EN|RU|UK
Блоги Александр Соколовский
Редакция Цензор.НЕТ может не разделять позицию авторов. Ответственность за материалы в разделе "Блоги" несут авторы текстов.
  352  0

Как поменялась работа таможни с приходом новой власти

Когда возникают проблемы на стыке бизнеса и власти, обычно старюсь срочно реагировать, ругаться и оперативно "выносить сор из избы" в фб. Когда же нужно сказать спасибо за решённую проблему, обычно все не спешат, и я тому не исключение.

Начну с того, что в начале года я рассказывал о том, что с января буквально у всех импортеров сырья (ткани , трикотажные полотна, пряжи и пр.) возникли системные проблемы, которые раньше, конечно, тоже случались, но эпизодически (и не только у нас в отрасли, как оказалось). Почему-то вместо место борьбы с контрабандой начали создавать проблемы легальному бизнесу, пытаясь поднять стоимость закупаемого сырья, заявленную в декларациях при растаможке. Хоть нам и так с каждым годом все труднее конкурировать с "тенью", а тут еще и все у всех просто встало. Кто не согласен уплатить в бюджет больше положенного - 100% досмотр и последующие судебные разбирательства. Кстати, в 99% случаев затем суды признают решение о повышении таможенной стоимости неправомерным! Но при этом как снежный ком растут издержки - чтобы не платить за простой контейнера оформляем по завышенной стоимости, встречные проверки с поставщиками, суды и лабораторные испытания идут долго, а потом еще попробуй выбить свои деньги назад даже имея судебное решение и выигранную апелляцию!

При этом предприятия со многими своими поставщиками работают годами и десятилетиятиями, ни в каких таможенных нарушениях замечены не были и просят только одного - не задерживайте "скоропортящиеся" сезонные грузы и не заставляйте нас платить больше! Существует пост аудит. Проверяйте на здоровье, если есть сомнения, мы никуда не денемся, нас все знают, вот вам список от Укрлегпром - многие на рынке с 90-х годов и все дорожат репутацией не меньше, чем капиталом! А если хотите реально бороться с контрабандой, то фокус проверок сместите на известных всем минимизаторов и фирмы-однодневки.

Логистика у импортеров тканей обычно предусматривает прохождение пункта пропуска - Одесский порт, а затем таможенное оформление на различных постах, например в Киеве. И вот с начала года до октября вместо положенных 4 часов оформление занимало 30-40 дней, а иногда и свыше 2 месяцев. Потому что шёл 100%-й отбор всех без исключения образцов в Одессе, затем повторный в пункте растаможки.

До результатов экспертизы получатель может или выгрузить груз на временное хранение или заплатить по максимальной ставке пошлину и НДС и по временной декларации забрать на хранение к себе на склад. Что и приходилось делать, в результате чего у каждого добросовестного импортера вымывались миллионы гривен на переплаты по НДС и пошлинам. Которые потом рано или поздно вернутся, но попробуйте поработать без оборотки...

Добавлю к этому, что выгрузка и досмотр с отбором образцов в Одессе это:
- дополнительные затраты ~ в 500-600$ на погрузку-выгрузку и простой контейнера;
- дополнительные 50$ в день за простой автотранспорта;
- зачастую испачканная под дождем и в грязи ткань, непригодная потом для заказчиков;
- потери до 2 м., а иногда и больше на каждом отрезаемом из контейнера артикуле, а их в контейнере могут быть десятки или сотни (и это невозможно проконтролировать, кому из "резчиков" чего понадобилось на костюм, кому на штору...);
- в случае плотной загрузки отправителем контейнера текстилем в вакуумной упаковке, после отбора образцов рулоны уже не помещаются назад в контейнер и приходилось брать ещё одну машину для перевозки в Киев!
- но самое интересное, что еще один осмотр и отбор образцов на лабораторию из тех же рулонов мог произойти затем и в Киеве.

Предыдущее руководство таможни все просьбы и мольбы предприятий и единственной в стране профильной ассоциации Укрлегпром гордо игнорировало. А т.н. "письмо Власова" обязывало инспекторов растамаживать ткани не по контрактной стоимости (в среднем это 2,4-3,8$ за кг), а исходя из мифических 10$ за кг., да еще и по максимальной пошлине в 8%, при том, что пошлины на более чем 98% сырья идут от 0 до 4%. Это не давало "белым" импортерам (которых по разным оценкам до 20%) шансов на выживание в соревновании за рынок с известными всем контрабандистами. В результате по данным Госкомстата снижение объемов производства в легпроме за первые 10 месяцев 2019 - минус 15% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года!

После того, как таможню возглавил Max Nefyodov, обращения Укрлегпрома и его участников пошли уже к нему. И вот в конце сентября дело сдвинулось с мертвой точки и 4 октября на все таможни ДФС (не только одесскую) ушло письмо за подписью главы ДФС Denis Gutenko, где были отработаны критерии риска для импортеров и поддержана прозрачная и одинаковая для всех методика. Хочу сказать спасибо им и другим специалистам службы, подключившимся к решению вопроса и глубоко разобравшимся в нем! Ведь прошло уже полтора месяца и можно делать предварительные выводы. И компания "Текстиль-Контакт", где я учредитель, и другие известные мне добросовестные операторы рынка текстильного сырья, отмечают, что две ключевые озвученные выше проблемы решены. И если предприятие не попадает в "критерии риска", то нет уже тотального двойного отбора образцов в Одессе и пункте растаможки, а также идёт сразу окончательное оформление грузов без временных деклараций и замораживания оборотных средств с ними связанных!

Хочется надеяться, что в следующем году произойдёт и долгожданная унификация (выравнивание) таможенных пошлин для разных кодов ВЭД! Что решит львиную долю проблем и сделает экономически бессмысленной контрабанду. Сегодня средняя ставка таможенных пошлин на ткань от 0 до 4%, на некоторые до 8%, при этом номенклатура групп 50-55 УКТ ЗЭД включает в себя более 300 (!!!) наименований товарных подкатегорий, которые даже специалист не может отличить визуально без лаборатории. А лаборатории перегружены и исследуют ткань до 2-3-х месяцев, причём технологии производства идут вперёд и разобраться с кодами им тоже зачастую проблематично.

Потому с 2018 года Українська Асоціація підприємств легкої промисловості "Укрлегпром" совместно с ДФС разработала законопроект по унификации таможенных ставок на сырьевую номенклатуру групп 50-59 УКТ ЗЭД. Ждем.

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх