EN|RU|UK
Блоги Анна Тимошенко
соучредитель ГО "V.I.R.U"
  348  0

Не инаугурацией единой

14 мая возвращается к своей работе Верховная Рада Украины. Депутаты в период многочисленных праздничных дней не только набирались сил, но и определялись с новыми политическими конфигурациями, которые, по мнению "народных избранников", должны обеспечить возможность их дальнейшего политического выживания.

Разумеется, главной темой, тестом на формирование новых политических ориентаций, станет голосование за Постановление Верховной Рады о проведении инаугурации Президента. Все прекрасно понимают, что за этим вопросом скрывается более важная дискуссия: возможность и реалистичность роспуска парламента. Для новоизбранного Президента такой шаг может быть не только формой политического давления и самоидентификации, но и методом сохранения поста Президента в той форме, которая была сформирована в результате сложного и запутанного конституционного процесса. Не секрет, что одним из сценариев, активно просчитывающимся многими парламентариями, является вариант изменения президентских полномочий. Долгие годы разные каденции депутатов, тайно или явно мечтали о возможности урезать полномочия Президента и перейти к полноценной парламентской модели, но каждый раз это становилось невозможным либо из-за мощной позиции Президента, либо из-за наличия политических договоренностей, опирающихся на международные гарантии. И вот сейчас, казалось бы, появилась благоприятная ситуация, но….

Давайте разберемся в правовой стороне такого сценария и его реалистичности.

Первое, что необходимо осознавать - идет речь не просто о законе про импичмент Президента либо о внесении изменений в действующие Законы: полномочия Президента Украины установлены Конституцией Украины, поэтому любые изменения этих полномочий не могут вноситься без изменений в Конституцию.

Если кому-то придет в голову, руководствуясь политической необходимостью, проигнорировать Конституцию и ограничить полномочия Президента законом, это будет абсолютно бесполезным действием. Конституция имеет высшую юридическую силу по отношению к любому закону в стране. Тогда зачем так изгаляться? Неужели, если уж на то есть политическая воля Верховной Рады, так сложно сделать это правовым способом?

Итак, согласно ст. 154 Конституции Украины, инициаторами изменений в Основной Закон, связанных с ограничениями полномочий Президента, могут выступать либо сам Президент Украины, либо не менее 150 народных депутатов Украины.

Далее, этот законопроект должен быть предварительно одобрен большинством Парламента и отправлен в Конституционный суд для получения заключения на его соответствие требованиям Конституции. После получения положительного заключения КСУ, уже на следующей сессии Верховной Рады необходимо, чтобы за законопроект проголосовало не менее 300 народных избранников (ст. 155 Конституции).

Возможно ли реализовать эту конституционную процедуру сейчас, до осенних парламентских выборов? С правовой точки зрения, да. Если на текущей десятой сессии Парламента, которая будет длиться до середины июля, внести и провести первоначальное рассмотрение проекта изменений в Конституцию, то на следующей сессии, в сентябре, можно было бы закончить процедуру.

Но практически осуществить этот сценарий очень проблематично. За месяц до выборов в Верховную Раду найти 300 депутатов, готовых в неопределенном политическом раскладе "наступить на горло" Президенту… Если кто-то и способен на такой фокус, то это только сам Зеленский. В таком варианте все было бы логично. Ведь именно ему народ Украины дал легитимный мандат быть главой государства, ему и ограничивать свои полномочия, а не нынешнему составу Парламента, уровень доверия которому ничтожно мал.

Ну, а теперь "вишенка на торте". Никто, даже сам Зеленский, не сможет изменить полномочия Президента в части назначения Генерального прокурора и формирования трети состава Конституционного суда Украины до избрания новой Верховной Рады.

Дело в том, что в 2016 году нынешняя Верховная Рада уже вносила изменения в эти нормы Конституции, а дважды в течение срока своих полномочий она не может менять одни и те же нормы Конституции. Эти ограничения установлены частью второй ст. 158 Основного Закона.

Так что этими полномочиями точно будет заниматься уже следующий Парламент.

В любом случае, урезать полномочия Президента путем принятия Закона о Президенте и не пересматривать Конституцию, не получится. Так что не суетитесь понапрасну, господа народные депутаты, и не тратьте наши деньги "на ветер".

Анна Тимошенко, фундатор ГО "V.I.R.U".

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх