EN|RU|UK
 Форум Украины(625211)
  211  18
Тему создал: NEWS

Кто там хотел в премьеры? А как вам это нравится????????

Скептики, кричавшие сразу после выборов о проигрыше «партии власти» - блока «Наша Украина», - посрамлены. Оправившись от удара, НУ закусила вожжи и сегодня имеет, пожалуй, первый за последнее время реальный шанс обойти в счете в «товарищеском матче» «товарищей» из Блока Тимошенко.

Данный факт стал известен в среду вечером, после очередного раунда переговоров о создании «оранжевой коалиции». После переговоров было объявлено, что оранжевая коалиция состоится, и что уже в четверг, 13 апреля, руководителями БЮТ, НУ и СПУ будет подписан согласованный проект протокола о порядке формирования коалиции. Однако суть не в протоколе и даже не в его согласовании. А в проектах коалиционных документов, подготовленных НУ и предложенных на рассмотрение участникам будущей коалиции. Если быть совсем точным – в проекте регламента коалиции. Именно этот документ, скрупулезнейшим образом выписанный юристами НУ, способен не только обеспечить прочное и мирное будущее коалиционного сосуществования НУ, БЮТ и СПУ, но и навсегда похоронить неуемные властные амбиции отдельных представителей будущей коалиции (Полный текст проекта регламента).

Квинтэссенция регламента содержится в простой формуле управления и контроля не только за работой коалиции в парламенте, но и за работой исполнительной власти, сформированной коалицией. А именно: одна политическая сила – один голос. Причем этот голос решает все: от кандидатуры премьера до фактического утверждения постановлений Кабмина. Концептуально среди положений регламента стоит также выделить такие предложения: значительное усиление позиций президента по целому ряду вопросов, жесткая дисциплина среди участников и, наконец, латентное преимущество в руководстве коалицией членов «Нашей Украины».

Итак, подробнее. Руководящими органами коалиции, согласно предложенному регламенту, являются следующие: Высший совет коалиции (далее ВСК. - «Трибуна»), Совет коалиции (СК), координатор коалиции, общее собрание коалиции. Латентное преимущество НУ обеспечивается в Высшем совете коалиции, в который входят президент (он же глава ВСК), спикер ВР, премьер, главы фракций – участников коалиции и – внимание! – главы партий, входящих в коалицию либо в соответствующие блоки. Элементарный подсчет показывает, что при любом должностном раскладе НУ будет иметь в ВСК как минимум паритет с БЮТ и СПУ вместе взятыми, а если учитывать голос президента страны, являющегося также почетным президентом НСНУ, - перевес в один голос. В НУ входит шесть партий, в то время как в БЮТ – всего две, «Батькивщина» и УСДП. Вот когда Юлия Владимировна может пожалеть, что предпочла принимать политиков в список «тушками», а не партиями.

Впрочем, остаются загадкой полномочия ВСК, выписанные в регламенте на удивление расплывчато. Их фактически два: «определять стратегические задания деятельности КМУ» и «рассматривать любые вопросы, которые составляют интерес для Коалиции». Скромность, с которой высших государственных деятелей наделяют полномочиями, вряд ли кого обманет: на самом деле они не просто обширны, в рамках коалиции они абсолютны. Но, с другой стороны, нигде далее в регламенте нет упоминаний об обязательности выполнения кем бы то ни было «стратегических заданий» или «любых вопросов» от ВСК. Что наводит на две мысли: ВСК выписан в регламенте исключительно в качестве «клуба VIP-лиц» без права голоса. Или же ссылки на обязательность решений ВСК появятся позже и в других документах. В последнее верится как-то больше.

Вторым по значению – не формально, а фактически – руководящим органом коалиции является Совет коалиции. Хотя в списке руководящих органов он значится последним, четвертым, в коалиции, если следовать букве регламента, без санкции СК даже муха не пролетит. Совет коалиции состоит (в случае, если коалиция будет создана «триумвиратом») из девяти человек – от каждой из политсил глава фракции и два члена. Полномочия СК огромны и, в большинстве, обязательны для исполнения. Но главное, в СК каждая из сил – БЮТ, НУ и СПУ - имеет только один голос. А решения принимаются консенсусом. Понятно, что, если исходить из распределения сил внутри коалиции (БЮТ – 53% депутатов, НУ -33%, СПУ-14%), данная форма принятия решений наименее выгодна БЮТ, наиболее – СПУ. Фактически регламент аннулирует на уровне коалиции результаты выборов и ставит всех участников в равные условия.

Общее собрание коалиции, то есть собрание всех парламентариев входящих в коалицию , как в составе фракций, так и индивидуально, напротив, распределяет влияние пропорционально результатам выборов. Исходя из имеющихся на данный момент раскладов, понятно, что большинство в ОСК будет иметь БЮТ. Однако реальных полномочий у Общего собрания практически нет. Например, среди полномочий выписан вопрос о внесении на рассмотрение парламента кандидатуры премьера и членов правительства. Однако чуть дальше регламент уточняет: «Вопрос о внесении предложений относительно кандидатур премьер-министра Украины, других членов Кабинета министров Украины рассматривается на Общем собрании коалиции только после предварительного принятия решения о согласовании кандидатур Советом Коалиции». И, видимо, для подавления возможных внутрикоалиционных «бунтов», предусматривает: «Решения Общего собрания коалиции, принятые без предварительного принятия решения о согласовании кандидатур Советом Коалиции, являются недействительными с момента их принятия».

Еще ОСК может принимать в коалицию новых членов. Простым большинством – в индивидуальном порядке, ¾ голосов – фракциями. Теоретически в данном положении заложена возможность коалиционного «переворота», однако, не вдаваясь в подробности схемы, отметим, что она сложна и, в общем, маловероятна даже гипотетически.

Значительные полномочия предусматривает регламент для координатора коалиции. Среди них – руководство Секретариатом коалиции, контроль за выполнением решений Совета коалиции и председательство в СК.

Также регламент предусматривает создание Этической комиссии – эдакого внутрикоалиционного КРУ и службы внутренней безопасности» в одном лице. Этическую комиссию наделяют рядом полномочий, самое важное, пожалуй, из которых – право ставить вопрос о целесообразности пребывания того или иного лица на том или ином посту. Грубо говоря, заметив факт нарушения коалиционной этики (также выписанной в регламенте) со стороны того или иного министра, ЭК вполне может потребовать его увольнения.

Отдельным пунктом в регламенте стоит взаимодействие коалиции с оппозицией. Фактически регламент выписывает те моменты, которые должны были бы фигурировать в законе об оппозиции, пока, увы, не существующем. Например, коалиция четко фиксирует за оппозицией право на руководство в ряде комитетов ВР а также кресло одного из вице-спикеров.

Отдельная песня – взаимодействие коалиции с исполнительной властью и президентом. Как заметил в разговоре с «Трибуной» один из нардепов нового созыва, знакомый с регламентом, «при таком регламенте я бы лично не хотел быть премьером».

Регламент действительно ставит исполнительную власть в чрезвычайно жесткие рамки. Так, премьер обязан консультироваться с коалицией в лице СК по вопросам кадровой политики на всех уровнях, а также «по вопросам, представляющим общественный интерес» (то есть фактически по всем). Премьер обязан согласовывать с СК проекты решений Кабмина и ключевые положения законопроектов, подготовленных Кабмином. А также воздерживаться от шагов, которые могут быть негативно восприняты коалицией.

В свою очередь, коалиция обязана консультироваться по кадровым вопросам и по вопросам «составляющих государственный и общественный интерес» с президентом. В целом регламент не предусматривает обязательность исполнения предложений президента коалицией, однако даже форма «консультаций» значительно усиливает влияние главы государства на коалицию в частности и парламент в целом.

Наконец, регламент предусматривает ряд жестких мер, призванных установить в рамках коалиции жесточайшую дисциплину. Причем для ряда случаев «высшая мера», то есть роспуск коалиции, кажется даже не совсем адекватной. Понятно, что уменьшение состава коалиции до 225 и менее нардепов (высшая мера!), неутверждение руководства ВР и Кабмина (высшая мера!), в общем, и так говорят сами по себе о распаде коалиции.

Однако автоматический роспуск коалиции также предусмотрен, например, в случае не утверждения ВР проекта закона Украины, внесенного и определенного как приоритетный Кабинетом Министров Украины. Более того, если проект утвердят, но при этом более одной пятой части любой фракции его не поддержит – высшая мера. Теоретически демарш семи социалистов, 16 «нашеукраинцев» или 26 БЮТовцев, решивших не поддержать «приоритетный проект», автоматически разваливает коалицию. С одной стороны это кажется перебором. С другой, учитывая опасения относительно «прогулов» нардепов, большинство из которых бизнесмены, вышка для коалиции видится достаточно серьезным средством повышения парламентской дисциплины.

Та же «высшая мера» стоит на страже интересов президента, не согласного с определенными решениями парламента. Роспуск коалиции предусмотрен в случае принятия решения ВР относительно преодоления вето президента Украины на закон, если это решение не было поддержано Советом Коалиции. Наконец, коалиция распускается в случае, если Кабмин примет решение «по вопросам экономической, социальной, фискальной, кадровой политики», противоречащее регламенту.

Так в целом выглядит схема работы будущей коалиции, предложенная НУ. Разумеется, и в СПРУ, и в БЮТ понимают ее явные и скрытые смыслы. Можно предположить, что в ходе дальнейшего обсуждения БЮТ будет настаивать на расширении своего влияния в коалиции. Например, предложив изменить формат СК на пропорциональное участие. Здесь, скорее всего, НУ поддержат социалисты, заинтересованные в формате «одна фракция – один голос». Также, не исключено, будут попытки снять жесткие ограничения с деятельности исполнительной власти. В данном вопросе СПУ может поддержать как НУ, так и БЮТ.

Также можно предположить, что заинтересованными сторонами будет поставлен вопрос о соответствии формата власти, выписанного в регламенте, и формата власти, выписанного в Конституции. Но хотя форматы ощутимо отличаются, любые спекуляции в данном вопросе будут бесперспективны. В самом деле: Конституция дает ВР, премьеру и президенту значительные права, но при этом она не запрещает перераспределять эти права согласно взаимной договоренности. И если, образно говоря, коалиция вдруг решит голосовать исключительно за законопроекты, разработанные, к примеру, Кабмином, и никакие больше, это никак не будет считаться не соответствующим Конституции.

В любом случае НУ, предложив документ, в целом не противоречащий презентованным ранее меморандуму СПУ и предложениям БЮТ, однако при этом выгодно расставив акценты, перехватила инициативу. БЮТ необходимо решать, стоит ли далее зацикливаться на властных амбициях с перспективой остаться в оппозиции или же уступить коллегам по коалиции ряд полномочий, но быть при власти. Причем решение осложнено тем, что оружие Тимошенко – апелляции к Майдану – теперь будет обращено против нее самой.

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 Сейчас пишут
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,
Вася Городской, Василий Гунчак, Roman Podyu 5027fa4e, Жданский Амбросий, SergeL, Alexandr Slavich, fresh guacamole, Сергей Канев ba5ea4a8, Vadym Tsyrkalyuk, сам прихожу, shokolad, Tyravskyy Ruslan, Sophia-Maria Duglass, Gaydamaka Kozak, Irada, Cтарий Кінь, Лео Кот, Murlin Murloff, NonCFist, alex lagun, Вася Шевченко f77d76ba, Andrey Bolcman, Maxim Ak-Murza, magic SOM, Панько Недобрий, Nick Dubovikoff, Otec Pigidiy, Виктор Потоцкий ddddc13d, om 3badd7a6, uegfybyf, Gar, не скажу, Alexander Hesse, Harib Da, Red_Sky_On, alex tem, Baks13 Wow, Саша777, tamerlan, Alexander Cherepchenko, Udo Dirkshnaider, кацахол, Sergey 4262a655, Дмитрий Донской 70837825, Андрей Шевченко 73396fdd, Шрек Баблокат, частный сектор, злой крот, 133133, Igor Silent, Губернатор Боронео, Royal Flush, Вячеслав Крук, Nnikolay Yegorov, Иван Карпов, Stephan Bil, Алексей Носов d8330900, monah 58f1317c, RobinHood dfb9bea2, Miko R 798886a8, Alex Lem, Ольга Мартынюк b6557456, Eugeniusz 1, Герхард, Марьяна, Юрий Шмадченко, Rostyslav Komarnytsky, Сантьяго, Ali Hasan, WiM, Совестно за Брата, vera Rom, Nataliia Mykhailova, Lvbnhj, Don Vitynsky, Vladimir Shcherbak, Бобік Відроджений, Igor Strl, Van-fan Ivanov, Враг рода человеческого 666, NNN, Solo, Nikol Pricol, igor555 ab2700df, Виктор Сокил, Сэмэн Поштовый, Константин Гризодубо, Tatyana Pomolova
 Всего на сайте: 283 писателя
 
 
 
 
 
 вверх