EN|RU|UK
 Форум Украины(630191)
  260  64
Тему создал:

"Искусство, которое я любил, оказалось побежденным, чувства, которые меня трогали, оказались смешными." (Актер Василий Лановой)

"Я не могу защитить студентов от современного мусора в искусстве"

Одному из самых красивых и мужественных актеров нашего театра и кино, блестящему киноофицеру исполняется 75 лет

Вита Рамм
В старом советском кино строго соблюдался закон актерских амплуа. Народные типы - Николай Крючков, например, или Борис Андреев - не могли быть утверждены на роли пылких влюбленных. Идеальным рабочим был Николай Рыбников, а простодушных и обаятельных друзей главного героя играл Петр Алейников. Блондина Олега Стриженова и чуть позже брюнета Василия Ланового записали в романтики. Тот, что постарше, сыграл Овода и белогвардейского поручика Говоруху-Отрока, а младший стал воплощением советской чувственности и мужественности.

Популярность молодого Ланового зашкаливала. Сегодня невозможно подсчитать, сколько заработало Бюро кинопропаганды на продаже фотокарточек артиста. В фильмографии Василия Семеновича всего чуть больше тридцати работ. Зато какие! Павка Корчагин, капитан Грэй, Анатоль Курагин, Вронский, Дзержинский, Яровой и, конечно, цвет русского киноофицерства - Иван Варрава.

Список начинается истончаться в начале 90-х, когда наступили в России новые времена, которые Василий Семенович воспринял крайне болезненно. Вот что сказал он "Известиям" накануне юбилея: "Я сам по национальности украинец, родился и живу в Москве. Корни и здесь, и там. Родные и в России, и на Украине. Как прикажете ощущать себя в этой жизни сегодня - при искусственном возведении границ? И между кем?! Братьями по крови, испокон веков жившими рядом, перемешавшимися родственными связями, отношениями. То же самое могу сказать и о моей жене - Ирине Петровне Купченко. В самом начале перестройки у нас с ней бывали целые политические баталии. Тогда я очень скоро понял, куда клонят новоиспеченные демократы, решившие поделить огромную страну на отдельные "княжества", а она думала, что красивые лозунги о капиталистическом процветании - это правда. Только когда Ирина, как и я, лишилась своей родины и превратилась на Украине в иностранку, тут-то она и поняла, что ее жестоко обманули. Как обманули весь народ, не спросив у него, как он хочет жить, в какой стране, вместе или раздельно. Я ненавижу любой национализм, как российский, так и украинский. Поэтому, когда почувствовал на съемках фильма "Богдан Хмельницкий" в Киеве, куда меня пригласили на главную роль, что могу стать проводником украинского национализма, - тут же немедленно отказался от этой работы. Как бы я мог после такого фильма, где русские выглядят варварами, завоевателями, людям в глаза смотреть? Ведь с художника многое спросится. И об этом нам, артистам, забывать нельзя. Как, впрочем, политикам тоже".

Последнюю крупную роль в большом кино Василий Семенович сыграл в 1999 году. Фильм "Незримый путешественник" показывал последние дни жизни императора Александра Первого Благословенного, строителя храмов, искателя национального духа, верующего в особую историческую миссию России, по легенде ушедшего от государевых дел и ставшего старцем Федором Кузьмичом. Историки до сих пор пытаются найти факты, подтверждающие легенду, но для историков кино именно в этой роли Лановой, вернувшись к своему былому романтическому амплуа, символически попрощался со съемочной площадкой и не менее царственно удалился.

"Незримый путешественник" закольцевал одну - особую - страницу биографии артиста. Режиссерами фильма стали отец и сын Таланкины. Со старшим Василий Семенович познакомился еще в детстве, на занятиях легендарного народного театра-студии во Дворце культуры ЗИЛа. Артист не раз говорил, что со страхом думает, что бы с ним было, если бы студия не вырвала его "из среды полубеспризорных мальчишек"...

У Василия Семеновича характер железный, как и у Павки Корчагина, о котором он впервые услышал во время войны. В деревне, тайком, учитель читал ребятам на украинском "Як гартувалась сталь" Мыколы Островского. С возрастом внутреннее железо закалилось до состоянии "сверхстали", при изготовлении которой для металлургов важно предварительно осознать "идею булата". И потому, мне кажется, так горьки слова его героя из премьерного спектакля Театра Вахтангова по пьесе итальянского драматурга Фурио Бордона "Последние луны". Пьеса была написана лет сорок назад, но актер нашел в ней мысли, которые волнуют его сегодня: "Я растерял своих друзей, некоторые уже умерли, некоторые закрылись, как и я, в четырех стенах. Живу прошлым, стыдясь сегодняшнего... Мое искусство, высокое и основательное, превратилось в товар для старьевщиков. Золотой ключик, который вручили мне мои учителя, чтобы открывать мир, оказался совершенно бесполезным, у меня под носом сменили замок. Искусство, которое я любил, оказалось побежденным, чувства, которые меня трогали, оказались смешными. А все, что мне кажется смешным, не вызывает смеха у сегодняшнего поколения. Сегодняшнее поколение не пользуется моим словарем. У него чуждые мне вкусы. Ходить по этому времени, не спотыкаясь, мне уже слишком тяжело... Забиваешься в какую-нибудь щель и живешь прошлым".

Тем не менее Василий Семенович сегодня заведует кафедрой сценической речи в родном Театральном училище имени Щукина и пытается передать будущим коллегам впитанную с детства любовь к русской литературе. В студии ЗИЛа началась его творческая биография чтеца, увлеченно несущего теперь по всему миру стихи Пушкина и Маяковского, прозу Гоголя и Толстого. Порой юное поколение огорчает своего педагога, полагая, что классика уже не актуальна, и предлагает ему готовить отрывки, как говорит мастер, "по такому детективному кошмару! Но мне удается увлечь их настоящей литературой. К сожалению, государство уже не стремится использовать весь багаж, который студенты накапливают в училище. В бесконечных сериалах нет ни одной живой мысли, ни одного настоящего характера. Сегодня в кинематографе правят не профессионалы, а те, у кого есть деньги. И я, к сожалению, не могу защитить своих студентов от современного мусора в искусстве".

19:03 15.01.09
http://www.izvestiya.ru/culture/article3124363/

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 Сейчас пишут
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,
Nikol Pricol, John Observer, Константин Гризодубо, Утилизация ватников, Илья Гуляйпольский 5914cfa3, Tatyana Pomolova, Amber, молоттора, Денис Коновалов 4caafe82, Toshno Newapkokrad, Данило Галицький 1c1ee858, Игорь Хирскл, Valera Butov, Валентин78, Андрей Шевченко 73396fdd, Alexei Skibo, Jovi Burst, sulima ivan, Виктор Тимченко 430a2c72, про, NonCFist, gassab, Леопольд Пупкин a45bc2dc, Леня Фишер, Гыг с Вами, Tata Parasolka, Alik Krass, Кот по имени Сосо, Pavlo Dudra, Виктор Ли a3db1a1b, _Дід_, Кацманавт, Антип61, Володимир Науменко a6a66e08, 1970-kva, Сергій Гранін, ipd dip, Yuriy Yurieff, sunuyiwipmailtempinfo, Ksenia VB, clexane, Саша Крест, Baden, OldCat, МГМ, Старый пионэр, Bandera Rosa, укропбандерівець, дмитро кук, Elvis P, Gabriel Monte, хочется сказать, valentyna 7f6f0f14, Trot91, Antony, Александр Александр 5534d8e4, Leonid Bugarenko, Алексей Носов d8330900, Славик Шустрик
 Всего на сайте: 196 писателей
 
 
 
 
 
 вверх