EN|RU|UK
Блоги Іраклій Джанашия
експерт з національної безпеки та оборони Українського інституту майбутнього
  291  2

Захват военных судов ВМСУ в Азовском море: причины и следствия

Утром 25 ноября во время попытки прохода в Азовское море через Керченский залив три украинских военных суда (2 катера типа "Гюрза", "Бердянск" и "Никополь", а также спасательный буксир "Яны Капу") подверглись атаке со стороны флота ФСБ РФ численностью более 10 единиц.

А именно, российский пограничный сторожевой корабль (пскр) "Дон" протаранил украинский спасательный буксир "Яны Капу". Правда, вследствие тарана "Дон" сам получил пробоину в борту. В ходе инцидента российской стороной был открыт огонь по украинскому флоту. В результате было ранено по разным данным 6 военнослужащих ВМСУ (из них 2 в тяжелом состоянии) и сильно поврежден пскр "Бердянск".

Судьба всех трех украинских военных кораблей, осуществлявших плановый переход из порта Одессы в Мариуполь, в данный момент неясна. Некоторые источники заявляют, что они захвачены флотом ФСБ РФ и связь с ними пропала, в то время как другие источники заявляют о том, что связь с "Никополем" и "Яны Капу" поддерживается, и они ведут "Бердянск" на буксире домой.

Также известно, что на данный момент РФ перекрыла проход для всех гражданских судов через Керчь-Еникальский канал.

Рассмотрим ситуацию более детально.

За 2 часа до прибытия в Керченский пролив украинская сторона уведомила российскую в соответствии с международными нормами в целях обеспечения безопасности судоходства. По приходу украинские суда обнаружили блокировку прохода под Керченским мостом в виде российского сухогруза, которого посадили на мель ровно поперек основного пути. При попытке обойти сухогруз украинские суда были грубо перехвачены российской стороной. Также были зафиксированы провокационные налеты штурмовой авиации и боевых вертолетов Ка-52.

Позже Москва аргументировала этот поступок тем, что украинский флот вошел в закрытую зону в Керченском проливе. Однако не уточнила границы этой зоны и времени ее существования.

Параллельно росийская сторона заявляет, что не давала разрешение на вход украинской стороне. Также она прельявляет претензию якобы "Украина нарушила российские законы", пройдя без разрешения. Данная цитата уже сама по себе является противоречивой. Как страна могла нарушить законы другой страны?

Тем не менее, взглянем на Договор между РФ и Украиной 2003 года о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива и прочтем ст.2 п.1:

"Торговые суда и военные корабли, а также другие государственные суда под флагом Российской Федерации или Украины, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются в Азовском море и Керченском проливе свободой судоходства".

А это значит, что для прохода в Азовское море нам не нужно никакое разрешение Москвы. Мы их даже уведомлять не обязаны были.

Во-первых, для Кремля важным в данном случае является демонстрация силы, прежде всего в глазах собственного народа. Они не могли позволить россиянам увидеть, как украинские суда абсолютно спокойно проплывают под Керченским мостом и входят в Азовское море. Те территории, которые уже вбиты в подкорку зазомбированного населения как исконно русские, где якобы царствует русская власть, и никто не смеет действовать, не обращая на них внимания.

Москва не могла позволить повторения ситуации с проходом поисково-спасательного судна "Донбасс" и буксира "Корец", который был как звонкая оплеуха имиджу Кремля в глазах собственного населения. Осталось сильное желание отомстить, что и сыграло злую шутку для РФ. Т.к., пойдя на поводу у эмоций, она нарушила ряд существующих международных норм Конвенции ООН по Морскому праву 1982 года и двустороннего с Украиной Договора 2003 года.

И в этот раз выкрутиться не получится, поскольку прикрыть этот откровенный провал (а никак иначе этот акт необоснованной агрессии не назовешь) уже нечем.

Для Украины это прекрасная возможность в кратчайшие сроки вернуть все утерянные за последние годы позиции:

- подать иск на возмещение ущерба кораблям + ранение военнослужащих + морального ущерба;

- обвинить РФ в нарушении ст.2 п.1 Договора 2003 года и ст.17 и 38 Конвенции ООН по Морскому праву 1982 года, а также в пиратстве (незаконный захват кораблей);

- поднять уже забытую всем миром тему Крыма;

- напомнить о нарушениях Конвенции ООН 1982 года в результате постоянных задержаний коммерческих судов в Азовском море флотом РФ;

- разморозить процесс возвращения украинских судов захваченных Москвой при оккупации Крыма;

- не стоит так же забывать об очередном предновогоднем санкционном пакете от ЕС и США, который Кремль получит за новые успешные нарушения.

Для этого Украина должна не взывать к помощи НАТО, горестно заламывая руки, а быть инициатором созыва Совбеза ООН и резолюции-осуждения действий РФ. Для этого нужно растормошить свой МИД на быстрые и адекватные действия. Последнее, кстати, довольно проблематично, с учетом безынициативности сотрудников министерства в критических ситуациях.

Радует наличие видео-доказательства, которым столь щедро поделились российские военнослужащие с пскр "Дон", опубликовав все произошедшее в сети. Кстати, вначале видео можно отчетливо услышать, как радист на ломанном английском оповещает украинскую сторону о "violation of international regulations" - нарушение международного статута. Что ж, пускай теперь объяснят, что имелось под этим в виду.

С друго й стороны, во время произошедшего официальный Киев проявил себя крайне бесхребетно. Не было отдано ни единого приказа о направлении авиации в качестве подкрепления. Подобную ситуацию нельзя объяснить ни с точки зрения тактики или стратегии, а только лишь трусостью и идиотизмом. А также свидетельствует о неспособности Украины к какому-либо организованному сопротивлению в критической ситуации.

Также в результате инцидента в стране может быть введено военное положение. Решение о принятии режима военного положения будет приниматься сегодня 26 ноября. Тут возможны два варианта разворачивания событий: легкий и усложненный.

Легкий вариант предполагает пару месяцев военного положения с последующим разрешением ситуации "полюбовно".

Усложненный вариант ведет к более затяжному военному положению. А это значит срыв грядущих выборов в марте 2019 года (ст. 19 Закона Украины о Правовом режиме военного положения). Т.е. мы можем остаться с текущим президентом на неопределенный срок.

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх