EN|RU|UK
Блоги Татьяна Галковская
обозреватель Цензор.НЕТ
  4056  5

На что мы тратим деньги в аптеках?

Как ни странно, в последнее время украинцы все больше денег тратят на товары для профилактики и поддержания здорового образа жизни. Кроме того, мы начали более внимательно покупать лекарства: меньше считаться с рекламой и лучше просчитывать стоимость. Об этом, а также о том, как вырос отечественный рынок за последние годы, как пострадали продавцы витаминов и почему лекарства растут в цене, рассказала директор по маркетингу компании "Бизнес-Кредит" Елена Карчевская.

- В 2017 году мы, наконец, вернулись в упаковках к уровню 2013 года. Но самое примечательное, что рецептурные препараты в спросе перешагнули порог 2013 года, а безрецептурные в упаковках не смогли его достичь. В сравнении с 2013 годом, это минус 2%.

- Безрецептурные лекарства?

- Не только лекарства, но и вообще все, что отпускается в аптеке без  рецепта – и БАДы, и изделия медицинского назначения, медтехника, косметика.

- Почему рецептура все эти пять лет росла, а безрецептурные препараты теряли покупателя?

- Рецептурные препараты относятся к более дорогому ценовому сегменту. Цены тут росли умеренно, потому что потребитель более чувствителен. А безрецептурные, базово, более низкостоимостные товары, цены в этот период поднимали быстрее и выше. Но ведь можно повысить цену так, что потребитель уйдет вообще.  

- Первые могут планировать свою работу и, частично, цены?

- Конечно. Но до 2013 года сегмент безрецептурных препаратов был успешнее, потребитель больше доверял рекламе. Последние же пять лет - и это переломный тренд - покупатель начал делать покупки более осознанно, более грамотно, лучше экономически просчитывать. Он уже не идет за рекламой так, как в предыдущие годы.

- Возможно, все-таки, начинает работать кампания, которую запустил Минздрав, советуя перед покупкой препарата удостовериться, доказана ли его эффективность?

- Это повышение общей грамотности населения, его информированности, играет свою роль. Начали расти продажи товаров самоконтроля - тонометров, глюкометров, тестов. Это очень важно. Причем растет стоимость тонометров не механических, а автоматических – самых дорогих. Глюкометры - тоже дорогая медтехника. Люди контролируют свое давление, уровень сахара в крови, понимая, что это важно.

- Вы сказали, что потребитель стал более грамотным. Сказалось ли это на покупке препаратов с недоказанной эффективностью, как, например, широко рекламируемые иммуномодуляторы, противовирусные или витамины?

- Товарных групп очень много, еще не все исследованы, но взять, к примеру, витамины. Они были очень популярны, лидировали среди безрецептурных препаратов. Но они поднимали цены очень сильно и фактически за пять лет потеряли каждого третьего своего покупателя. Еще один важный тренд, который мы увидели, это рост доверия к аптеке, как к точке продажи.

- К аптекам, мне кажется, всегда было даже больше доверия, чем к семейному врачу.

- В отношении препаратов - понятно, а я имею в виду иные товары. В частности, мы увидели, что растут цены на те категории товаров, которые продаются не только в аптеке. Вот где произошел перелом! Есть товары, которые продаются в любом супермаркете, например, товары для мам и малышей - пеленки, подгузники, детское питание, заменители молока, детская косметика.

- Но в аптеках же дороже.

- Да, это не самый дешевый товар, но стали покупать больше именно в аптеках. И это также драйвер в категории нелекарственных средств, это факт. На протяжении всего года это четко видно.

- По вашим прогнозам, будут ли расти цены в нынешнем году и, если да, то насколько?

- Средневзвешенные цены продолжат расти. Хотя они очень умеренно растут - в 2017 году они выросли на 5%, а инфляция курсовая была порядка 12%. И мы прогнозируем, что в 2018 году этот тренд будет больше, до 10%.

- Заходя в аптеку, этого не скажешь. Практически все препараты очень заметно выросли в цене. Почему статистика показывает одно, а в аптеке мы видим совсем другое?

- Во-первых, статистика работает с большими цифровыми массивами. На рынке было немало товаров, которые снижали цены, по сравнению с 2016 годом, чтобы вернуть покупателя. Математически, подъемы вверх-вниз усредняются.

Во-вторых, мы делаем расчет т.н. средневзвешенной цены - той цены, по которой было куплено наибольшее количество упаковок за период. Это не та цена, которую вы видите на упаковке, заходя в аптеку. Это индикатор покупательского поведения, понимаете?  Средневзвешенные цены падают - значит, потребитель стал искать более дешевый товар, иногда буквально заменяя в аптеке, например, дорогой антибиотик на дешевый отечественный аналог. Средневзвешенные цены растут - покупатель перемещается к более дорогим упаковкам. Рост средневзвешенных розничных цен темпами ниже курсовой валютной составляющей, которые мы видели в ушедшем году - хороший тренд. Он говорит о том, что покупатель, его реакция на стоимость лечения, стала влиять на фармацевтический рынок, сдерживать тенденцию роста цен.

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх