EN|RU|UK
Блоги Андрей Миселюк
Политолог
  1496  2

Транш – он не получка, не аванШ

МВФ обозначил новому правительству Гройсмана реперные точки для возобновления финансирования Украины.

Как бы это ни царапало реформаторское самолюбие президента Порошенко и свежеиспеченного премьера, в МВФ считают, что макроэкономические сложные последствия постЕвромайдановского хаоса удалось купировать «папереднику» Яценюку. В изложении первого зама директора-распорядителя МВФ, Дэвида Липтона список достижений Яценюка (достигнутых, само собой, лишь благодаря руководящей и направляющей руке Фонда) на этом поприще получается впечатляющим:

«Шаги, которые были сделаны предыдущим правительством согласно программе, привели к окончанию финансового кризиса, стабилизации страны и восстановлению конкурентоспособности, потеря которой и была причиной остановки роста украинской экономики. Мы также считаем, что большое количество шагов, которые были сделаны для решения проблем в газовом секторе, имели огромное позитивное воздействие на Украину…Бюджет почти сбалансирован, курс обмена валюты отрегулирован, последствия от девальвации купированы, монетарная политика является разумной, потери от газового сектора также заметно снижены». Отсюда в качестве приоритета работы нового Кабмина - не допустить отката тех реформ, которые уже были проведены.

Об одной из причин, почему Гройсману будет сложно удержать важные для Фонда структурные маяки на должном уровне, уже было сказано несколько дней назад. Это отсутствие у нового премьера комплексного, целостного вИдения макроэкономических процессов и опыта влияния на их основные движущие силы.

Во втором кабинете Яценюка помимо самого премьера такое вИдение было еще как минимум у двух членов его Кабмина - у Абромавичуса и Яресько.

Теоретически новому премьеру в этом вопросе могут помочь соратники и консультанты со стороны. Куратором экономического блока у него выступает Степан Кубив. Правда, его антикризисный менеджмент в Нацбанке в 2014-ом оказался настолько не профессиональным и не адекватным вызовам, что привел к поистине плачевным последствиям. В результате пришлось его побыстрее с должности главы регулятора снимать.

Конечно, нельзя на 100% утверждать, что за два года господин Кубив ничему не научился. Хочется надеяться, что научился - потому что на 100% украинцы не заслуживают звания кошек, на которых макроэкономическим экспериментаторам можно тренироваться.

Новый глава Минфина Данилюк в вопросе проведения дальнейших реформ пока ничем себя не проявил. Ни в хорошую, ни в плохую сторону. Со старта засветившись лишь в собственном оффшорном скандале. Поэтому вопрос об его макроэкономических способностях остается пока открытым.

Гройсман также активно окружает себя успешными (некогда и именно у себя на родине) статусными советниками, иностранцами-реформаторами. Ну да посмотрим, Валенса ему в помощь.

Но помимо отсутствия опыта работы в реальной экономике на уровне шире Винницы у нового премьера есть еще одна «ахиллесова пята». Из-за которой задание МВФ удержать «планку папередника» может оказаться трудно реализуемым. Это отсутствие своей работающей коалиции в Раде и критическая зависимость от голосов олигархических «Возрождения» и «Воли народа».

Как только премьер начнет удовлетворять их «хотелки» в обмен на поддержку этими группами нужных себе законов в Раде - прощай сбалансированность бюджета, закрытие чёрных дыр в газовой сфере, тарифные «прищучивания» олигархического бизнеса и т.д. и т.п. А значит - и перспектива транша МВФ (который и так не светит в этом полугодии) в обозримом будущем.

Господин Липтон дипломатично сказал об этом так: «Важно чтобы Украина нашла возможность уберечь политическую, финансовую и экономическую сферы от влияния богатых людей. Это, конечно, не является главной проблемой, которую мы мониторим в рамках нашей программы, однако она является важной в том смысле, что коррупция может влиять на способность правительства проводить реформы».


Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх