EN|RU|UK
 Форум Украины(619203)
  215  2
Тему создал:

Ты за стиляг или комсомольцев?

Ты за стиляг или за комсомольцев?
Елена Ямпольская

В минувшем году телеканал "Россия" крайне изобретательно обошелся с отечественной историей - во-первых, втянув всю страну в выборы главного имени, а во-вторых, вложившись в производство фильма Валерия Тодоровского "Стиляги". Теперь народ - реальный и виртуальный - ожесточенно спорит о достоинствах князя Александра Невского, разводит конспирологию вокруг третьего места Сталина, а в стиляг и комсомольцев готов играть как в "казаки-разбойники", поделившись на два лагеря. Лично я - по итогам просмотра - остаюсь с комсомольцами.

История - вещь опасная. У нас так взрывоопасная. Потому, затевая проект "Имя Россия", а под финал года выпуская на экраны "Стиляг", продюсеры повторяли: это всего лишь игра. Не надо сталкиваться носами до кровавой юшки. И все-таки игры предполагают честный свод правил. В "Имени..." эта честность была. В "Стилягах" она, на мой взгляд, отсутствует.

"Стиляги" сделаны как мюзикл, в первую очередь, видимо, чтобы воспользоваться всеми преференциями жанра. От мюзиклов не требуют достоверности. Фабула может быть самой приблизительной, соответствие реалиям - абсолютно вольным. Атмосферу эпохи - даже картинку - воссоздавать не обязательно. Это вам не "Ликвидация". Вместо домов и улиц - размытые пятна.

Тонкость, однако, в том, что время и место действия "Стиляг" указаны точно: 1955 год, Москва. Таким образом, молодняк - если посмотрит кино без взрослых - вполне может увериться, будто по "Броду", она же улица Горького, только и хиляли попугаистые - вырви глаз - чуваки с крашенными акварелью бульдогами и средь бела дня целовались взасос. А молодой авангард трудового народа - комсомол, поголовно облаченный в мешковину и пропагандирующий едва ли не монастырскую аскезу, часы досуга посвящал охоте на этих самых попугаев, сладострастно выдирая им перья из разных мест.

При этом главная вдохновительница "жлобов" - комиссар Катя - оказывается скрытой нимфоманкой и едва ли не насилует главного героя, щуплого пацана с вечно приоткрытым ртом. Пацан комиссарского тела категорически не хочет. Зато муза стиляг Полина, по кличке Польза, способна на большое чувство, коим и одаряет того же героя (вот ведь - не родись красивым...). Впоследствии, правда, она одаряет его еще чернокожим младенцем, но большое чувство от этого не становится меньше.

Кто жил в 1955 году, снимает про те времена "Покровские ворота". Кто не жил - "Стиляг". Бедный пижон Костик Ромин - его бы на "Броде" засмеяли...

Спорить о правдоподобии всего вышеизложенного не приходится. Хотя бы потому, что прелестные девушки на фотографиях полувековой давности - наши мамы. Не стиляги. Обычные московские комсомолки, а равно спортсменки и красавицы. С пушистыми локонами. С затянутыми талиями. В нарядных, зачастую собственными руками сшитых платьицах. Такие разные. Такие уникальные - без всякого выпендрежа. Попробуйте объяснить им сегодня, чем "стиляжная" юбка Пользы, за которую ее яростно проклинают старушки в поликлинике, отличается от их собственных "фестивальных" - из 1957-го - солнце-клешей (до сих пор хранимых). Тем паче для них загадка - как за два года до упомянутого фестиваля можно было заполучить в Москве черного ребенка. С героиней фильма "Цирк" это, конечно, случилось раньше, но тот ребенок все-таки был made in the USA...

Доказывать, что в Москве-55 на девчонок не набрасывались с ножницами, дабы оттяпать кудряшки, что люди с комсомольскими значками хохотали, танцевали и размножались, не прибегая к партеногенезу, кажется нашим родителям нелепым.

Разумеется, правда одних - пусть даже многих - не может претендовать на титул всеобщей универсальной правды. Но "Стиляги" как раз и разочаровывают односторонним, а значит, инфантильным взглядом. Вроде модной до сих пор болтовни: "Ах, до чего меня унижал в детстве пионерский галстук!.. Ах, как я горжусь, что меня в свое время исключили из пионеров!.." Кого не исключали - тот вроде ущербен. Целая страна ущербных - как почва для десятка героев. Целая страна серых - фон, на котором ярко блещут стиляжные звезды...

Но ведь "Стиляги" - игра, забава, миленькое музыкальное кино. Комедия Александрова наоборот. Не судите строго. Не поминайте, что 1955-й - это всего лишь десять лет мирной жизни и хватало проблем, помимо танцев, и в школьном звании "комиссар" нет ничего унизительного для девочки. До комиссара Кати была, например, комиссар Искра Полякова из повести Бориса Васильева "Завтра была война...". И уж, если на то пошло, страну создавали комсомольцы, а не фарцовщики. И воевали за нее комсомольцы... Ладно, не будем. Не стильно это все как-то. Считай, по-жлобски. Тут шутят люди, а тут вы со своим "звериным серьезом"...

Одну правду, то есть половину правды в последнее время представил зрительскому вниманию не только Валерий Тодоровский. Были еще Андрей Кравчук с его "Адмиралом", Алексей Балабанов с "Морфiем". Сначала красные режиссеры долго снимали кино про плохих белых. Страшных в своем зверстве, комичных в непроходимой тупости либо - лучший вариант - упорствующих в классовых заблуждениях. Теперь белые режиссеры (да с чего они, собственно, побелели?) снимают кино про плохих красных - причем без всякого юмора и сочувствия. Про кучку осатаневших инородцев, которые вдруг, на пустом месте, подорвали самодержавие, православие, народность... Советскому кинематографу до сих пор не противопоставлено ничего, кроме антисоветского. А при условии равенства идеологий надо признать, что советский был гораздо качественнее. В художественном отношении.

"Стиляги" сделаны талантливо (талантливее, на мой вкус, чем "Адмиралъ" или "Морфiй"), но фильм этот был бы актуален лет пятнадцать назад. Когда казалось: не упусти советская власть легкую (ле-е-гонькую) промышленность и поменьше вникай, что такое джаз - музыка черных или музыка толстых, может, империя бы и устояла. Впрочем, 15 лет назад империя вообще не шла ни в какое сравнение с музыкой и шмотками. Преимущественно - шмотками. Кроме шмоток, мы по большому счету ничего у Запада не позаимствовали. Ибо, что касаемо музыкальных пристрастий, население массово голосует за старые советские песни о главном. Конечно, кого они волнуют - массы? Однако перепетый в "Стилягах" русский рок 80-х - 90-х подтвердил: равных высот не достигнуто. Точнее - не несет этот саунд ни мира, ни радости, ни покоя. А капитализация и того, и другого, и третьего в условиях постоянно прибывающих трудностей возрастает.

Российская история - вечный маятник. Заскучали - хотим великих потрясений. Протряслись - мечтаем о великой России. То требуем отменить школьную форму, то ратуем за введение и ужесточение разного рода форм, потому что без них катастрофически расползается содержание. Кто-то смотрит "Стиляг" и ностальгирует по галстукам цвета "пожар в джунглях", а кто-то (думаю, таких больше) многое отдал бы сегодня за тихие закаты над Москвой-рекой, лодочку, скользящую по темной глади, и степенные танцы под духовой оркестр...

Мэлс, который по любви ушел из комсомольцев в стиляги, - воплощение типичного русского характера. Был Мэлс - что, как вы понимаете, расшифровывается "Маркс - Энгельс - Ленин - Сталин". В одну секунду переменил имя, отбросил "с", стал Мэлом (почти Гибсоном). Отряхнул, так сказать, с вертлявых молодых ног прах тоталитаризма. Но, как всегда, когда в современном российском обществе заходит речь о Сталине (в частности, о Сталине), получается в итоге, что говорим мы о самих себе. О нашей готовности не сознательно отречься, а по недомыслию - в одну секунду - предать и продать всё, чему поклонялись вчера. Легко преданное возвращается снова и снова. Тик-так маятник. Остановить бы его - так ведь и часы тогда остановятся. И само Время...

Мэл(с) не замечает, что в страстном желании быть "не как все" становится именно "как все" - неотличимым от нового окружения. Из винтика строгой машины превратился в частицу пестрого хаоса. А что для хаоса частица? Пустое место. Гораздо меньше, чем для машины винтик.

Валерий Тодоровский - человек умный. Это у них, Тодоровских, фамильное. Он в жизни не стал бы снимать кино про одни лишь подростковые комплексы (танцевать с персональным вывертом, прокалывать разные части тела), а также про преимущества одного стиля над другим. Стиль - это всегда рабство, что, кстати, и демонстрирует сынок дипломата Фред. Причем власть Гуччи или Бриони - самая тоталитарная на свете.

Любая показуха - рабство и зависимость. Настоящая свобода - у человека внутри. Затем и подкидывает Тодоровский на руки Мэлу черного малыша. Это тебе не брюки-дудочки... Но ведь и здесь не великодушие мальчика потрясает - мальчик пока на сексуальной игле. Он с Пользой девственность потерял и будет до умопомрачения зависим от этой женщины, пока не встретит другую. Его сейчас ничем не проймешь - ни черненьким, ни розовым в полосочку, ни серым в яблочко. Силен дед, сыгранный Сергеем Гармашем, - которому гормональная буря глаза не застит, и саксофона он в руках не держал - исключительно баян, и любому прикиду предпочитает растянутые треники, и помрет с головой, остриженной под полубокс, - так вот, берет бывший фронтовик на руки чужого, не единокровного "внука" и, самую малость пошатнувшись, все-таки признает его своим.

В этом сюжетном зигзаге даже правдоподобия искать не хочется. Утрешь скупую слезу и скажешь: вот он, настоящий русский человек с его бескрайним милосердием. Увнучерил парня, проблем с которым не оберешься. Дед ведь не догадывался, что скоро понаедут в Москву красавцы из Новой Гвинеи и малыш Иван (Джон) приобретет множество братьев по расе...

Поверьте, я смотрела "Стиляг" не для того, чтобы немедленно броситься на баррикады. Были сволочи среди комсомольцев. Были подонки среди стиляг. Над тем, сколь ничтожна порой разница между стилягами и комсомольцами, иронично улыбался еще Карен Шахназаров в "Городе Зеро" двадцать лет назад...

Из тех, кто терял красный галстук с позором, часто вырастали засранцы. Из тех, кто благополучно выбывал по возрасту, - тоже. "Золотая молодежь", повторяющаяся в каждом поколении, может подарить обществу Валерия Тодоровского, а может - Ксению Собчак.

Я как раз об этом: нельзя подходить к миру с набором готовых карточек - вроде Андрея Малахова. Вот тут - всегда "за". Вот тут - всегда "против". Удобно, но нельзя. Не имеют эти карточки, эти засушенные принципы никакого отношения к реальности. "Бывают роковые моменты в жизни государства, когда надлежит выбирать между целостью теорий и целостью отечества", - взывал сто лет назад один из победителей проекта "Имя Россия" Петр Столыпин...

Меня как раз и задевает, что хочешь не хочешь, а на баррикаду лезть приходится. Вынуждают. Заставляют примкнуть к лагерю, партии, клану. Потому что игры - несправедливые. Я так не играю.

18:38 14.01.09
http://www.izvestiya.ru/culture/article3124317/

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 Сейчас пишут
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,
Паливода Александр, Ла-ла-ла-ла, Valdzhu, валерий коренев 41e3634f, три - пятнадцать, Лилия Стацкая, Pik Az f246ad80, про, росися вперде d82e7584, кацахол, Сергей Боровой 8d42a1dc, Сергей Иванофф, Ольга Тарасенко 65b5f279, Кицюня Мила, Alex Morales, частный сектор, Ali Hasan, игорь недопытайло, V-roma, Алла Морсак, Alexandr Slavich, sulima ivan, Стас Стас ec9dc542, олег нагибайло, Иллария Соняшникова, Злий Грицько, Михаил Торо, Кіт Мурзік Васильович, Виталий Безносюк, Гыг с Вами, Враг рода человеческого 666, Кацманавт, Irada, счастливый даунбасенок, Nel Castro, SergeLi, Виамин Павловский, Прощай немытая раССея, Хочу миру, Топ Ган, Костянтин Болтівець, Egor Elk, Bogdan_, Otec Pigidiy, Patrick Bond ab3dd2dd, Twellen van 4365cde1, Иванов Юрий 9255343a, Алекс Фибер, Сергей Канев ba5ea4a8, toomingas, Петр Диброва 19fd0268, Симон Печеранский, Виктор Новиков 33f4e42d, Фантом 2, Джеймс Блант, дмитро кук, Владимир_2
 Всего на сайте: 181 писатель
 
 
 
 
 
 вверх