обвиняют Патриарха. Более того, не очень понятна сама цель таких ответных статей. Ведь никаких «америк» Патриарх в своей речи не открывает. Но не потому, что не может, а потому, что здесь у него нет этой задачи. Речь на ассамблее важна, символична, торжественна, но не носит характер манифеста. И ничего принципиально нового для историков, социологов или культурологов Святейший Патриарх не сообщает. Поэтому несколько странно отвечать ему с таким историософским пафосом, с каким это сделали двое ученых.

Патриарх исходит из того, что у русских, украинцев, белорусов и общая судьба, и общие корни. Выступление Святейшего Патриарха – это слова умного, ясно мыслящего человека, который прекрасно отдает себе отчет в том, что у наших народов одни и те же радости и трагедии. А что здесь можно возразить? Это ведь правда. Это может нравиться или не нравиться, но это данность. Лично я – как историк и просто человек – убежден, что белорусы, русские и украинцы – это вообще один народ, разделенный, если угодно, на «подвиды». В Ростове и Донецке живут совершенно одинаковые люди, они так же выглядят, так же разговаривают… Но Святейший Патриарх политкорректно говорит о нас как о трех народах. И в своей речи особенно подчеркивает, что не посягает ни на чей суверенитет и уважает политическую независимость.

Патриарх вообще всегда предельно политкорректен, если под политкорректностью понимать особый язык публичных выступлений. Например, я много раз замечал, что Святейший Патриарх всегда (и в этой речи тоже) говорит «в Украине», а не «на Украине», как того требуют нормы русского языка. В том числе и этим он выражает свое уважение к Украине как к национальному государству. Да, сейчас мы находимся в разных государствах. Да, Украина сейчас стремится в ту часть Европы, куда Россию вряд ли примут и куда Россия сама не рвется. К этому надо будет привыкнуть, с этим надо как-то будет жить. Но зачем восставать против напоминаний и о нашей общности, и о единой тысячелетней истории?

Что же касается собственно текстов украинских историков, то и по интонации, и по содержанию они меня неприятно поразили. Подзаголовок одной из статей: «С болью за судьбу РПЦ и лично патриарха». По-моему, это нескромно. В этом есть и пафосность, и фальшивость одновременно.

В критических статьях выступление Святейшего Патриарха названо проповедью. Но это совсем не так. Это – приветственное слово на светском (подчеркиваю – светском!) мероприятии, а не проповедь. И Патриарх имеет право – не как Предстоятель, но и как гражданин – выступать с такого рода речами, если его приглашают.

В текстах такого рода, как колонки украинских историков, меня поражают неопределенные намеки типа «из истории известно, чем заканчиваются такие разговоры». Во-первых, что за разговоры имеются в виду – какие они? Во-вторых, почему автор не скажет, чем же они все-таки заканчиваются? Можно относится к Патриарху по-разному: критически, апологетически, реалистически. Но такого рода реакция для ученого – недопустима.

Тезис, озвученный украинцами, таков: «Вместо Христа, живого Бога, нам предлагают поклониться идолу: Русской Церкви, русскому миру, русской культуре». Получается, что Русская Православная Церковь – это идол? И русская культура – это идол? Русская культура – это Пушкин и Достоевский, они что – идолы? Более того, Патриарх вообще говорил о другом. Он выступал с речью, ориентированной на конкретную аудиторию. И по-моему, нормально, что на Ассамблее Русского мира темой выступления Святейшего Патриарха стали проблемы всех тех, кто говорит и думает по-русски. А это и украинцы, и белорусы, и молдаване…

Я неоднократно слышал от Святейшего Патриарха: «Да, Церковь отделена от государства, но она не может быть отделена от общества». Оно и понятно: ведь Церковь живет истинными проблемами людей – культурными, социальными, национальными. Почему же это нужно считать утратой живого Бога? По-моему, наоборот.

Другой тезис критиков: «Его [Патриарха] высказывания основываются на субъективном понимании правды и передергивании фактов». По моим ощущениям, в речи Патриарха как таковых фактов не было, поскольку речь на открытии ассамблеи – это не научное сообщение. Но даже если допустить, что отдельные элементы выступления можно квалифицировать как факты, я, как историк, ни одного передергивания в тексте не нашел. Что же касается «субъективного понимания правды»: неужели существует ее объективное понимание?

Речь Святейшего Патриарха в целом предельно уважительна по отношению и к украинцам, и к белорусам. И ведь он всегда говорит о них с любовью. Иначе он не может – это же его паства.

Основным элементом критики в адрес Патриарха является то, что он выступает адептом «русского неоимпериализма»: дескать, русские собираются поработить беззащитных украинцев. Но ведь и русские, и украинцы, и белорусы много веков были одним государством, и никогда порабощения одних другими не происходило. Историки, к какой бы нации они ни принадлежали, вам таких примеров не назовут. Конечно же, в истории взаимоотношений различных частей большого русского мира далеко не все было идеально. Но зверских Варфоломеевских ночей у нас не было. А неприятные страницы можно найти в жизни любого народа. И кстати, на эксплуатации этих неприятных страниц строятся разного рода опасные «концепции», например голодомора как геноцида украинцев со стороны Москвы. Такая постановка вопроса – вздорная. Массовый голод 1930-х годов – трагедия всего Советского Союза – от Харькова до Урала.

Тем не менее, неприятный фон, который складывается вокруг наших отношений с Украиной, во многом результат нашего же высокомерия. Будем откровенны: русские иногда смотрят на украинцев сверху вниз. Но Святейший Патриарх Кирилл себе такого никогда не позволяет.

Юрий Пивоваров
академик, директор Института научной информации по общественным наукам РАН
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/32995.htm

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 Сейчас пишут
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,
Artaxerx II, tamerlan, clexane, Igor L, Valera Shetko, оззи, Kaba Mota, Alexandr Slavich, Nataliia Mykhailova, Андрій Жагун, Сын Расеи, ice f256ea32, Николай Журавель 28f686bb, fedjka - fedjka, Ksenia VB, Шимус, Yurii Sliusarchuk, Вадим Кар, Valentin Nasus, Sophia-Maria Duglass, Кардан_вал, Ivory, Маша Солодовник 9801bb26, Urs, И я скажу, курвиметр, Алег Федоров, Никита Потапенко, Aлександр Alexsis, alisa zima, Kostyan Sheva 753cfc84, Supple Vine, Андрей Смирнов 2ab2aa57, namtab, Paulo Kit, Сергій Гранін, Hehe, Харьков Сумской, Едвард, Alexandr Kartuzov, Frol Fedoroff, belge, Udo Dirkshnaider, Иван Петрович Сидоров, AndyMariman, oleg kovalek, pinkerton, archer_v, Gar, Виталий Ооо, Alex Dolin 5390fec5, Wevelsburg, васисуалий лоханкин fdb5505f, Vidock, Григорий Барковский 5bc4f112, Валерий Андреев 761e6ca0, Виталий Косенко, Игорь Д, Radoslav Sikorsky, Олег Харdин, Nel Castro, Denis Kenner, Alina Sadovska, Володимир Петренко, Toshno Newapkokrad
 Всего на сайте: 209 писателей
 
 
 
 
 
 вверх