EN|RU|UK
Блоги Татьяна Галковская
обозреватель Цензор.НЕТ
  4465  11

Квазиблокчейн, е-рецепты и роли для врачей. Как будет выглядеть eHealth к 2019 году?

Пожалуй, единственное, на мой взгляд, несомненное, достижение нынешней команды МОЗ – создание системы eHealth, которая в полную силу заработает уж в следующий понедельник. Это действительно важный и нужный проект, который позволит нам, наконец-то, делать медицинские расчеты на основании точных данных. Ведь у нас до сих пор практически все считается "на глаз". Сколько у нас больных диабетом, сколько нужно лекарств для профилактики инфарктов, какая сумма необходима на покрытие нужд всего здравоохранения и т.д. Как правило, этот "глаз" частенько ошибается – в ту или иную сторону. Но в обоих случаях – это шанс для коррупции.

С новой медицинской системой тоже не все ясно. К примеру, в какую сумму обошлась ее разработка, сколько требуется на ее поддержание и развитие сейчас, сколько средств государство будет выделять на нее? Официальные лица эти цифры не озвучивают, а поскольку ГП "Электронное здоровье" только в начале этого года поступило на баланс государства, то в бюджете еще нет соответствующей строки. Есть лишь упоминания в СМИ, что доноры - правительства США, Канады, Германии, Франции, Великобритании, Глобального фонда и ряда других международных организаций – потратили в 2017 году свыше $400 тыс.

Более того, неизвестны и не только суммы, но и ориентировочные даты начала финансирования проекта из средств госбюджета. Предполагается, что система со временем станет операционно прибыльной, то есть сможет самостоятельно зарабатывать на себя и не зависеть от доноров. Однако за счет чего будет происходить монетизация проекта, сегодня никто не говорит.

Технического задания на разработку системы тоже не было – МОЗ лишь описал то, что он хочет получить в итоге. Однако, судя по интервью чиновников, в течение прошлого года эти описания существенно изменились. От единой на всю страну медицинской информационной системы перешли к более близкому к реальности проекту создания центрального компонента с реестрами данных.

О том, как создается украинская система eHealth, что она может, в каком направлении будет развиваться в ближайшие годы, насколько она надежна, мы беседуем с директором ГП "Электронное здоровье" Денисом Мацуем.

- Поскольку четкого ТЗ на разработку не было, то как вы знали, какая именно система требуется МОЗ? Брали в качестве образца системы из других стран? Какие именно?

- Мы используем мировой опыт. Благодаря нашим партнерам, мы имеем возможность посмотреть, как построена подобная система в Эстонии, нас консультируют люди, которые запускали eHealth в Финляндии. От каждого проекта мы берем то, что наиболее подходит для украинских условий – территория, инфраструктура, уровень развития интернета и т.д.

Наше видение продукта следующее. Во-первых, мы должны поддерживать и обеспечивать развитие реформы финансирования системы здравоохранения. В дизайне нашей системы есть центральный компонент, который принадлежит государству, это, фактически база данных + программный интерфейс.

Иными словами, мы даем место, где будут храниться данные, и возможность с этой базой данных взаимодействовать. Мы не делаем конечные интерфейсы для пользователя – это делают представители бизнеса.

Насколько правильно мы будем проектировать взаимодействие с центральным компонентом, настолько у бизнеса будут появляться возможности создавать дополнительную ценность для конечных потребителей (врачей и пациентов) на базе этого взаимодействия.

- У нас действует уже несколько десятков МИС (медицинских информационных систем), 13 из них подключены к системе eHealth. Вы каким-то образом будете контролировать, какие компоненты они внедряют? Например, кто-то добавит модуль с рецептами, но не захочет добавлять больничные или полноценную электронную карту пациента.

- Мы выставляем требования к МИС, которые взаимодействуют с центральным компонентом. Это безопасность и минимальный функционал, необходимый государству. Все остальное – это развитие в конкурентной среде, в результате которой МИС будут предоставлять более качественные услуги, более разнообразный функционал. Электронные очереди, документооборот внутри медучреждения, еще какие-то дополнительные сервисы - это уже зона ответственности МИС.

- В базовый функционал будут входить электронные карты пациентов, как это есть в большинстве частных клиник?

- На данный момент мы обеспечиваем то, что необходимо для проведения реформы. Сейчас это декларации между пациентом и врачом. Это базовый функционал, который позволит изменить систему финансирования. Дальше мы планируем, что уже в этом году в системе будет храниться информация о визитах к врачу. Мы будем фиксировать сам визит, с какой жалобой человек обратился, какой врач поставил диагноз, к кому направил и что назначил. В следующем году появятся записи о таких медицинских событиях уже для вторичной медпомощи.

- Как же электронные рецепты?

- Они тоже появятся. У нас есть список по программе "Доступные лекарства", которые обеспечивает государство, их можно будет получить по электронному рецепту.

- А как аптека будет "видеть" этот рецепт? Их тоже планируется подключить к eHealth?

- Аптечные МИСы существуют тоже, мы будем приглашать их к сотрудничеству.

- То есть, аптеки будут подключаться уже с помощью своих систем и через центральный компонент взаимодействовать с медучреждением?

- Да. Они будут видеть рецепт, на его основании будут выдавать лекарство, и им за это будет выдаваться компенсация.

- Помню, что Ульяна Супрун обещала врачам упрощенную электронную систему отчетности – ввел цифры, нажал на кнопку и отчет сформировался. Это будет относиться к обязательному функционалу?

- Это относится к взаимодействию медучреждений с МОЗ, это вектор развития на избавление от бумажного документооборота. Но это параллельный процесс. Если МОЗ будет необходима поддержка этих процессов в системе, мы их запустим. Но сейчас мы говорим о медицине, и я уже перечислил вам тот функционал, который мы планируем развивать в центральном компоненте. Наша функция – администратор системы. Мы делаем то, что позволит платить за результат.

Часто этого недостаточно, и вскоре понадобятся более сложные градации. Например, пациент пришел с обычным насморком или с более сложной проблемой, на решение которой врачу нужно потратить больше времени. Соответственно, оплата должна быть тоже разной. Вот эта аналитика через систему eHealth должна попадать в Национальную службу здоровья (НСЗУ), которая и займется анализом таких данных и созданием более сложных моделей капитации.

- То есть, полноценная электронная отчетность – это уже компетенция НСЗУ?

- Да. Мы должны выдавать такие данные, которые позволят НСЗУ создавать более эффективные модели расчета. Но заполнение информации о визите к врачу уже частично автоматизировано – ему не нужно долго размышлять, как заполнить ту или иную графу. МИСы смогут создавать такие интерфейсы, в которых, к примеру, будут определенные варианты автозаполнения.

- Может ли получиться так, что пациент подписал договор с двумя врачами?

- Нет, в системе может существовать только одна декларация - "один врач – один пациент.". При подписании декларации с другим врачом предыдущая аннулируется автоматически. Это техническое решение, включающее различные идентификаторы пациента. В Украине есть проблема с уникальным идентификатором человека, скажем, если есть полные тёзки или близнецы. Поэтому мы построили очень сложный функционал для идентификации, и мы достаточно эффективно можем убирать дубли из системы.

- Часто медицинские записи пытаются подделать. Используете ли вы в разработке технологию блокчейн?

У нас внедрена технология квазиблокчейн для соответствующих транзакционных баз данных. То есть, из системы нельзя удалить информацию без следа. И даже, если врач захочет изменить данные, то информация про изменения сохраняется.

- Со следующего года вы займетесь функционалом для вторичной помощи. Какие проблемы тут существуют?

- Необходима разработка иных технических решений. Например, нужно создать определенные роли у врачей – не все доктора могут иметь полный доступ к информации о пациенте. Скажем, если человек пришел к дерматологу, то этот врач не должен видеть всю информацию о пациенте, а только ту, которая необходима ему для постановки диагноза.

- Какой еще функционал планируется создать в eHealth помимо уже озвученного?

- Предлагаю немного помечтать. В идеале пациент должен через личный кабинет в системе видеть всю свою медицинскую историю – куда ходил, что назначали, анализы, лекарства и т.д. Как раньше у нас были медицинские карточки, только сейчас они должны быть в электронном виде. Это позволит получать адекватную медицинскую помощь в любом городе страны – в любом месте, где есть доступ к eHealth, пациент сможет "поднять" свою карту и предоставить данные врачу в безопасном формате. Это большой задел для телемедицины. Грубо говоря, вы открываете приложение на своем смартфоне или настольном компьютере, а в нем вся ваша медицинская информация.

- Пока что такие системы только локальные и в частном секторе – например, в пределах одной клиники или сети клиник. Планируется ли их подключение к центральному компоненту?

- Поэтому я и говорю, что нам очень важно взаимодействовать с бизнесом. Государственно-частное партнерство – это важный вектор развития. У нас есть отдельный департамент, который занимается этими вопросами. Мы должны создавать такие условия, чтобы частным клиникам было выгодно с нами сотрудничать. У нас есть понимание, как мы это сможем реализовать.

- Такое взаимодействие может быть важно, в особенности, в экстренных случаях, когда человек попадает в больницу без сознания.

- Мы работаем над тем, чтобы в таких экстренных случаях врач мог видеть карту пациента.

- Как вы предполагаете, когда система будет доведена "до ума"?

- У нас есть план развития, согласно которому система обретет черты завершенной к концу 2019 года. Но давайте не будем загадывать наперед.

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх