EN|RU|UK
Блоги Іраклій Джанашия
експерт з національної безпеки та оборони Українського інституту майбутнього
  411  0

Фрегаты США: пора избавляться от иллюзий

На днях на просторах интернета появилась новость, что США готовы передать украинской стороне фрегаты "Oliver Hazard Perry". Передать их планируют по той же программе, что и катера "Айленд".

Данная новость вызвала бурную реакцию украинской общественности. Естественно не обошлось без дискуссий, нужны ли нам вообще эти фрегаты. Озвученные аргументы были бы весьма разумны в любой другой стране, где в принятии решений превалирует логика. И в условиях войны приоритетом становится именно усиление обороноспособности страны без всяких красивых показательных жестов и пиаров. Что разительно отличается от украинской действительности.

Поэтому проведу сеанс развенчания мифов, с которыми мне довелось столкнуться:

Довод первый: "Гораздо быстрее, дешевле и выгоднее купить турецкий корвет проекта MILGEM (тип Ada), чем ждать 2-3 года пока нам доставят эти американские фрегаты, в ремонт которых мы вбухаем туеву хучу денег (не менее $ 20млн)".

Здравая мысля. Вот только незадача, Турция пока что произвела из запланированных в 2005 году 12 корветов лишь 4 (а на воду спустила 2). И все они уже проданы Пакистану. В 2013 году проект вообще заморозили.

Но сама идея хорошая. Очевидно, что есть больше подобных вариантов, где можно приобрести корабли лучшего качества по меньшей цене и явно быстрее. Среди тех, что я знаю, торпедные катера Италии и Греции, ракетные катера Израиля, выставленный на продажу эсминец в Эстонии (которые она, в свою очередь, выкупила ранее у РФ) и т.д. и т.п. В открытом доступе – приходи и покупай. И стоить они будут гораздо дешевле – по некоторым расценкам цена одного торпедного катера без РЛС и вооружения примерно $ 1 млн. И уже это выгоднее, чем ремонт американских фрегатов.

Однако для этого нужна политическая воля, приказ сверху, которого НИКОГДА не будет. Потому что это не выгодно. На этом не попиаришься и стоящего гешефта не получишь.

С фрегатами "Oliver Hazard Perry" другая история. Это, в-первую очередь, инициатива США, и на это обратила внимание украинская общественность (ваши замечания яркий тому пример).

Вот вам голая правда: в преддверии выборов для президента и его оппонентов это чертовски хорошая возможность попиариться. Так что они обязательно ухватятся за эту инициативу и не дадут ей затухнуть. И да, я в курсе, что там, где есть большие деньги, есть и большие коррупционные риски. И меня самого тошнит от этих приторных улыбок и речей во время очередной фотосессии с рукопожатиями и бессмысленными подписаниями бумажек, растягивающих процесс "перенятия" кораблей (и не только) до бесконечности. Так это было с Айлендами и Джевелинами.

Однако, между гарантированным НИЧЕМ и чем-то в период войны я бы предпочел последнее. Ибо с теми, кто у нас у руля, на большее надеяться не приходится.

Желаете, чтобы у Украины были корабли из Турции/Греции/Италии и т.д. и считаете, что они в разы лучше варианта с "Оливерами"? Сделайте так, чтобы об этом узнали политики и заинтересовались с точки зрения пиара. А они ими заинтересуются лишь когда об этом будет говорить вся страна, как сейчас о фрегатах. Никто ничего не станет делать без должной мотивации. Предоставьте им эту мотивацию.

Довод второй: "Скрытыми и подвижными ракетными береговыми системами заниматься нужно".

Угу, в конвоировании торговых судов в порты Мариуполя и Бердянска и предотвращении их задержания флотом ФСБ они нам "сильно" помогут. Тем более что они (я так понимаю, имелись в виду установки "Нептун") все еще проходят тестирование, очередная стадия которого назначена на апрель-май 2019 года. Так что до момента их массового производства еще далеко.

Нет, то, что вы предлагаете жизненно необходимо… в фазе прямого боестолкновения с РФ. И я согласен, нам надо к этому готовиться. Но без достойного флота в Азове (а именно в этом регионе самая высокая вероятность кризиса и возможность нападения для России) мы просто потеряем береговую линию и возможность размещения там данных систем.

Объясню: РФ достаточно сделать прибережный регион в Азовском море экономически депрессивным, что создаст напряжение и обернется высокими рисками в стране (вплоть до образования новых "республик"). И это достигается уже сейчас простым задержанием торговых судов в Азовском море с нашего молчаливого попустительства. И, замечу, без единого выстрела.

Довод третий: "Черноморский флот их (фрегаты Oliver) потопит и выставит нас дураками".

Хорошая аргументация для того, чтобы ничего не делать. Кажется Муженко недавно подобными словами аргументировал нежелание конвоировать торговые суда в Азовском море, ибо это сопряжено с риском и может вызвать обострение ситуации. Риск такой действительно есть. Но гораздо опасней ничего не делать, чем мы успешно и занимались последние 4 года.

Довод четвертый: "Фрегаты нечем сейчас комплектовать. И те ракетные установки, которые есть в наличие у Украины, пока что просто в разработке".

И это тоже правда. Ракеты "Нептун" в данный момент только проходят испытания и не поставлены на поток, но и фрегаты стоит ожидать не ранее 2021 года, с учетом того, как долго возились с "Айлендами".

P.S.: Я все ожидал услышать аргументацию о том, что фрегаты "Oliver" могут оказаться слишком крупными для мелководного Азовского моря. Сам заметил это уже после написания статьи, когда узнал что их осадка ("высота" корабля под ватерлинией) составляет 6,7-7,7 м, в то время как средняя глубина Азовского моря 8 метров. Успокаивает тот факт, что порт в Мариуполе в состоянии принять корабли с осадкой до 8 метров. Максимальная глубина 13-14 метров, но проблема в том, что за пределами Керчь-Еникальского канала (который заиливается и потому осадка судов постепенно уменьшается) море мелкое. Поэтому маневрировать фрегату там сложно по умолчанию. То есть пунктами их базирования являются порты Черного моря.

Другим минусом является длина фрегата, которая составляет 120 метров, в то время как все военные причалы Одессы и Николаева рассчитаны на корабли длиной до 100 метров. Так что либо придется переделывать данную инфраструктуру, либо "парковать" их в гражданских портах рядом с лайнерами и танкерами.

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх