EN|RU|UK
Блоги Інна Березюк
Редакция Цензор.НЕТ может не разделять позицию авторов. Ответственность за материалы в разделе "Блоги" несут авторы текстов.
  1423  12

НАЙТИ И ОБЕЗВРЕДИТЬ..."системно" в условиях безсистемности

Спасибо профессору, инфекционисту, Ольге Анатольевне Голубовской, прекраснейшее интервью которой на "Hard з Влащенко" от 28 января я сегодня таки нашла время прослушать, и многим моим коллегам, все еще в период безсистемья отрасли здравоохранения самоотверженно идущим по ее стопам для того, чтобы работать с нашим населением на уровне той санитарно-просветительской работы, которой нас учили когда-то в наших Alma Mater еще в 80-е годы (слава Богу, что упоминание Михаилом Борисовичем Радуцким 30 января на ток-шоу "Народ проти" периода, оказывается, аж в двадцать восемь лет постоянной стагнации нашего медицинского образования, коснулось такой ремаркой только нас как плохих преподавателей, но хотя бы не наших уважаемых нами учителей).

Информировать мы стараемся ежедневно, по мере сил и возможностей, которых нам, профессионалам, оставляют все меньше и меньше, рассказывая элементарно простые вещи, чтобы делать наше общество хоть немножечко аккуратнее по отношению к своей собственной, а таким образом и к коллективной, безопасности.

Действительно, даже такие простые иногда вещи, как научить каждого гражданина, если он уже простужен, но все еще не оставил сам себя дома, чтобы не заражать окружающих, или при необходимости все же выйти в социум так и не надел на лицо маску по любой причине (не имеет, не может купить, не желает глупо выглядеть, неудобно носить и т.д.), то в таком случае хотя бы иметь в кармане салфетку, которой нужно закрывать лицо при кашле или чиханье, в крайнем случае уж кашлять или чихать в рукав или закрываясь воротником, но только не в воздух вокруг себя или в лицо соседям, или же закрывая лицо ладонями, которыми потом разнести все по поверхностям, за которые будут браться другие, так и это тоже нужно повторять регулярно и почти ежедневно.

Ведь да, действительно, в условиях, когда эпидемиологических системных мероприятий и самой системы их регулярного осуществления нет, то спасение утопающих - это дело рук самих утопающих, особенно если плывут они все так или иначе на одном "Титанике".

И учить их думать о ближнем нужно, напоминая о том, что в противном случае "бумеранг добра" через "сем рукопожатий" вернется к их же близким. Ведь инфекции шутить не любят.

Прослушивание этого интервью напомнило мне несколько казуистических ситуаций этой прошедшей недели, связанных с пресловутым ныне коронавирусом, произошедших со мной во время поездки, когда приходилось почти целый день пользоваться общественным транспортом ближнего и дальнего следования.

Эти смешные, на первый взгляд, истории заставляют еще раз поднять вопрос о том, а почему же так сложно в нашем государстве на уровне управленческих решений в высшем звене принимаются весьма простые или иногда даже очень примитивные и весьма очевидные решения, которые лежат на поверхности, не требуют больших усилий, да и не так вообще-то дорого и стоят.

И тут я о простейшей вещи, а не о закупке тест-систем, дорогого оборудования, которое должно у нас и так быть в запасе, если мы хотим относить себя к державам цивилизации, о резервном фонде на случай эпидемических вызовов обществу, в том числе и коечном фонде, и т.д. -

я тут вообще поведу речь всего-навсего о правильной коммуникации профильного министерства с населением - прямо ли, опосредовано ли с привлечением всех важных стейкхолдеров в цепи из партнерских структур, с информированием и проверкой готовности по вертикали и по сети здравоохранения всех специалистов, значения не имеет.

История первая.

(ее рассказал мне таксист, рано утром везший меня на вокзал к поезду - передаю ее прямой речью):

Водитель: "Я окно открою, Вы не против? Салон проветрю на всякий. А то за двадцать минут до Вас тут в такси ехала на вещевой рынок на работу такая себе теточка и когда садилась, то громко и раскатисто чихнула. Я ей в ответ: "Будьте здоровы, чесночок ешьте, а то, говорят китайский вирус в мире свирепствует", а она мне в ответ рассказывает следующую историю: "Так ото ж. Я вчера в маршрутке ехала на базар на работу тоже утром. Маршрутка набитая. Зашла и стало как-то в носу чесать, я тоже чихнула и говорю сама к себе достаточно громко "От надо ж, черт его знает, что это я из этого Китая привезла". Так на следующей остановке в маршрутке остались только я и водитель". Вот как оно бывает."

Я водителю в ответ: "Да, да, это похоже на наших людей, смешно, хотя, Вы знаете, а ведь если она действительно приехала бы из Китая, то вполне правдоподобно, ведь инкубационный период нового заболевания до 14 дней и в этот период носитель уже заразен. Кстати, я - доктор".

- "Да? Ну так, и я ж о том, доктор. Ведь весь "юмор" этой истории оказался в конце-то-концов в том, что тетка эта, действительно, как оказалось потом, на днях приехала из Китая, куда ездила за товаром для своей палатки на рынке. Вот и проветриваю теперь. А Вы что еще подскажете делать?"

- "К врачу обращайтесь, если заболеете в течение двух недель, и про этот случай не забудьте тогда рассказать".

Так закончилась наша беседа с таксистом.

А про себя я подумала, а ведь опасения таксиста правильные, а мои рекомендации ему разве достаточные? Разве легко будет (да и кому для начала, если эпидемиологов у нас в стране нет от слова "совсем") найти и хотя бы обследовать, если не изолировать на период инкубационного периода в карантин всех контактных, если и эта "тетка", и этот таксист будут две недели подряд, относясь к так называемой "обсервационной группе" (забытые ныне слова из "старой школьной программы") работать в тех сферах деятельности, где на протяжение дня с ними контактирует множество людей, им неизвестных, которые приходят и уходят навсегда, контактов по себе никаких не оставляя.

История вторая

(я столкнулась с этой ситуацией вечером в поезде при возвращении)

Сажусь в вагон. Проводник, проверив билет и спросив, куда я, разрешает пройти. За моей спиной я слышу его тихий шепот напарнице: "Вот видишь, я тебе говорил, не бери ее, а ты мне - купе штабное, нам не звонили, значит будет пустым. А вот и человек туда есть, оказывается". Захожу в купе. В темноте на моем месте сидит женщина. Здороваюсь. Она мне в ответ: "Я сейчас пересяду, я ненадолго". - "Т.е. недалеко?" - спрашиваю.

"Нет. Но вообще-то далеко..." - как-то странно говорит она и прячет под сиденье большие два тюка. 

Поезд трогается с места. Проводник, зайдя, еще раз проверяет у меня билет и предлагает чай, узнает, что мне не нужна постель, поскольку я недалеко. У женщины он ничего не просит и ничего ей не предлагает.

Проходит час. Женщина сидит, не ложится, но видно, что полежать она не прочь - она явно нездорова. Каждые минут пять-семь она выходит в коридор, как бы подышать, но я слышу, что она чихает, закрывая ладонями лицо.

Заходит в очередной раз и роется в сумочке - достает какую-то таблетку.

"Вы нездоровы?" - спрашиваю я. - "Я - доктор".

"Нет, я просто устала. А времени отлежаться нет. Я издалека еду....От сына" (последнее она добавляет уже для уверенности, больше моей).

"Так возьмите постель. Или Вам денег дать, может у Вас нет?"

"Нет, спасибо. Мне нужно будет выходить часто, я не буду ложиться. Извините".

Она выходит и ее долго нет. Потом возвращается.

Через пять минут в купе заглядывает проводник и шепотом подзывает ее: "Пойдемте, товар оставьте тут, я Вас в пустое купе переведу, где у нас постели".

Дальше я еду одна. На всякий случай стол и ручки, за которые бралась женщина, вытираю влажной салфеткой, понимая глупость этого "эпидмероприятия" даже в случае банального ОРВИ.

Когда мне нужно выходить, в коридоре встречаю проводника и спрашиваю его: "Скажите мне, Вы взяли человека, по всей вероятности, без билета и ее фамилии не знаете, а ведь она явно нездорова. Откуда она едет? С лечения? Или она просто больна? Вы знаете ее?"

Проводник с ужасом смотрит на меня и говорит: "Она с самолета, откуда-то товар везет из-за границы для базара, вот и попросилась довезти, поскольку товар сдать на багажку не успела, а с ним билет тяжело было подниматься в вокзал брать и все это с собой тягать. Мы и взяли в штабной вагон в расчете на свободное штабное купе".

"А не из Китая ли?" - спрашиваю я, вспомнив утренний случай.

- "Не знаю, я не спросил, а если из Китая?"

- "А если из Китая и Вам на железной дороге ничего по этому поводу еще не рассказали относительно предосторожностей, то новости слушать нужно и спрашивать людей, кто они и откуда, ведь у Вас в вагоне едет множество людей, и дети тоже. А Вы даже фамилию человека не знаете, поскольку билета у Вас не было. Скажите ей по крайней мере, пусть в любом случае по приезду срочно обратится к врачу, а если прилетела из Китая, то обязательно пусть об этом ему скажет. В купе пусть в том отдельном, в котором Вы ее поселили, и дальше едет, к людям не подсаживайте ее. И откройте ей отдельный туалет второй. А потом все после хорошо помойте. Вот - дадите ей пачку салфеток и маску в помощь от меня. Пусть чихает в салфетки и их складывает в пакетик отдельный, а маску пусть оденет, когда будет выходить к людям. Хоть так. И за собой последите после этого. Инкубационный период нового вируса до двух недель. Тоже при проблемах визит к врачу не игнорируйте. Бояться не нужно, просто аккуратнее контактируйте с ней и меньше, раз уж взяли. Но осторожность не помешает. Будьте здоровы!"

Выходя, я подумала только об одном - ведь утренняя "тетка с базара" тоже добиралась из Киева по прилету поездом. И не факт, что не так же. Но даже если и купила билет, какая разница, если и не еще хуже в переполненном купе или вагоне. Как и не факт, что и эта "челночница", что мне встретилась на обратном пути, тоже не из Китая. И потом так же после верификации пойди и попробуй "проследи" ее контакты.

Вот так и формируется на самом деле цепь передачи, запускающая фатальный каток эпидемии, в обществе, где никто и ничем не обеспокоен до первых неприятностей, а потом уже и поздно беспокоиться.

И кто мешал как можно быстрее нашим центральным органам исполнительной власти в здравоохранении выпустить такие рекомендации для общества, где все граждане, прилетающие из Китая домой, должны были бы хотя бы стать на обязательный учет по этому поводу как минимум у своего семейного доктора по прилету и получить больничный лист или справку на период домашнего карантина на две недели, чтобы иметь возможность избегать лишних контактов в обществе, получили бы четкие рекомендации при вынужденном выходе в места скопления людей - общественный транспорт, супермаркеты, поликлинику ту же, надеть на себя маску, как это должны делать все культурные люди, имеющие симптомы даже легкого ОРВИ, чтобы не становиться источником возможного потенциального инфицирования общества, а также чтобы смогли составить правильную тактику не только для себя в обществе, но и для себя по отношению к своим близким, чтобы и их не подвергать пусть и сомнительной, но все же опасности.

А так...Тетка шутит и едет, чихая, на работу, едет она и из Борисполя в Киев, и потом в поезде из Киева в регион, а может потом еще и в рейсовом автобусе куда-то в район, а таксист и водитель потом после нее "проветривают", проводник "моет" и т.д......

Все они ничего не знают о том, а что же четко нужно делать, так же как и о них, потенциальных и "обсервационных", потом в далеких городах, в регионах страны, никто из медицинских специалистов, чтобы им это все рассказать, тоже пока ничего не знает .....до поры, возможно, пока не придут с симптомами. 

Да, мы не Франция, мы - страна нищая (не знаю уж как деньгами, но мозгами в управлении процессами на уровне государства уж точно).

Нам, конечно, не под силу выслать в Китай самолет за своими гражданами, чтобы они не летали окольными путями две недели и забрать их всех домой из эпидочага, а по прилете поместить их в карантинные пансионаты для контрольного наблюдения в течение двух недель. Но ведь хоть такие вот, как выше, рекомендации самим этим людям, прилетающим из Китая, с предложением их выполнить самостоятельно и с функцией минимального контроля на местах (фамилия проинструктированного в аэропорту и его адрес, а потом - передача этих данных в регионы), мы же могли бы справиться?

Уверена, что могли бы.

И разве это дорого и долго?

И тогда в регионах была бы база данных людей, прилетевших из Китая, а эти люди знали бы, что они должны по прилету обратиться к своему семейному врачу и стать на двухнедельный карантинный учет.

Вот так вот просто было тогда, когда у нас была система эпиднадзора.

Но ведь это думать и трудиться нужно, а в профильном министерстве уже пять последних лет точно никто этим не страдает, увы. Зато саботировать работу чиновники, недовольные своим руководителем, научились очень быстро и "по-европейски", они так считают.

И принимать к сведению поэтому пока там наши рекомендации, плохих, но все же каких уж есть все-таки реальных профессионалов отрасли, собираются очень уж медленно и как-то совсем уж пока малорезультативно.

И благо, что для населения есть (остались пока) хотя бы такие вот интервью с профильными специалистами по инициативе журналистов, которые могут и объяснить, и успокоить.

Да, паниковать точно не нужно, но и наплевательством заниматься тоже опасно.

Раньше у нас для этого была хотя бы САНИТАРНО-ЭПИДЕМИЧЕСКАЯ служба.

Оба слова в этом словосочетании вообще-то к коррупции и к проверке продуктовых палаток имеют очень мало прямого отношения.

А вот к нашей санитарии и противоэпидемической защите точно имеют.

Cum spiro spero


Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх