EN|RU|UK
 Форум Украины(619016)
  230  6
Тему создал: Терминахтор 2

Пей, Иванушка, козлёночком станешь!

Данная теория обрела за последнее время, в определенных кругах, настолько бурную загробную жизнь, что мы сочли уместным указать на её первоисточник.
"Пей, Иванушка, козлёночком станешь."




В наиболее развернутом виде теория Духинского изложена в выпущенном им в 1858-1861 гг. трехтомном "труде" под заглавием "Основы истории Польши и других славянских стран и Москвы" ("Zasady..."). Опус этот давно забыт и ни одним ученым всерьез не воспринимается, но он интересен как документ общественно-политической мысли своего времени. Излагая взаимоотношения поляков с прочими славянскими народами в прошлом, автор наибольшее внимание уделяет Руси. Русь, по его словам, представляет простую отрасль, разновидность народа польского; у них одна душа, одна плоть, а язык русский - только диалект, провинциальное наречие польского языка. Русь - это галицкие русины и малороссы, которые только и достойны называться русским именем, тогда как современные русские присвоили это имя незаконно и в старину назывались московитами и москалями. Московскому народу даровала это имя высочайшим повелением Екатерина Вторая, запретив древнее имя "москвитян". В этом сказался как бы стыд варвара, вступившего в высшее культурное общество и захотевшего украсить себя именем благородного народа, спрятав свое хамское, дикое имя подальше. В то время как русские, то есть русины - чистые славяне, москали ничего общего со славянством не имеют. Это народ азиатский, принадлежащий не к арийской, а к туранской ветви народов. Отсюда выводятся низкие умственные и нравственные качества москалей и все ничтожество их культуры.
Таким образом, именно Духинский является автором теории не только "туранства", но и "москальства" великороссов. Последних он ни за что не хотел называть русскими и требовал, чтобы они "nie Rosyanami, nie Ruskiemi, nie Rusinami, a prosto Moskalami zwani byli", ибо "Moskale uzywaja (используют) nazwy Rosyan, Rusinow, Ruskich, jako jednej z glownych broni (орудиий) przeciwko (против) Polsce" [*].

[*] "Do zradu narodowego powstania", Pisma Franciszka Duchinskiego, том III, стр. 283-4, Rapperswyl, 1901-1904.


...Между Польшей и Россией живет огромный народ, ни польский, ни российский. Польша упустила случай сделать его польским, вследствие слабого действия своей цивилизации. Если поляк во время своего господства и своей силы не успел притянуть русина к себе и переделать его, то тем меньше он может это сделать сегодня, когда он сам слабый [?!]; русин же стал сильней [?!], чем прежде. Русин сегодня сильнее вследствие сознания своей национальности, расслабления польского элемента [!] и демократического духа, проникающего его. Сельский русский люд не сознает еще своей национальности, но не любит ляха, как своего господина, богатого человека и исповедника иной веры. Просвещенные русины ненавидят ляха еще больше, чем простонародье, и в этом нерасположении поддерживают его. Все русины вместе состоят материально под властью [?] и нравственно под влиянием России, которая говорит подобным же языком и исповедует ту же веру, которая зовется Русью, провозглашает освобождение от ляхов и единение в славянском братстве, и при этом раздает земли и леса ляхов, где может, и обещает их повсюду, где раздать еще не может. Исторический процесс, начавшийся при Казимире, продвинутый вперед Ядвигою, законченный передвижением католичества и западной цивилизации на 200 миль к востоку, проигрывается [?] настоящими поляками на наших глазах. Контрнаступление Востока на Запад, начатое бунтом Хмельницкого, катится все дальше, и отбрасывает нас к средневековой границе [династии] Пястов. Окончательный приговор еще не пал, но дело обстоит хуже некуда.>



Из этого далее проистекает для поляков указание: не только, в противоположность прежней польской политике, не препятствовать национальному развитию самостийной Украины (Калинка еще пишет: "Руси"), но наоборот, всячески поддерживать украинский сепаратизм и укреплять и ширить среди малороссов унию с католицизмом.

(Stanislaw Tarnowski, hrabia, "Ksiadz Waleryan Kalinka", W Krakowie, 1887, стр. 167-170;

Франциск (Францишек) Генрикович Духинский (1817-1893), автор теории о туранском происхождении великороссов [*]. Теория эта была на-ура встречена в Европе (Франции, в первую очередь), ибо давала "научную" подкладку европейской лихорадке русофобии, и - как ни трудно в это поверить - оставалась там общепринятой вплоть до трудов Альфреда Рамбо (Rambaud), т.е. до конца 1870-х гг.

[*] См. например такие его издания как: Franciszek Henryk Duchinski, "Necessite des reformes dans l"exposition de l"histoire des peuples aryas europeens et tourans, particulierement des Slaves et des Moscovites", Paris, F. Klincksieck, 1864; "Польша, Россия, Малороссия", Париж, 1860; "Zasady dziejow Polski i innych krajow slowianskich i Moskwy", Paryz : W druk. i lit. Renou i Maulde, 1858-1861; "Discussion sur la place de la linguistique dans les etudes ethnographiques: discours de Duchinsky de (Kiew)", Paris, 1867, Societe d"ethnographie (Extrait du Recueil des actes de la Societe); "Pomnik Nowogrodzki, peryodyczne wyjasnienia projektu Rzadu moskiewskiego, aby uroczyscie obchodzic w nastepnym 1862 r., jakoby tysiac-letnia rocznice zalozenia dzisiejszego Panstwa moskiewskiego w Nowogrodzie, miewane publicznie (obecnie w Paryzu)", Paryz, 1861.

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 Сейчас пишут
Лола Ножкинв, Семен Сало
 Всего на сайте: 11 писателей
 
 
 
 
 
 вверх