EN|RU|UK
Блоги Игорь Молодан
Редакция Цензор.НЕТ может не разделять позицию авторов. Ответственность за материалы в разделе "Блоги" несут авторы текстов.
  1036  0

Тактическая медицина глазами инструктора и волонтера.

Моя глава в книге "Дороги війни" - Тактическая медицина глазами инструктора и волонтера.- была написана и опубликована в 2017 году, но проблиматика до сих пор осталась на том же уровне.

Мое первое знакомство с тактической медициной произошло еще в 2007 году, на одном из занятий недельного вводного курса ООН в Монровии (Либерия, Западная Африка). Полученные в то время знания легли в основу второго раздела моей книги «Автономное выживание и автономная медицина», опубликованной в 2016 году. По сути, тогда я был один из первых в Украине, кому посчастливилось познакомиться с данным направлением медицины. Это было не структурированное занятие без тренингов, но оно дало мощный теоретический толчок для дальнейшего самостоятельного изучения этой темы.

К началу боевых действий на Востоке Украины, практически никто в Украине не владел подобной областью знаний и даже не имел представления о ее существовании. У нас были штатные военные врачи и фельдшеры, были санитары, но не было эффективной структуры и системы оказания неотложной медицинской помощи на поле боя, не было медикаментов и необходимого медицинского снаряжения, не было четких алгоритмов действий в конкретных ситуациях.

В середине 2014 года ряд зарубежных партнеров пригласили военный и гражданский медицинский персонал в свои учебные центры для переподготовки. Несколько десятков наших военных врачей прошли обучение в Мюнхене и Новом Орлеане. Часть иностранных инструкторов по тактической медицине приехало в Украину для подготовки медицинского персонала на местах. Но, для воюющей армии в почти четверть миллиона человек, которая находится в первой двадцатке самых многочисленных армий мира, это была малозначительная помощь. На 2014 год было подготовлено всего несколько десятков инструкторов.

В 2015 году на эту проблему обратила внимание эстонская сторона, которая обладала наиболее современной в Европе материально-технической базой. Благодаря усилиям наших Балтийских партнеров, за год было подготовлено более 40 инструкторов ТССС. На второй год было подготовлено столько же, включая меня. Всем был выдан сертификат инструктора международной категории с правом преподавания курса ТССС. 

Сам курс рассчитан на 5 дней интенсивных занятий и итогового практического экзамена. Первый день был ознакомительным. На нем слушатели познакомились с общими понятиями и структурой ТССС, медицинским оснащением и опытом эстонских коллег. На второй день проводились занятия по остановке критических кровотечений и проходимости дыхательных путей. На практике отрабатывалась техника наложения турникетов и бандажей, бинтования ранений в различных местах. Практическими навыками стала работа на специальных медицинских манекенах и тренажерах. Высокий профессионализм инструкторско-преподавательского состава и отличная материальная база позволили максимально быстро усваивать предоставленные нам знания и навыки.

Следующим этапом стала работа с дыхательной системой, проведение вентиляции легких, коникотомии. Третий день отрабатывались шоковые состояния раненых, внутривенные и внутрикостные инъекции. Слушатели получили основные сведения медикаментозного лечения и проведения других необходимых процедур с раненым. Четвертый день был посвящен больше практике. На нем отрабатывались алгоритмы действий при переломах или ожогах тканей. Курсанты познакомились с техникой эвакуации и составлением MIST рапорта для передачи раненых командам спасателей, а так же с понятием и критериями сортировки раненых. 

На пятый день проводились комплексные практические занятия по усвоенным знаниям и навыкам, отрабатывались групповое взаимодействие и закреплялись изложенные алгоритмы действий. В конце дня был проведен теоретический экзамен для допуска к практическому итоговому экзамену.

Комплексный итоговый экзамен включает в себя несколько этапов и занимает целый день. Сначала все слушатели получают военное снаряжение и страйкбольные привода. После чего вся экипировка подгоняется, и инструкторами проводятся закрепляющие практические занятия в группах по изученному ранее алгоритму.

Отработав все возможные варианты ранений на поле боя в лекционных аудиториях, слушатели выезжают на учебный полигон, где начинаются практические экзамены.

После осмотра групп, назначается два «раненых» человека,  командир группы и санинструктор. Потом все члены команды отрабатывают тактические приемы на местности до объявления вводных. Группа может быть атакована в любое время с любого направления, поэтому важно уметь своевременно принимать решения на прикрытие и оказание помощи раненым, которые были назначены ранее. О характере ранения все узнают непосредственно, после вводной. На раненых наносятся муляжи ран и нужно своевременно применять алгоритм действий в данной конкретной ситуации, за которым внимательно следят инструктора. Все действия позже будут разобраны по пунктам и рассмотрены основные ошибки.

Во время практических занятий отрабатываются не только навыки оказания неотложной медицинской помощи под огнем противника, но и экстренная эвакуация штатными и подручными средствами. После каждого такого выхода, во время перерыва проводится разбор и обсуждение ошибок, затем, все повторяется снова и снова, пока навыки не будут отработаны до автоматизма. Занятия прекращаются только после того, как инструктора понимают, что группа готова к взаимодействию внутри коллектива и выполняет алгоритм без существенных ошибок.

Полученные на курсах знания, навыки и опыт, поистине бесценны в наше неспокойное время, но по возращению домой возникают трудности совсем иного характера.

Практически весь персонал, который привлекается к переподготовке – это медицинские работники. Их критически не хватает армии, у них есть конкретные должности и свои задачи, которые нужно выполнять. Очень редко медики могут найти время для проведения соответствующих занятий, как со своими подчиненными, так и с военнослужащими своих частей. По сути, благие намерения разбиваются об ошибочный изначальный подход. Западные партнеры надеются, что их знания будут распространяться среди военных, но в реальной жизни, такими курсами на волонтерских началах занимается не больше десятка гражданских инструкторов, что катастрофически мало - это ничего в масштабах страны и армии!

Лично мною, при непосредственном участии моего коллеги, военного врача-травматолога Константина Янишевского, за год после на волонтерских началах было подготовлено всего до двух сотен бойцов морской пехоты, тактической авиации и национальной гвардии Николаевского гарнизона. Причем подготовка проводилась по сокращенной программе «бойца-спасателя». Подготовить парамедиков и военных санитаров, как предполагалось ранее нашими западными партнерами, нет возможности, так как отсутствует соответствующая материальная база. А те, кому помогли такую базу создать, перешли сразу в коммерческую плоскость и перестали готовить военных бесплатно.

Если, презентованных эстонской стороной, медицинских рюкзаков, наполненных необходимым для обучения инструментом и расходными материалами, вполне достаточно для подготовки по курсу CLS (боец-спасатель), то для полноценного обучения ТССС военного медицинского персонала необходима определенная техническая база. Это и манекены, и тренажеры, и постоянное пополнение расходными материалами, и учебная доска, проектор и т.п.

Все думают, что победы совершаются на войне, но мало тех, кто понимает, что победа куется именно в тылу. Фронт – лишь исполнительный механизм, тогда как в тылу формируются основы для победы как экономические, так и политические, именно в тылу формируются будущие воины, именно в тылу они должны быть подготовлены и обучены, одеты и экипированы.

Все вокруг то и дело устраивают пиар на войне. Волонтеры спешат на передовую готовить бойцов медицине, но не осознают, что уже либо слишком поздно, либо их труд не будет воспринят как положено по разным объективным причинам, связанным с психологией и самой обстановкой на фронте. Не под обстрелами нужно готовить солдат, сержантов и офицеров тактической медицине, а в пунктах постоянной дислокации в период подготовки к отправке в зону боевых действий.

Вывод прост, а выход очевиден: помогать тылу – значит формировать победу здесь, мотивируя бойцов, в том числе, качественной подготовкой и экипировкой. Это касается как волонтерской, так и государственной программы. Учить чему-то в бою уже поздно, в бою приобретается опыт и навыки! Поэтому, готовить тактической медицине в зоне боевых действий ошибочно и малоэффективно, это признают многие инструкторы и сами военные, поэтому, я с коллегами пошел другим путем и мы начали готовить бойцов непосредственно в учебных подразделениях и на общевойсковых полигонах, таком, как Широкий Лан, перед отправкой в зону боевых действий.

Нужно отметить, что многие военные медики не держали в руках и половины того, что предоставила нам эстонская сторона в подаренных на выпуске рюкзаках, не говоря уже о простых солдатах. Я не видел равнодушия или отрешенности. Все бойцы внимательно перенимали знания и усердно отрабатывали навыки самопомощи и взаимопомощи. Самой большой наградой для меня были слова благодарности уже обученных солдат, которые понимали, что больше нигде, и никто их не научит спасать свою жизнь и жизни своих товарищей. Это дороже всех грамот и медалей вместе взятых. Я не вправе сам оценивать свою деятельность, но если переданные мною знания и навыки спасут хоть одну жизнь в бою или в гражданской жизни, значит все было сделано не зря!

Игорь Молодан


Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх