EN|RU|UK
 Форум Украины(618158)
  1053  33
Тему создал: Без имени

Обыкновенный Российский Фашизм

Симптомы Вечного Фашизма
Патриотизм, истолкованный в националистическом ключе, неизбежно приобретает коричневый оттенок
Дмитрий Багдасаров, Москва




«Правый марш», прошедший в центре столицы 4 ноября прошлого года, и относительно слабая реакция властей на происшедшее, ролики сомнительного содержания, периодически возникающие на ТВ, скандальные решения судов по вопиющим преступлениям против личности, которые были совершены относительно людей иного этнического происхождения, однонаправленность обсуждения недавних событий в европейских странах, и прежде всего во Франции, в государственных и окологосударственных СМИ заставляют задуматься о будущем страны. О ее фашистском будущем.

Фашизм, являясь своего рода социальной болезнью, имеет определенную симптоматику, которая неизбежно постепенно проявится как в идеологических установках, так и в конкретных действиях «подцепившего» ее движения, партии, политика, чиновника или всего государственного аппарата, а также общества в целом.

В чем же заключена симптоматика фашизма? Иначе говоря, что же такое фашизм? Когда и при каких обстоятельствах мы можем назвать политическое движение фашистским, а политика - фашистом?

В своем недавнем эссе «Вечный Фашизм» Умберто Эко выделяет четырнадцать пунктов, раскрывающих типические характеристики того, что он называет «Вечным Фашизмом», подчеркивая, что достаточно присутствия хотя бы одной из них, «чтобы начинала конденсироваться фашистская туманность». Описанные в академичной манере, они довольно громоздки, чтобы служить без всяких изменений основанием некоего пособия для неискушенного. Перечислим же эти пункты в «преображенном» виде.

1. Культ традиции. Любая фашистская идеология замешана на поиске «корней». Для нее истина уже была дана в прошлом, остается ее «вернуть» в настоящее. Истинным является все, что вошло в традицию. Традиция дурной быть не может.

2. Иррационализм, неприятие и отрицание современного мира как следствие пункта 1.

3. Превозношение действия ради действия и подозрительность ко всему интеллектуальному. Думать и рассуждать недостойно настоящего мужчины. Да и всегда сохраняется опасность, что в процессе «рассуждения» подвергнутся сомнению «вечные», «традиционные» ценности.

4. Несогласие есть предательство. Полнейшая нетерпимость к какой-либо критике. Критикующий воспринимается как враг.

5. Ненависть к инородному и инородцам. Расизм. Любое фашистское движение всегда использует для своего рода «энергетической подпитки» природную человеческую недоверчивость и даже боязнь, испытываемую к людям иной культуры и крови, оно всегда будет активно стимулировать подобного рода чувства.

6. Любое фашистское движение апеллирует к среднему классу, оказавшемуся в состоянии фрустрации в результате политико-экономического кризиса, дефолта, крушения финансовых пирамид и т.д.

Фашизм эксплуатирует при этом обывательский страх перед «революцией», гражданским неповиновением «низов» и, разумеется, «преступностью», преувеличивая до безобразия размеры последней. Фашизм никогда не искал и не будет искать поддержку и опору в среде подлинно обездоленных, среди бедноты. Потому что ее там для него нет.

7. Национализм, сопряженный с идеей заговора. Чтобы повысить самооценку населения страны в ситуации, когда последняя переживает экономико-политический кризис или даже упадок, фашизм начинает утверждать в головах людей идею о том, что сама принадлежность к определенной национальности является чуть ли не божественной привилегией. Современное плачевное состояние общества и государства объясняется при этом мировым заговором и происками пятой колонны. В обществе насаждаются ксенофобия и подозрительность. Любая критика из-за рубежа воспринимается как злопыхательство. Отрицаются или принижаются достижения других культур и народов. Любой иностранец воспринимается как лицо злонамеренное. Население страны в результате ощущает себя гарнизоном осажденной крепости.

8. Отсутствие реального восприятия настоящих или мнимых врагов, невозможность оценить их подлинную силу или слабость как следствие пункта 7. В результате, как справедливо полагает Умберто Эко, фашизм изображает врагов и как чересчур сильных, и как чересчур слабых одновременно, обрекая себя всегда проигрывать войны вследствие неспособности объективно оценить противника.

9. Жизнь есть вечная борьба. Естественно, с Мировым Злом. Уклоняющиеся от нее превращаются в предателей. Сами же фашисты отождествляют себя в этой борьбе с Добром, которое обязательно должно победить. Жизнь есть вечная борьба со Злом, и только в этом случае она имеет смысл. Самоценность жизни фашизмом отрицается.

10. Популистский элитаризм. Фашисты постоянно стараются внушить простым людям, что они составляют самый лучший народ на свете, а сами они, разумеется, лучшие из лучших, и поэтому имеют право управлять. Слабость и немощность (в том числе и старческая) презираемы и порицаемы. Фашисты всегда, явно или не явно, придерживаются культа молодости, молодость и энергичность являются едва ли не более значимыми вещами для фашистского вождя любого уровня, чем образование и жизненный опыт.

11. Культ героев. Каждый должен стремиться прожить свою жизнь как герой. И погибнуть в борьбе за лучший в мире народ, управляемый лучшими в мире Вождем и Партией. Нормальных людей призывают (а иногда и принуждают) отдавать за них свою жизнь.

12. Стремление распространить свою власть и на половую сферу человеческой жизни. Культ мужественности, переходящий в откровенный мачизм, сексистское отношение к женщине и беспощадное преследование всех сексуальных меньшинств.

13. Индивидуум не имеет никаких прав личности, он не имеет права и на свободу воли. Только Народ может выражать совокупную волю посредством слов и дел Партии и Вождя. Народ и Партия едины. Любое суждение Партии и ее Вождя и есть суждение Народа.

14. Любое фашистское движение пользуется Новоязом, совершенно особенным языком, для которого характерна примитивность лексики, стремление ограничиться простыми формулами, не допускающими сомнений и критики.

Разумеется, утверждение Умберто Эко о том, что достаточно уже одного признака, чтобы констатировать конденсацию «фашистской туманности», недалеко от истины, но для того, чтобы классифицировать то или иное общественное движение, партию или, тем паче, государственную систему в качестве фашистской, тем более назвать конкретного политика фашистом, этого явно недостаточно. Для этой цели необходимо выявить присутствие в идеологии и практике той или иной партии, движения или политика как минимум трех признаков, из числа перечисленных, в любых сочетаниях. Сделать это доступно практически каждому ответственному здравомыслящему человеку. Нужно только трезво и критично подойти к каждому прочитанному и услышанному слову, к каждому действию того или иного субъекта.

К какому же выводу можно прийти, применив данную методологию к окружающей нас жизни? Признаться, вывод этот может оказаться шокирующим. Похоже, что мы уже живем в фашизоидном обществе и соответствующем государстве. Последнее посылает первому недвусмысленные сигналы типа видеороликов одной небезызвестной партии, представленной в Думе (в нормальной, здоровой стране, не зараженной бациллами фашизма, подобная идеологическая видеостряпня в принципе не может дойти до телеэкрана), беспардонного шмона милицией зачастую своих же сограждан с иным цветом кожи и разрезом глаз, постоянных призывов «мочить в сортире» и пр. А общество радостно отвечает. Убийствами студентов-иностранцев. Избиениями «неарийцев». Выселением целых народов, как это случилось с турками-месхетинцами.

Преследуя свои цели, современное Государство российское начало разыгрывать «патриотическую» карту, похоже, изначально истолковав патриотизм в националистическом ключе. В такой трактовке он неизбежно приобретает коричневый оттенок. При этом государственные деятели современной России совершенно не отдают себе отчета в том, чем это может закончиться даже для них самих, не говоря уже обо всей стране. Всплеск темной, тупой ксенофобии масс может смести все на своем пути. Ведь «кабинетный» фашизм некоторых наших истеричных интеллигентов, современных «соловьев генштаба», периодически мелькающих в телепередачах типа «Однако» и просто млеющих от экстаза близости к власти, сам по себе не опасен. Опасна та темная энергия, которую он будит в обывателях: «народный» фашизм. А последний может обернуться не только «русским бунтом, бессмысленным и беспощадным», но и чем-нибудь похлеще.






Источник: «Московские новости», 24 апреля 2006 г.

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 Сейчас пишут
три - пятнадцать, ДМБ 1985, Saw Ewas 1a26b1e6, vadyan, Иван Афанасьев, abacus sp, Карл Великий 9c46cd9e, HugeMug, Веселий сумчанин, Хавронников Степан, sulima ivan
 Всего на сайте: 33 писателя
 
 
 
 
 
 вверх