EN|RU|UK
Блоги Олена Привалова
комунікаційний експерт
  1070  3

Буревестник 50 лет спустя. Взлетит ли украинский танец?

Украинский танец невозможно смотреть без трепета. Еще волнительнее его танцевать. В нем — цвет, мелодия и ритмы свободной Украины от востока до запада. Он оставляет после себя гордость и восхищение силой украинского духа, который поколениями находит в себе возможности сохраняться не благодаря, а вопреки. Потому что истинный код украинца – не в торжественном ношении вышиванки, а в сохранении смыслов, заложенных в ее узоры, на деле. Одни их оберегают с оружием в руках, другие сохраняют в энергии творчества.

Когда мне было 7 лет родители решили, что дочь должна танцевать.

Меня отвели в первую группу образцового ансамбля танца "Смена" при Дворце культуры Харьковского тракторного завода. Мы занимались на износ три раза в неделю то утром, то вечером, и я втайне мечтала, чтоб эти мучения поскорей закончились. Спустя три года втянулась и 17 лет не могла жить без народного танца. Сложная классическая подготовка танцора-народника оставила мне, с одной стороны, убитые колени, с другой — бесконечный процесс развития моей украинской души.

До сих пор с трепетом вспоминаю выпускной концерт из студии во взрослую жизнь, которая начиналась в ансамбле народного танца Буревестник. В ансамбль мечты попадали те, кто успешно сдавал выпускной экзамен, но главное было впереди – это нагрузка. Из выпуска 1998 года выдержали только двое. Поначалу было очень страшно: мы переживали, как нас примут взрослые танцоры и когда поставят в номера. Коллектив принимал новеньких с потрохами - учил искренним эмоциям на сцене, блеску в глазах, скорости переодевания между номерами, выступлениям в мороз на площадях, настоящей дружбе. Уже позже я поняла, что так он учил безусловной любви, принятию других и самовыражению без риска осуждения.

Когда в моей жизни случился Буревестник, коллективу было уже 30 лет. Он объездил с зарубежными концертами все континенты, выступал по всей стране и был главным на каждом знаковом празднике Харькова городского масштаба.

Все танцоры коллектива - аматоры. Из года в год трижды в неделю они идут со своей обычной работы на трехчасовую репетицию, собирают собственные деньги на костюмы и на поездки с концертами. И когда где-то в Бельгии, Грузии или Америке звучит мелодия украинского Гопака, Слобожанськой Слобидськой или вечно срывающей овации мелодии "Когда казаки плачут" — зрители всех национальностей сбивают в аплодисментах руки. Так через танец они получают заряд нашей аутентичной свободы, которая берет свои истоки из колоритного украинского фольклора.

25 ноября действующий состав "Буревестника" снова сорвал овации. Он подарил праздник встреч и танца огромному количеству людей: с которыми много лет танцевал, которых знал из предыдущих выпусков, которых совсем не знал, но по волнению которых ощущалось, что этот коллектив для них означает их собственную молодость.

Свои 50 лет народный ансамбль танца "Буревестник" встречает без помещения для репетиций. Последние годы неотапливаемый ДК ХТЗ отдан в ремонт и продан. Вернется ли туда коллектив — известно, наверное, лишь мэру Харькова.

Чтобы подготовиться к концерту, каждый из танцоров по сути несколько лет арендовал залы в разных точках Харькова, где придется, порой вовсе непригодные не то что для танцев, но и для разогрева.

В день 50 летия "Буревестника" на юбилейном концерте есть все — репетиторы детских студий "Смены" и "Радости", основатель В. Соболта и художественные руководители всех лет — П. Межубовский, В. Польшин, К.Тюрне, танцоры всех лет и их дети, которые продолжают танцевальные династии, родители и семьи танцоров и их знакомые. Нет ни одного представителя городской или областной администрации. Зал ДК ХЭМЗ для юбилейного концерта "Буревестника" город предоставил артистам в аренду.

В поздравительной речи от ансамбля имени Вирского звучат слова о роли харьковской танцевальной школы и "Буревестника" в развитии украинской культуры. Заслуженный деятель культуры Петр Иванович Межубовский, чьи хореографические номера до сих пор составляют золотую программу ансамбля, желает "Буревестнику" "иметь собственный дом". Зал на эти слова взрывается в аплодисментах. Потому что сохранить уникальный коллектив может так необходимая ему точка опоры. Хотя есть еще задача максимум — развивать коллектив, сохраняя танец и через него собственные ценности нации для следующих поколений.

Станет ли для власти Харькова и страны будущее его танцевального символа - "Буревестника" делом чести? Очень надеюсь, что да.

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх