EN|RU|UK
Блоги Андрей Довбенко
Юрист, венчурный инвестор
  42  1

Новый уровень ответственности: о важности социального инвестирования

Может ли общественная инициатива стать успешным бизнес-проектом? Практика социального инвестирования доказывает, что это возможно. Более того, такой подход – новый уровень ответственности предпринимателей, когда бизнес-инструментарий поддерживает развитие всего социума.

Мы все уже давно привыкли, что крупные компании реализуют проекты КСО в местах своей работы. Защита окружающей среды, поддержка образования, науки, культуры, развитие городской инфраструктуры – вот перечень наиболее популярных тем. Как правило, такие проекты действительно нужны общественности, но давайте не забывать, что для крупного бизнеса – это еще и инструмент в общей стратегии продвижения. Хорошо, если компании работают и на пользу общества, и на популяризацию самих себя, но бывает и так, что вместо важного решения предлагается красивая ширма для получения упоминаний в СМИ.

Социальное инвестирование преодолевает эту проблему, включая общественную полезность в структуру самого бизнес-проекта. Иными словами, решение проблем перестает быть статьей расходов на коммуникацию, а становится способом построить бизнес. Осознание всех вызовов, которые стоят перед планетой вообще и перед каждым гражданином в отдельности – ключевой стимул, который привлекает в социальное инвестирование все больше специалистов по всему миру. При этом проекты охватывают совершенно разные сферы жизни: от экологических инициатив до создания общества равных возможностей.

А что в Украине? У нас тоже в последние годы стало все активнее развиваться данное направление. Причин для роста целый спектр: от упрощения возможностей ведения бизнеса вообще до более открытого доступа к европейскому финансированию и поддержке. А поддержку в ответственном бизнесе действительно найти можно. Несмотря на то, что проекты чаще всего реализовываются локально – их структура, как правило, может быть перенесена в другие контексты и успешно воплощена там. Фактически, это уже давно известный принцип глокальности (от совмещения англ. слов global и local) – мыслить масштабно, но воплощать точечно и с учетом местных потребностей.

Пока в Украине лучше всего развиваются процессы ревитализации (в крупных городах), превращающие заброшенные инфраструктурные объекты в новые места притяжения для инновационного и креативного бизнеса. Самый яркий пример: столичный Арт-завод Платформа, превратившийся из ветшающего здания в место, где люди создают новое. Набирают обороты и экологические инициативы. В той же зеленой энергетике все больше новых решений. Появляются интересные стартапы умных решений в городской инфраструктуре. Важно и то, что не все сконцентрировано только в столице.

Один из самых крупных и системных примеров работы в этом направлении – Impact Hub Odessa. Там команде проекта удалось выстроить целую экосистему работы с социальными проектами: от отбора жизнеспособных решений, до поддержки в работе и выстраивании бизнеса. Немаловажная инициатива последних лет – создание бизнес-возможностей для переселенцев. Такие решения в отличии от просто точечной помощи (хотя и она, конечно, нужна) создает более устойчивое решение. Помогая людям найти удобный для самих себя проект и развиваться в нем.

На мой взгляд, именно социальные проекты нуждаются в максимальной поддержке из самых разных источников. Дело в том, что они меняют общество не только своим содержанием (решением той проблемы, с которой работают), но и более системно – демонстрируют, что бизнес может быть созидательным и развивающим, а не только средством обогащения отдельных лиц.

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх