EN|RU|UK
 Форум Украины
  163  15

 Юле расхочется в коалицию. Скоро.

Кто там хотел в премьеры?
Виталий РЯБОШАПКА , 13.04.2006 , 14:41
Скептики, кричавшие сразу после выборов о проигрыше «партии власти» - блока «Наша Украина», - посрамлены. Оправившись от удара, НУ закусила вожжи и сегодня имеет, пожалуй, первый за последнее время реальный шанс обойти в счете в «товарищеском матче» «товарищей» из Блока Тимошенко.
Данный факт стал известен в среду вечером, после очередного раунда переговоров о создании «оранжевой коалиции». После переговоров было объявлено, что оранжевая коалиция состоится, и что уже в четверг, 13 апреля, руководителями БЮТ, НУ и СПУ будет подписан согласованный проект протокола о порядке формирования коалиции. Однако суть не в протоколе и даже не в его согласовании. А в проектах коалиционных документов, подготовленных НУ и предложенных на рассмотрение участникам будущей коалиции. Если быть совсем точным – в проекте регламента коалиции. Именно этот документ, скрупулезнейшим образом выписанный юристами НУ, способен не только обеспечить прочное и мирное будущее коалиционного сосуществования НУ, БЮТ и СПУ, но и навсегда похоронить неуемные властные амбиции отдельных представителей будущей коалиции.
Квинтэссенция регламента содержится в простой формуле управления и контроля не только за работой коалиции в парламенте, но и за работой исполнительной власти, сформированной коалицией. А именно: одна политическая сила – один голос. Причем этот голос решает все: от кандидатуры премьера до фактического утверждения постановлений Кабмина. Концептуально среди положений регламента стоит также выделить такие предложения: значительное усиление позиций президента по целому ряду вопросов, жесткая дисциплина среди участников и, наконец, латентное преимущество в руководстве коалицией членов «Нашей Украины».
Итак, подробнее. Руководящими органами коалиции, согласно предложенному регламенту, являются следующие: Высший совет коалиции (далее ВСК. - «Трибуна»), Совет коалиции (СК), координатор коалиции, общее собрание коалиции. Латентное преимущество НУ обеспечивается в Высшем совете коалиции, в который входят президент (он же глава ВСК), спикер ВР, премьер, главы фракций – участников коалиции и – внимание! – главы партий, входящих в коалицию либо в соответствующие блоки. Элементарный подсчет показывает, что при любом должностном раскладе НУ будет иметь в ВСК как минимум паритет с БЮТ и СПУ вместе взятыми, а если учитывать голос президента страны, являющегося также почетным президентом НСНУ, - перевес в один голос. В НУ входит шесть партий, в то время как в БЮТ – всего две, «Батькивщина» и УСДП. Вот когда Юлия Владимировна может пожалеть, что предпочла принимать политиков в список «тушками», а не партиями.
Впрочем, остаются загадкой полномочия ВСК, выписанные в регламенте на удивление расплывчато. Их фактически два: «определять стратегические задания деятельности КМУ» и «рассматривать любые вопросы, которые составляют интерес для Коалиции». Скромность, с которой высших государственных деятелей наделяют полномочиями, вряд ли кого обманет: на самом деле они не просто обширны, в рамках коалиции они абсолютны. Но, с другой стороны, нигде далее в регламенте нет упоминаний об обязательности выполнения кем бы то ни было «стратегических заданий» или «любых вопросов» от ВСК. Что наводит на две мысли: ВСК выписан в регламенте исключительно в качестве «клуба VIP-лиц» без права голоса. Или же ссылки на обязательность решений ВСК появятся позже и в других документах. В последнее верится как-то больше.
Вторым по значению – не формально, а фактически – руководящим органом коалиции является Совет коалиции. Хотя в списке руководящих органов он значится последним, четвертым, в коалиции, если следовать букве регламента, без санкции СК даже муха не пролетит. Совет коалиции состоит (в случае, если коалиция будет создана «триумвиратом») из девяти человек – от каждой из политсил глава фракции и два члена. Полномочия СК огромны и, в большинстве, обязательны для исполнения. Но главное, в СК каждая из сил – БЮТ, НУ и СПУ - имеет только один голос. А решения принимаются консенсусом. Понятно, что, если исходить из распределения сил внутри коалиции (БЮТ – 53% депутатов, НУ -33%, СПУ-14%), данная форма принятия решений наименее выгодна БЮТ, наиболее – СПУ. Фактически регламент аннулирует на уровне коалиции результаты выборов и ставит всех участников в равные условия.
Общее собрание коалиции, то есть собрание всех парламентариев входящих в коалицию , как в составе фракций, так и индивидуально, напротив, распределяет влияние пропорционально результатам выборов. Исходя из имеющихся на данный момент раскладов, понятно, что большинство в ОСК будет иметь БЮТ. Однако реальных полномочий у Общего собрания практически нет. Например, среди полномочий выписан вопрос о внесении на рассмотрение парламента кандидатуры премьера и членов правительства. Однако чуть дальше регламент уточняет: «Вопрос о внесении предложений относительно кандидатур премьер-министра Украины, других членов Кабинета министров Украины рассматривается на Общем собрании коалиции только после предварительного принятия решения о согласовании кандидатур Советом Коалиции». И, видимо, для подавления возможных внутрикоалиционных «бунтов», предусматривает: «Решения Общего собрания коалиции, принятые без предварительного принятия решения о согласовании кандидатур Советом Коалиции, являются недействительными с момента их принятия».Еще ОСК может принимать в коалицию новых членов. Простым большинством – в индивидуальном порядке, ѕ голосов – фракциями. Теоретически в данном положении заложена возможность коалиционного «переворота», однако, не вдаваясь в подробности схемы, отметим, что она сложна и, в общем, маловероятна даже гипотетически.
Значительные полномочия предусматривает регламент для координатора коалиции. Среди них – руководство Секретариатом коалиции, контроль за выполнением решений Совета коалиции и председательство в СК.
Также регламент предусматривает создание Этической комиссии – эдакого внутрикоалиционного КРУ и службы внутренней безопасности» в одном лице. Этическую комиссию наделяют рядом полномочий, самое важное, пожалуй, из которых – право ставить вопрос о целесообразности пребывания того или иного лица на том или ином посту. Грубо говоря, заметив факт нарушения коалиционной этики (также выписанной в регламенте) со стороны того или иного министра, ЭК вполне может потребовать его увольнения.
Отдельным пунктом в регламенте стоит взаимодействие коалиции с оппозицией. Фактически регламент выписывает те моменты, которые должны были бы фигурировать в законе об оппозиции, пока, увы, не существующем. Например, коалиция четко фиксирует за оппозицией право на руководство в ряде комитетов ВР а также кресло одного из вице-спикеров.
Отдельная песня – взаимодействие коалиции с исполнительной властью и президентом. Как заметил в разговоре с «Трибуной» один из нардепов нового созыва, знакомый с регламентом, «при таком регламенте я бы лично не хотел быть премьером».
Регламент действительно ставит исполнительную власть в чрезвычайно жесткие рамки. Так, премьер обязан консультироваться с коалицией в лице СК по вопросам кадровой политики на всех уровнях, а также «по вопросам, представляющим общественный интерес» (то есть фактически по всем). Премьер обязан согласовывать с СК проекты решений Кабмина и ключевые положения законопроектов, подготовленных Кабмином. А также воздерживаться от шагов, которые могут быть негативно восприняты коалицией.
В свою очередь, коалиция обязана консультироваться по кадровым вопросам и по вопросам «составляющих государственный и общественный интерес» с президентом. В целом регламент не предусматривает обязательность исполнения предложений президента коалицией, однако даже форма «консультаций» значительно усиливает влияние главы государства на коалицию в частности и парламент в целом.
Наконец, регламент предусматривает ряд жестких мер, призванных установить в рамках коалиции жесточайшую дисциплину. Причем для ряда случаев «высшая мера», то есть роспуск коалиции, кажется даже не совсем адекватной. Понятно, что уменьшение состава коалиции до 225 и менее нардепов (высшая мера!), неутверждение руководства ВР и Кабмина (высшая мера!), в общем, и так говорят сами по себе о распаде коалиции.
Однако автоматический роспуск коалиции также предусмотрен, например, в случае не утверждения ВР проекта закона Украины, внесенного и определенного как приоритетный Кабинетом Министров Украины. Более того, если проект утвердят, но при этом более одной пятой части любой фракции его не поддержит – высшая мера. Теоретически демарш семи социалистов, 16 «нашеукраинцев» или 26 БЮТовцев, решивших не поддержать «приоритетный проект», автоматически разваливает коалицию. С одной стороны это кажется перебором. С другой, учитывая опасения относительно «прогулов» нардепов, большинство из которых бизнесмены, вышка для коалиции видится достаточно серьезным средством повышения парламентской дисциплины.
Та же «высшая мера» стоит на страже интересов президента, не согласного с определенными решениями парламента. Роспуск коалиции предусмотрен в случае принятия решения ВР относительно преодоления вето президента Украины на закон, если это решение не было поддержано Советом Коалиции. Наконец, коалиция распускается в случае, если Кабмин примет решение «по вопросам экономической, социальной, фискальной, кадровой политики», противоречащее регламенту.
Так в целом выглядит схема работы будущей коалиции, предложенная НУ. Разумеется, и в СПРУ, и в БЮТ понимают ее явные и скрытые смыслы. Можно предположить, что в ходе дальнейшего обсуждения БЮТ будет настаивать на расширении своего влияния в коалиции. Например, предложив изменить формат СК на пропорциональное участие. Здесь, скорее всего, НУ поддержат социалисты, заинтересованные в формате «одна фракция – один голос». Также, не исключено, будут попытки снять жесткие ограничения с деятельности исполнительной власти. В данном вопросе СПУ может поддержать как НУ, так и БЮТ.
Также можно предположить, что заинтересованными сторонами будет поставлен вопрос о соответствии формата власти, выписанного в регламенте, и формата власти, выписанного в Конституции. Но хотя форматы ощутимо отличаются, любые спекуляции в данном вопросе будут бесперспективны. В самом деле: Конституция дает ВР, премьеру и президенту значительные права, но при этом она не запрещает перераспределять эти права согласно взаимной договоренности. И если, образно говоря, коалиция вдруг решит голосовать исключительно за законопроекты, разработанные, к примеру, Кабмином, и никакие больше, это никак не будет считаться не соответствующим Конституции.
В любом случае НУ, предложив документ, в целом не противоречащий презентованным ранее меморандуму СПУ и предложениям БЮТ, однако при этом выгодно расставив акценты, перехватила инициативу. БЮТ необходимо решать, стоит ли далее зацикливаться на властных амбициях с перспективой остаться в оппозиции или же уступить коллегам по коалиции ряд полномочий, но быть при власти. Причем решение осложнено тем, что оружие Тимошенко – апелляции к Майдану – теперь будет обращено против нее самой.Источник: https://censor.net.ua/f2323616
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 Сейчас пишут
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,
Андрій Жагун, sea dog, Oksana VB, NNN, Alexandr Slavich, keyfo, Шимус, Гыг с Вами, RobinHood dfb9bea2, вася п, ОСТАП ВИШНЯ 109272ad, gassab, smith & wesson, Иван Афанасьев, Ніна Татарченко, Женя-Женя, Лесли, Панько Недобрий, RauL Bask, Alex Rozhenko, Fobos, Aleks_15, Шенборн, Gnomk here, Вася Жук, Urs, Ali Hasan, belge, Hazan Eldoran, про, Bob2, Великая Исландия, Карательный Бабах, Jester, Оля Имбик Ковач, ahuhu
 Всего на сайте: 124 писателя
 
 
 
 
 
 вверх