EN|RU|UK
 Форум Украины(618606)
  160  7
Тему создал: Без имени

Может это все-таки политика?

Только у нас умеют завидовать так кровожадно, но без практической пользы, только из инстинкта.Неделю назад эфирное время нашего ТВ было посвящено всенародному празднованию восьмидесятилетия Майи Плисецкой. Но у нас не бывает долгих праздников: на текущей неделе разразился всенародный скандал в Большом театре с не менее всемирно известным музыкантом Мстиславом Ростроповичем.Знаменитую балерину чествовали, как королеву при восхождении на трон. Она прожила долгую жизнь, правда, почти половину из нее вне России, и дождалась-таки прижизненной канонизации на родине. Утверждение, что без нее не состоялась бы история мирового балета ХХ века, было не самым смелым комплиментом в восторженном хоре страстных почитателей – завистники, похоже, до нынешних времен не дожили. Чуть стихли торжества, как телевидение отдало должное и ее мужу, композитору Родиону Щедрину, в благодарности которому балерина в каждом интервью рассыпалась. И, похоже, вполне искренне. Находящаяся в блестящей форме Плисецкая держалась с безупречным величием: была обворожительна, открыта, в меру скромна и чуть рассеянна. Она вызывала восторг, а сама нет-нет да лукаво потирала божественные руки, повторяя с неподражаемой непосредственностью: я говорю об таком-то не без злорадства… Речь всякий раз шла о былых обидах, о которых нынче она может позволить себе вспоминать с легкой полуулыбкой. Действительно, как отнестись хоть к словам Фурцевой о «Кармен-сюите», что Плисецкая сделала продажную женщину из героини испанского народа? Министр культуры путала Кармен с Долорес Ибаррури… Но все равно в этом блестящем празднике был ощутимый привкус горечи. В конце концов просто так, из любви к приключениям, не бросают одну из лучших балетных сцен мира с тем, чтобы открыть танцевальную школу в европейском захолустье. И когда супружеская пара Плисецкая–Щедрин покидала Советский Союз, их не провожали с оркестром. Их вытолкнули – точно так, как прежде них изгнали из страны другую великую музыкально-театральную пару: Ростроповича и Вишневскую. И повторилось то же самое: властям было мало того, что они освободили родину от физического присутствия людей, которыми гордилась бы любая страна мира, но и пытались смыть саму память о них: уничтожали копии фильмов, убирали имена из титров или вовсе стирали пленки.И добро б дело было только в одной советской власти и большевистских фанабериях: КГБ не нравилось, что у Ростроповича на даче жил Солженицын, Плисецкая же конфликтовала с придворным хореографом Григоровичем, а на западных гастролях вела себя так, будто это не родная советская власть ее туда пустила. Нет, русская власть всегда обидчива и мнительна, и есть в этих двух историях – эти самые громкие, но похожих на них тысячи – какая-то тоскливая закономерность. Конечно, можно признать, что нигде ординарные люди не любят тех, кто из ряда вон; такова человеческая природа, и всем и всегда с особо одаренными трудно: Пушкин даже заставил Сальери стать злодеем, чтобы рельефнее проиллюстрировать эту мысль. Но, пожалуй, только у нас умеют завидовать так кровожадно, набрасываться стаей с таким сладострастным желанием загрызть, будто Средние века здесь не кончились. Причем без практической пользы, лишь из инстинкта, из отсутствия мочи видеть рядом кого-то блестящего и виртуозного. Ведь нельзя же не понимать, что, даже сжив их со света, все равно место Плисецкой или Ростроповича не займешь, для этого надо быть Ростроповичем или Плисецкой.Можно только догадываться о степени недоумения, которое испытывали эти звезды, переживая незаслуженные, как им казалось, обиды. При этом никакая поза не помогает: ни фигура простая баба, как у Вишневской, ни роль надмирная красавица, как у Плисецкой. Потому что великие отчетливее всех других знают все о своей величине, и только их товарищей и товарок могут по этому поводу время от времени посещать радостные сомнения.Нашу страну, конечно, не переделать. Но тем не менее многие, кто в свое время здесь едва не задохнулся, пытались вернуться – навсегда или погостить. Они не просто возвращались, но еще и старались что-то сделать для родины. Разделить с ней свою всемирную славу. Что-нибудь подарить, спеть или сплясать безвозмездно, поделиться гениальностью. Родина встречала эти потуги сдержанно: всяческие поползновения альтруистического характера здесь всегда воспринимались с подозрением.Добро б только наша пресса могла позволить себе писать, что, мол, Ростропович на самом-то деле играет так себе – с нее, с прессы, что возьмешь. Или наша таможня обкладывала бы данью бескорыстные дары, на то она и таможня. Но в Питере, скажем, произошла уж совершенно дикая история с квартирой, которую музыкант купил для города, чтобы там поместить музей Шостаковича. Скорее всего, маэстро запамятовал слова Воланда и решил, что жилая площадь лишена нынче сакральных свойств. Или чего стоит нынешний скандал, когда Ростропович настаивал работать с одними и теми же музыкантами на репетициях оперы Прокофьева, а ему подсаживали кого придется… Благородные люди пытаются заставить себя забыть былые обиды. Тем более что действительно много воды утекло и общепризнано, что мы теперь живем в другой стране – даже последний генеральный секретарь однажды в нее, другую, вернулся. Но общие мнения не всегда верны. И если Тютчев со своим аршином не знал такого мыслительного эксперимента – положить, что Россия по-прежнему черный ящик, то какой бы сигнал ни подавать на входе, на выходе получается все то же самое. Отчасти, быть может, и потому, что – мысль некорректная, но, кажется, верная – забывать и прощать здесь ничего и никому не стоит.Автор – обозреватель «Независимой газеты», специально для «Газеты.Ru-Комментарии». 02 ДЕКАБРЯ 2005 Текст: Николай Климонтович

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 Сейчас пишут
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,
Makar Baboker, тютя тютькин 0e0cff03, фОшЫзд Галичанский, Олег Петрович ed2c8e0a, Бумеранг, Андрей Ильчук, Светлана Бессарабова, Гарик Не инженер c161d501, Ким Чен Ир, Батя Махно, Wevelsburg, Андрей Жуков b738201d, Vladimir Putny, maroon 5, Владимир_1958, Саша Крест, Маркиз, Dron, Лилия Стацкая, Злий Грицько, Іван Багряний 63698326, Rjr, Caidence, Берлага Дрейфус, Фатима Черноморский Дельфин, Александр Корчинский 76162614, (unknown) a8311cec, Эвелина Маланя, RS Detector, экзорцист, Евгений Калашников, Tierre, zaParisian, Дымон Олбански, Ольга Мартынюк b6557456, Михаил Торо, Никодім Сема
 Всего на сайте: 153 писателя
 
 
 
 
 
 вверх