EN|RU|UK
Блоги Игорь Молодан
Эксперт по безопасности, экипировке и снаряжению, инструктор по выживанию и тактической медицине международной категории, руководитель тренинг-центра Avtonom.club, Trouble-Shooter, журналист.
  19915  30

Как уничтожалась авиация на Востоке Украины и кто за это ответит

"…за короткий период было уничтожено более 20 единиц авиационной техники… погибли десятки экипажей (включая двух моих однокашников - командиров экипажей) и более сотни человек личного состава»
«Один спасенный летательный аппарат может окупить с лихвой содержание авиационного спецназа, но у нас не умеют считать риски, только текущие затраты, надеясь, что понесенные потери компенсирует западный партнер»

Начну публикацию с события, которое неоднозначно воспринялось общественностью - вынесение приговора генералу Виктору Назарову, который подписал приказ на вылет борта с подразделением, в результате чего, самолет с пассажирами был уничтожен на посадке.
Неоднозначность ситуации состоит в том, что у нас приняты «показательные» приговоры, но не принято решать проблемы системно. Сейчас я пишу не столько как журналист, сколько как офицер, который прошел практически все ступеньки в руководстве полетами, от руководителя дальней зоны и зоны посадки до руководителя полетами. Так же в послужном списке у меня числится: старший штурман КП АА, передовой авиационный наводчик (ПАН) и старший офицер отдела планирования боевого применения авиации. Все должности напрямую связаны с тем, что здесь написано.


Те, кто связан с руководством полетами знают, что согласно нормативных документов, решение на взлет и посадку летательных аппаратов принимают не командиры любого ранга, а только два человека - руководитель полетов и командир экипажа. Никто другой (прямой командир, генерал или верховный главнокомандующий) не имеет права давать команды экипажу, а экипаж может все команды игнорировать, даже команды диспетчера или группы руководства, беря ответственность за принятие решения на себя!

Именно нарушение должностных документов, в данном случае Наставления по производству полетов, ведет к подобного рода трагедиям. Поэтому у меня вполне резонный вопрос: Кто управлял полетами на аэродроме Луганск? Кто дал команду экипажу на посадку? Подчеркну еще раз, что приказ на снижение и заход на посадку может дать только диспетчер (у гражданских), руководитель дальней зоны, руководитель зоны посадки и руководитель полетами или руководитель на полигоне (у военных)! На любом этапе полета каждый из указанных должностных лиц может запретить полеты в своей зоне ответственности и направить летательный аппарат на запасной аэродром. В случае отсутствия связи или по другим причинам, решение на посадку или уход на запасной аэродром принимает командир экипажа лично!

Я много общался со своими коллегами и однокашниками-летчиками, как с Воздушных Сил, так и с подразделений Армейской авиации Сухопутных войск Украины, которые непосредственно участвовали в воздушных боевых операциях. Их выводы были однозначны - у нас отсутствует полноценное наземное обеспечение боевых действий авиации в зоне вооруженного конфликта, отсутствует взаимодействие, радиосвязь, нет четких задач и оперативной информации об изменении наземной обстановки, что приводит к неминуемым трагедиям.

Анализ безвозвратных потерь авиационной техники, экипажей и личного состава, а так же авиационной техники подлежащей ремонту и восстановлению после выполнения боевых заданий за 5 месяцев АТО на Востоке Украины в 2014 году показал полное отсутствие поддержки авиации с земли, выраженной в неудовлетворительной разведывательной работе на линии боевого соприкосновения и в тылу противника, связанной с выявлением авиационных средств обнаружения и поражения, полное отсутствие информирования об этом экипажей. Из анализа, взятого из открытых источников в сети Интернет, следует, что за короткий период было уничтожено более 20 единиц авиационной техники (официальная статистика может отличаться лишь в большую сторону), 7 летательных аппаратов выведено из строя, погибли десятки экипажей (включая двух моих однокашников - командиров экипажей) и более сотни человек личного состава.

Список безвозвратных потерь (Внимание! Информация в некоторых деталях может отличаться как от реальной, так и об официальной):
2 мая Под Славянском сбиты два вертолёта Ми-24, в\ч А 2595, погибло соответственно 2 и 3 пилота.
5 мая Повреждён и совершил вынужденную посадку под Славянском вертолёт Ми-24П, погибших нет. Из-за невозможности эвакуации вертолет был уничтожен на земле штурмовиком Су-25.
29 мая Над п.Червоный Молочар сбит вертолёт Ми-8 (в/ч 2269). Погибло 14 человек.
4 июня Над Славянском сбит вертолёт Ми-24ВП, погибших нет.
Над Славянском сбит вертолёт Ми-24РХР, о погибших неизвестно.
5 июня Под Славянском сбит вертолёт Ми-8, о погибших неизвестно.
6 июня под Дробышево сбит фоторазведчик самолет Ан-30Б (в/ч А1231) погибло 5 лётчиков из 8 (трое выпрыгнули с парашютами).
14 июня Над Горловкой, в непосредственной близости от поселка Каютово, сбит штурмовик Су-25, лётчик катапультировался.
Сбит в Луганске двумя ракетами с ПЗРК самолет Ил-76МД, на борту кроме вооружения была группа снайперов 56 человек и усиленный экипаж из 10 человек - все погибли.
24 июня Над горой Карачун у Славянска сбит вертолёт Ми-8, погибло 9 человек.
14 июля В Краснодонском районе сбит самолёт Ан-26. В самолете находились восемь человек (7 человек экипаж +1 сопровождающий). Четверо членов экипажа были спасены, еще двое задержаны ополченцами, тела двух нашли мертвыми - имена погибших пока неизвестны.
16 июля Около 19.00 был сбит штурмовик Су-25. Пилот катапультировался.
17 июля Над г. Снежным сбит самолёт Ан-26. Судьба экипажа неизвестна.
23 июля Сбито два штурмовика Су-25 и Су-25М1, погибших нет.
7 августа Сбит санитарный вертолет Ми-8, летевший за ранеными. Судьба экипажа не известна.
Над Енакиево у с.Розовка сбит истребитель МиГ-29. Пилоты катапультировались. Один пилот выжил, второй пилот скончался 12.08.2014 в госпитале в Днепродержинске.
17 августа В 5 часов утра в Краснодонском районе сбит истребитель МиГ-29. Пилот катапультировался и спасён.
18 августа Огнем стрелкового оружия был сбит вертолёт Ми-8, погибших нет.
20 августа Над Новосветловкой сбит штурмовик Су-25. Машина взорвалась в воздухе. На следующий день попал в плен пилот самолёта.
Ночью, в районе села Георгиевка, сбиты два вертолета Ми-8 (Броды, Львовская область). Один сразу упал, другой совершил аварийную посадку недалеко от поселка. Экипаж первого с ранениями доставлен в больницу, экипаж второго не пострадал.
Сбит вертолёт Ми-24ВП, погибло 2 члена экипажа.
21 августа Над Новосветловкой сбит фронтовой бомбардировщик Су-24М. Двум пилотам удалось катапультироваться.
29 августа Утром сбит штурмовик Су-25. Летчик катапультировался и через полтора часа уже был в одном из подразделений Национальной гвардии.

Из анализа очевидно, что авиация ни в прошлом, ни сейчас не способна полноценно выполнять боевые задания в связи с отсутствием подготовленных надлежащим образом специалистов, обеспечивающих поддержку экипажей с земли и выполняющих целеуказания, а это в значительной мере ограничивает успешное проведение сухопутных операций, эвакуацию и спасение личного состава в зоне боевых действий. Это свидетельствует о не способности штатных авиационных наводчиков выполнять свои боевые задачи, отсутствии действующей боевой группы авиационного спасения и эвакуации, и неотработанном взаимодействии между сухопутными и авиационными подразделениями.
Безусловно, современной Украине следует учиться на своих ошибках и использовать опыт (в том числе и отрицательный) наиболее продвинутых и успешных армий мира, чтобы в дальнейшем избежать неоправданных потерь, как авиационных технических средств, так и высоко подготовленных лётных экипажей. Следствием этого станет экономия времени и миллиардов гривен на восстановление безвозвратных потерь, которые можно избежать, создав подразделение специального назначения с безусловным правом принимать решения в зоне ответственности по применению авиации и авиационных средств поражения с соблюдением мер безопасности, а так же нести полную ответственность за выполнение экипажами боевой задачи.
Опираясь на опыт ведущих армий мира, о котором писал в военном журнале еще в 2011 году, я уже второй год предлагаю в сжатые сроки создать специальный авиационный отряд (САО), который будет подчиняться непосредственно командованию Сил Специальных Операций. Непосредственное подчинение необходимо для сокращения до минимума принятия решения на применения авиации Воздушных Сил, Сухопутных войск, Военно-морских Сил и других министерств (ведомств) в интересах наземных и морских подразделений.
Аргументы, концепция, функционал, численный и штатный состав, функциональные обязанности и программа подготовки подробно описаны мною в презентации. Здесь только общие сведения, более подробно я расписал на десятке листов непосредственно заинтересованным лицам, а полный текст презентации можно увидеть ЗДЕСЬ. Если будет желание возобновить работу над проектом, прошу обращаться на адрес molodan@email.ua - Игорь Молодан.


Уже больше двух лет, как озвучено данное предложение в кулуарах ГШ и МОУ. Я получил несколько ответов, сканы которых выкладываю ниже. Официальные ответы МОУ, как видите, положительны, все понимают актуальность, но дальше бумаг и отписок дело не идет.

В заключении отмечу, что садить нужно тех, кто мешает системному развитию в армии, кто своей пассивностью или тупостью, алчностью или преступной халатностью не создает нормальных условий для продвижения интересных и полезных проектов. А ведь, один спасенный летательный аппарат может окупить с лихвой содержание авиационного спецназа, но у нас не умеют считать риски, только текущие затраты, надеясь, что понесенные потери компенсирует западный партнер.
Не смотря на то, что для создания ССО в несколько десятков тысяч человек, у государства нашлись ресурсы, создать отряд из 140-180 человек оказалось обременительной задачей.

Обращаюсь к руководству армией!
Вам, по сути, и делать ничего не нужно. Только принять волевое решение, набрать команду и через полгода после формирования отряда на совместных тактических учениях вы сможете провести сравнительный анализ действий новых и старых авианаводчиков. Знаю, что после моего письма Воздушные Силы начали создавать отдельные, предложенные мною, подразделения, но их эффективность сводится к нулю, так как они все раздроблены и не имеют четких задач на взаимодействие в составе системы военного управления. Сейчас нужен кулак, а не распальцовка военных ведомств, поэтому, надеюсь на мотивированный ответ, почему до сих пор мы не движемся по НАТОвскому курсу?

Игорь Молодан Avtonom.Club

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх