EN|RU|UK
Блоги Андрей Николаенко
глава политической партии "Основа"
  2115  18

Пенсионный геноцид нужно остановить

Сегодня, к сожалению, уже можно уверенно констатировать, что Кабинет министров и Верховная Рада фактически сорвали запуск второго уровня пенсионного страхования.

Во-первых, был нарушен график создания нормативно-правовой базы для запуска накопительной системы пенсионного страхования с 2019 года. Согласно Закону "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", перечисления страховых взносов в накопительную систему пенсионного страхования должны быть введены уже через два месяца, с 1 января 2019 года. Но Кабмин, по сообщениям СМИ, только сейчас собирается рассматривать, например, законопроект о профессиональных пенсиях как составляющую этой системы.

А во-вторых, действия (точнее – бездействие) правительства привели к тому, что, по данным Пенсионного фонда Украины, по состоянию на конец первого полугодия 2018 года бедность пенсионеров достигла критической точки.

На начало июля 55% украинских пенсионеров получали пенсию менее 2000 грн., что почти в полтора раза ниже фактического прожиточного минимума.

А Счетная палата в своем сентябрьском отчете лишь подчеркнула, что финансовые проблемы касаются не только пенсионеров. Согласно отчету Счетной палаты, правительственная Стратегия преодоления бедности на 2016-2020 гг также стала фикцией: уровень бедности увеличился, и сейчас почти 32% населения не имеют средств для покупки лекарств, а 30% – для оплаты услуг врача и лечение в стационаре.

Исходя из этих тревожных цифр, любому государственному деятелю, которому небезралична дальнейшая судьба украинской экономики и общества, становится понятным, что сейчас нужны срочные меры по спасению не только пенсионеров, но и всей бюджетообразующей системы в целом. Нужна реальная стратегия спасения экономики. В партии "Основа" она есть, и ее шагам, детальному разъяснению его положений будет посвящен целый цикл публикаций и общественных мероприятий наших специалистов.

Но, чтобы оценить нужный вектор движения и расстояние до реализации цели, считаю необходимым зафиксировать исходную точку, в которой сейчас находится пенсионная система.

Пенсионная угроза

Откладывание из года в год настоящей пенсионной реформы становится угрозой национального масштаба и, потенциально, еще одним фактором сдерживания экономического роста страны. Слабые имитации реформы в 2014-2018 гг. не способны переломить негативную ситуацию –дефицит ПФ растет, содержание пенсионной системы становится все более обременительным для госбюджета (табл.1).

Последствия правительственного саботажа проведения пенсионной реформы – трагические. Если проанализировать данные за 18 лет, становится понятной катастрофическая тенденция. А именно:

- дефицит Пенсионного фонда за 18 лет вырос в 2,14 раз;

- удельный вес расходов ПФ к ВВП вырос на 2,3%;

- только в этом году прямые бюджетные вливания в ПФ выросли на 5,8 млрд. грн.

За четыре последних года инфляция "съела" все повышение пенсий: если минимальная пенсия выросла на 39,4%, то уровень инфляции составил 88%. А государство, вследствие слабости пенсионной системы, за три года не смогло компенсировать последствия почти 50-процентной инфляции и 2015 (табл.2).

Налоговая ловушка для бизнеса

Расходы на содержание несбалансированного Пенсионного фонда уже давно стали неподъемными для украинского бизнеса.

За период с 2000 года, сумма средств налогоплательщиков для покрытия расходов ПФ увеличилась на 206%. Замечу, что средств, которые тратятся сегодня из кошельков налогоплательщиков на поддержку ПФ, достаточно для довольно радикального снижения некоторых налогов. Например, за эти средства можно полностью отменить обязанность уплаты налога на прибыль предприятий на 20 месяцев, или снизить на год ставки НДС на 7% (с 20% до 13%).

Ситуация усугубляется тем, что Украина – неконкурентная по уровню налогов на труд. Страна является "лидером" по размерам налогов и обязательных взносов, уплачиваемых компаниями из фонда оплаты труда (табл.3).

Абсурдная налоговая политика государства привела к тому, что сейчас объемы теневой экономики почти сопоставимы с формальной экономикой. По расчетам МВФ, средний размер теневой экономики в Украине составляет 43% ВВП. А по данным министерства социальной политики Украины, примерно 8 млн. украинских граждан работают в "тени".

На фоне увеличения "тени", визовая либерализация дала побочный эффект усиления миграционных процессов. В последнее время главами МИД и Минсоцполитики озвучены данные по ежегодному выезду за границу с целью эмиграции – 1 млн. граждан страны, а с целью постоянного трудоустройства за границей – 3,2 млн. граждан Украины. Эти граждане уже проголосовали своими средствами "против" экономической политики нынешней власти. И будущей власти придется прилагать сверхусилия, чтобы поощрить этих работников вернуться в Украину.

Замечу, что на сегодня коэффициент замещения (средний размер пенсии по отношению к средней зарплате) в нашей стране составляет около 32%, тогда как по международным обязательствам Украины, согласно конвенции №102 Международной организации труда, предусмотрено его минимальное значение в 40%.

Следует признать очевидное – национальная пенсионная система без немедленного реформирования прекратит свое существование. Поэтому, чтобы предотвратить катастрофу, я считаю необходимым прежде всего реализовать комплекс мер для того, что украинский бизнес смог выбраться из налоговой ловушки. Без уменьшения налоговой нагрузки на работу любая пенсионная реформа не будет иметь смысла. И этой теме будет посвящена следующая наша публикация.

Таблица 1

Финансовое состояние Пенсионного фонда Украины за 2000-2018 гг. (млн. грн.)

2000

2005

2010

2014

2015

2016

2017

2018

Собственные доходы ПФ (всего)

11 553,4

42 214,8

127 043,2

169 127,7

174 177,9

110 808,5

162 821,7

214 315,2

Расходы ПФ (всего)

14 160,1

65 502,1

192 282,0

248 945,1

267 346,5

254 066,0

295 430,3

352 905, 3

Прямой дефицит (доходы к расходам в %)

18,4%

35,5%

33,9%

32,1%

34,9%

56,4%

44,9%

39,3%

Средства из Госбюджета в ПФ

1 832,2

6 664,0

38 175,2

64 604,0

63 052,3

142 586,3

133 458,6

139 313,4

Участие государства (средства бюджета ко всем расходам ПФ в %)

12,9%

10,2%

19,9%

26%

23,6%

56,1%

45,2%

39,5%

Номинальный ВВП

170 070

441 452

1 079 000

1 587 000

1 989 000

2 383 000

2 983 000

3 340 870**

Удельный вес пенсионных расходов в ВВП (в %)

8,3%

14,8%

17,8%

15,7%

13,4%

10,7%

9,9%

10,6%

*данные Правительства (из постановлений об утверждении бюджета Пенсионного фонда Украины) и Мирового банка (касательно ВВП) **прогноз

Таблица 2

Динамика отдельных показателей пенсионной системы за 2014-2018 гг. (грн.)

2014

2015

2016

2017

2018

Минимальная пенсия*

949

949

1 074

1 247

1 373

Динамика размера минимальной пенсии (в %)

-

0%

+ 13,2%

+ 16,1%

+ 10,1%

Инфляция** (в %)

-

+ 48,7%

+ 13,9%

+ 14,4%

+ 11%

* по состоянию на 1 января бюджетного года ** по данным МВФ

Таблица 3

Размеры налоговой нагрузки отдельных стран, сопоставимых по уровню экономического развития (по данным рейтинга Doing Business 2018, World Bank)

Страна

Налоги на труд и взносы (% от прибыли)

Украина

24,8%

Грузия

0%

Перу

11%

Болгария

20,2%

Сербия

20,2%

Боливия

18,8%

Гватемала

14,3%

Парагвай

18,6%

Армения

0%



 Топ комментарии
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх