EN|RU|UK
Блоги Антоніна Паламарчук
екс-Віце-президент Асоціації українських банків, член Громадської колегії при Раді НБУ, Голова Ради Асоціації БКІУ, Голова правління ПрАТ Перше всеукраїнське бюро кредитних історій (ПВБКІ)
  1600  5

НБУ рвется к власти и почему это опасно для Украины

Чем отличается то, что предлагается Украине законопроектом 2413а ( так называемый законопроект про СПЛИТ ) под видом реформы регулирования небанковского финансового рынка от мирового опыта ?

Содержанием. Это как сравнивать подделку под коньяк с французским марочным коньяком. Название одинаковое, но содержание разное и принимать его внутрь опасно для жизни. Так и с законопроектом 2413а.

По выводам экспертов основное отличие того, что предлагается в Украине, от международной практики – отсутствие стратегии реформирования, утвержденной Правительством и выбор в качестве регулятора не отдельной независимой структуры, а передача этой функции в НБУ.

Подобная модель, когда практически весь рынок финансовых услуг находится под управлением и регулированием Центрального банка, функционирует в государствах с небольшими финансовыми рынками (Чехия, Венгрия, Словакия).

В других странах практикуется создание единого регулятора финансового рынка отдельно от Центральных банков. Ни одна из стран большой двадцатки не создала единого регулятора на базе Центробанка (кроме России).

Предложенная законопроектом 2413а модель не учитывает особенностей небанковского финансового рынка в Украине, в частности его значительного объема и разнообразия.

Эксперты отмечают, что законопроектом предлагается наделить НБУ, как регулятора, такими широкими полномочиями, которых не имеет ни один регулятор в мире, с одновременным выведением НБУ из-под действия регуляторных законов и контроля государства за принятием им нормативно-правовых актов НБУ.

То, что предлагается, настолько противоречит подходам к регулированию и надзору в странах ЕС и мировой практике, что это нельзя назвать словом "реформа". Фальсификат есть фальсификат. Отличий предлагаемой подделки от нормальной, европейской и мировой практики регулирования и надзора много. Но остановлюсь на некоторых, внедрение которых в законодательную практику Украины смертельно опасно для экономики.

  1. Под видом повышения эффективности делается переход от регулирования законами к регулированию нормативными актами НБУ.

В Украине, в соответствии с подходами ЕС, действуют законы, регулирующие предоставление административных услуг, лицензирование, проведение проверок, принятие регуляторных актов. Эти законы устанавливают границы полномочий регуляторов и способы, которыми они могут действовать, что защищает субъектов хозяйствования от произвола регуляторов.

Законопроект, под видом повышения эффективности регулирования, выводит небанковский финансовый рынок из - под действия основных регуляторных законов, чем убираются границы, в которых НБУ должен действовать как регулятор.

Главное юридическое управление ВБУ в своем заключении прямо указывает, что это является нарушением Конституции, в соответствии с которой органы государственной власти должны действовать на основании, в рамках и способом, предусмотренными законами.

Вместо законов законопроект уполномочивает НБУ своими нормативными актами регулировать все вопросы, которые на сегодня урегулированы законами.

Если учесть, что нормативно-правовые акты НБУ обязательны для выполнения юридическими и физическими лицами, то законопроект фактически приравнивает их к законам.

Участники рынка лишаются гарантий защиты своих прав и законных интересов, которые есть в действующем законодательстве и не получают никаких новых механизмов и процедур, которые бы защищали участников рынка от произвола регулятора.

При этом особую опасность для участников рынка таит в себе статья 74 Закона "Про НБУ" в соответствии с которой "обжалование решения, акта или действия НБУ не останавливает их выполнения. Обеспечение иска путем остановки решений, актов НБУ, а также установление для НБУ запрета или обязанности совершать определенные действия не допускается."

  1. Вывод НБУ, как регулятора, из-под контроля государства маскируется под независимость НБУ.

Центробанк, для того чтобы самостоятельно проводить монетарную политику, должен быть максимально независимым. Тогда он будет защищен от политиков и правительства, чтобы не запускать печатание денег под их аппетиты. Но независимость Центральных банков не распространяется на другие функции, которые являются для них дополнительными.

Регулятор, который осуществляет надзор и регулирование финансового рынка, должен быть частью вертикали исполнительной власти. И на него должен распространяться государственный контроль за его действиями и принятием регуляторных нормативно- правовых актов.

В Украине в 2014г. отменена государственная регистрация нормативных актов НБУ Министерством юстиции. Этим ликвидирован государственный контроль за соответствием нормативных актов НБУ Конституции, законодательству, в том числе антикоррупционному.

Последствием этого является принятие НБУ нормативно-правовых актов, которые нарушают Конституцию, права человека, несут в себе коррупционные риски.

Сегодня законопроектом делается попытка вывести нормативно-правовые акты НБУ еше и из-под действия Закона "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности". Это полностью завершит выведение процесса принятия регуляторных актов НБУ из-под государственного контроля .

Это противоречит мировой практике регулирования и надзора, согласно которой контроль государства за соответствием нормативных актов Конституции и действующему законодательству является обязательным.

Возникает вопрос –в чем заинтересованность НБУ в принятии законопроекта?

Предложенная законопроектом концентрация нормотворческих, надзорных и регуляторных функций в руках НБУ, с полным отсутствием государственного контроля за его действиями, дает НБУ неограниченную власть над финансовым рынком.

НБУ превращается в неконтролируемый государством мощный центр влияния на экономику Украины.

Влияние НБУ на экономические процессы в стране, в некоторых случаях, будет сильнее, чем влияние Правительства, которое в отличии от НБУ, несет ответственность за состояние экономики в Украине.

Со стороны НБУ развернута мощная пропагандистская компания, направленная на то, чтобы ускорить принятие закона.

При этом передача надзорной и регуляторной функций Национальному банку предусмотрена законопроектом в формате "сначала берем полномочия, а там разберемся, что и как будем регулировать".

И все выступления НБУ, и написанная некая "Белая книга" (размышления НБУ о приведении финансового рынка к Европейскому будущему), и проведение встреч с участниками рынка- это всего лишь отвлекающий маневр, чтобы убедить рынок и депутатов, что НБУ знает куда рулить и он все делает правильно.

Представители МВФ, Мирового банка, USAID убеждают нас, что НБУ хороший регулятор, -почистил банковский рынок, а теперь почистит небанковский финансовый рынок. То есть, вместо совершенствования регулирования и надзора для развития финансового рынка Украины, как это делается в других странах, нам предлагают скорейшее выведение с рынка участников, чтобы убрать конкурентов и завести иностранные финансовые компании.

Международные организации можно понять. С чиновниками НБУ международным организациям легче договариваться, чем с Верховным Советом. Да и законы принимать не надо, НБУ все урегулирует своими нормативными актами.

Непрерывная пропаганда направлена на то, чтобы отвлечь внимание от содержания законопроекта и последствий его принятия, чтобы депутаты и участники рынка не распознали подделку под видом реформы.

Депутаты могут предотвратить негативные последствия от этой псевдореформы, проголосовав против законопроекта. Никому не дано право нарушать Конституцию Украины, как бы этого не хотелось чиновникам НБУ и некоторым представителям международных организаций.

Украина имеет развитый небанковский финансовый рынок, участники которого за проведение нормальной реформы регулирования и надзора в соответствии с подходами ЕС и лучшей мировой практикой и готовы участвовать в этой работе.

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх