EN|RU|UK
Блоги Владимир Макаровский
политолог
  760  1

Что на самом деле стоит за повышением цен на проезд в Киеве

Когда 15 мая заместитель главы Киевской городской государственной администрации (КГГА) Дмитрий Давтян огласил новые тарифы на проезд в общественном транспорте, он сразу поспешил подчеркнуть – повышение экономически обосновано. По словам чиновника, при росте цены проезда до 6,3–8 грн (в зависимости от того, пополняется ли бесконтактная карта, или покупается одноразовая поездка), фактически стоимость поездки одного пассажира достигает 8,27 грн в метро и 8,77 грн в наземном транспорте.

"Согласно подсчетам наших экономистов, мы не сможем избежать увеличения тарифа, ведь главными целями деятельности нашего предприятия является безопасные и комфортные перевозки пассажиров. А это требует надлежащего содержания и обновления подвижного состава, требует дополнительных средств", – отметил в ходе совместного брифинга с Давтяном генеральный директор КП "Киевпастранс" Дмитрий Левченко.

Впрочем, у автора, как и у многих жителей столицы, возник закономерный вопрос: откуда взялись озвученные цифры? На чем они основаны? К счастью, спустя буквально пару дней КГГА наконец обнародовала данные по столичным транспортным КП, на которых строились расчеты экономически обоснованного тарифа на проезд. И теперь, ознакомившись с ними, мы можем составить собственное мнение относительно обоснованности повышения цен. Рассмотрим, пожалуй, более проблемный "Киевпастранс".

Итак, в целом, согласно плану, на перевозку пассажиров наземным транспортом в 2018 году планируется потратить 3,112 млрд грн. При этом 40,7% в расходах занимают материальные затраты, а 41,1% – затраты на оплату труда сотрудников КП. Это основные направления трат "Киевпастранса", так что остановимся на них подробнее и внимательнее рассмотрим конкретные статьи расходов.

Материальные затраты

Общеукраинская тенденция к подорожанию не обошла стороной и транспортную сферу. Согласно обнародованному Киевской администрацией документу, плановые материальные затраты в 2018 году вырастут на 603,2 млн грн – до 1,266 млрд грн, в т. ч. на 86 млн грн увеличатся затраты на горюче-смазочные материалы (по подсчетам экономистов, это рост на 44%), ремонты, техобслуживание и шины подорожают в сумме на более чем 300 млн грн.

В частности, в 2018 году планируется провести капитальные ремонты трамвайных путей протяженностью 2,9 км, произвести капитальный ремонт 125,2 км контактного провода, провести средний ремонт контактно-кабельной сети протяженностью 27,9 км. Кроме этого в планах – средние ремонты 236 троллейбусов и 202 трамваев.

В столичной администрации подчеркивают, что рост цен на ремонты и ТО обусловлен увеличением объемов таких работ, а также увеличением стоимости запчастей и расходных материалов.

Внушительный рост ожидается также по затратам на электроэнергию – на 166 млн грн (в 1,8 раз). В КГГА объясняют: такое стремительное подорожание обусловлено двумя факторами. Во-первых, повышением тарифов НКРЭКУ. То, что цены на электричество постоянно растут, знает любой украинец – и транспортную сферу эти повышения также стороной не обходят. Во-вторых, увеличением общей работы электротранспорта на 13,8%. Поясним: в 2018 году по Киеву будет ездить больше трамваев и троллейбусов, чем в 2017. Соответственно, они будут потреблять больше электроэнергии.

В контексте материальных затрат КП "Киевпастранс" внимания также заслуживают предоставленные столичной администрацией данные по износу общественного транспорта. Так, изношенность автобусного парка составляет 80%, требуют замены 320 из 400 автобусов. Другие требуют капитального ремонта. При уровне изношенности троллейбусного парка в 70%, 322 из 460 троллейбусов требуют замены, а другие – капитального ремонта. Изношенность трамвайного парка составляет 75%. (215 трамваев из 290 нуждаются в замене).

Затраты на зарплаты

В "Киевпастрансе" констатируют, что среднемесячная зарплата сотрудников КП обычного режима (трамваи, троллейбусы, автобусы) в 2018 году вырастет до 9 291 грн (кстати, это меньше официальной средней зарплаты по Киеву – 13 388, по данным Государственной службы статистики за март). Ранее директор Департамента транспортной инфраструктуры Сергей Симонов сообщил, что предприятие испытывает острый недостаток кадров из-за низких зарплат. В частности, по его словам, в метрополитене сегодня 468 вакансий (5,9% от общего числа занятых), в "Киевпасстрансе" – 2434 вакансии (25,8%).

В то же время заместитель главы КГГА Дмитрий Давтян в интервью "Сегодня" рассказал о том, что киевские водители, получившие местное образование и хороший трудовой опыт, "не прикладывая особых усилий", уезжают в Европу и, в частности, в Польшу. Так как, по словам замглавы КГГА, уровень оплаты труда там существенно выше.

Очевидно, повышение зарплат является необходимым условием для того, чтобы остановить массовую эмиграцию водителей. В противном случае Киев неминуемо окажется в ситуации, когда некому будет водить общественный транспорт, в результате чего город просто остановится.

Таким образом в 2018 году фонд оплаты труда сотрудников обычного режима "Киевпастранса" вырос на 423,4 млн грн (или же на 67,2%). Причем, поясняют в КП, рост размера фонда обусловлен не только повышением зарплат, но и увеличением объемов выполняемых сотрудниками работ. Это связано с увеличением количества техники на дорогах, которую надо будет кому-то водить и чинить.

В итоге, по подсчетам экономистов предприятия, фактическая себестоимость перевозки одного пассажира наземным транспортом действительно составляет 8,77 грн. Очевидно, что с "Киевским метрополитеном" ситуация в целом идентична.

С учетом того, что в документе, обнародованном КГГА, речь идет о росте себестоимости перевозки в сравнении с 2017 годом, а, как сообщил Дмитрий Давтян, последнее приведение цен к уровню себестоимости происходило в начале 2015 года, нынешнее повышение цены на проезд выглядит вполне экономически обоснованным. Причем – это мы говорим только о текущих обязательных расходах, вынося за скобки обновление техники. А так как от закупок новых трамваев, троллейбусов и автобусов Киев, судя по заявлениям администрации, отказываться не собирается, то и без дотаций из госбюджета транспортной отрасли столицы даже после повышения тарифа на проезд, увы, не обойтись.

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх