EN|RU|UK
Блоги Максим Карижский
Учредитель в UCSS Украинском центре стратегических решений
  4764  5

Политическая жизнь и смерть Порошенко и Гройсмана - в руках мэров

Тепло и коммунальные тарифы. Чистота. Безопасность на улицах и во дворах. Наличие хорошо оплачиваемых рабочих мест. Состояние общественного транспорта. Состояние жилого фонда. Экологическая ситуация. Удобство пешеходных зон. Состояние дорог. Это характеристики, по которым граждане оценивают качество своей жизни и свое благополучие.

СМИ, социальные сети и разговоры участников политического процесса заполнены темами столичной политической жизни. Между тем не Киев, а именно местные власти полностью либо в значительной мере определяют качество всех перечисленных компонент. И от успеха городских властей зависит, как граждане будут оценивать деятельность руководства страны.

Конечно, в руках центральной власти находится ряд важных направлений, которые влияют на качество жизни. Законодательство, государственная безопасность, налоговая политика, распределение бюджетных средств между ведомствами и территориями страны, заимствования, валютное курсообразование и т.д. Центральная власть влияет на то, сколько денег окажется в распоряжении местных общин. Центральная власть может сформировать общую тенденцию в сторону экономического роста и спада, в сторону соблюдения законов или беспредела.

Но напрямую с гражданами столичная власть соприкасается через доступность банковских кредитов, стабильность обменного курса, пенсионную политику и зарплаты в бюджетной сфере, а также через стоимость электроэнергии и газа. По большому счету это все точки соприкосновения.

Теперь посмотрим, что находится в руках власти отдельного города. Общественный транспорт - муниципальные предприятия. Состояние дорог, парков, пешеходных зон - зона ответственности муниципальных предприятий и местных советов. Безопасность в городе также во многом в руках города. Безопасность - это, помимо милиции/полиции, освещенность улиц и дворов, организованное видеонаблюдение, патрули из дружинников и платных служб охраны. И конечно мэр может при желании влиять на то, насколько тщательно работают полицейские патрули и участковые милиционеры.

Чистота улиц и вывоз мусора - полностью тема местных властей и локальных эксплуатационных организаций.

Сумма в платежках, которые граждане получают за тепло, может подвергаться значительному влиянию городской власти. Так, город может софинансировать утепление панельных домов (и некоторые это уже делают). Город может требовать от энергокомпании проходить процедуру защиты теплового тарифа. Собственно, теплокомпании пока что зачастую - тоже коммунальные предприятия. Но даже если частные - то тариф является предметом переговоров и оптимизации. При участии города можно проводить модернизацию производственных мощностей и сетей.

И деньги на это в городских бюджетах при желании нетрудно отыскать. Даже в 2015 году так называемый бюджет развития города Николаева составлял 300 (!) миллионов гривен. А Николаев является, согласно оценке жителей по данным февральского опроса компании "Рейтинг", худшим городом по качеству жизни среди всех областных центров Украины.

Городской власти есть где развернуться и в деле содействия новым предприятиям, а также различным формам самозанятости и взаимопомощи населения. К примеру, город может создавать публичные мастерские, деловые пространства для новых видов предпринимательства, организовывать интенсивное профессиональное обучение для желающих.

А еще городские власти могут всего этого не делать и ссылаться на тяжелое экономическое положение в стране.

Социологические исследования компании свидетельствуют: недовольство граждан высоко и оно растет в течение 2014-2016 годов. Конечно, центральная власть дает немало оснований для этого. Но те же исследования свидетельствуют, что местная власть способна существенным образом влиять на настроения граждан. К примеру, согласно исследованию компании "Рейтинг", проведенному в феврале 2016 года по заказу правительства Канады в 24 городах страны, есть прямая связь между рейтингом города по качеству жизни со следующими показателями: оценка работы городских властей в данном городе, наличие коррупции в данном городе, ожидания по поводу будущего. В лидирующей группе находятся Харьков, Винница, Тернополь, Львов, Ровно, Луцк, Хмельницкий.

На вопросы о том, в правильном ли направлении движется страна и в правильном ли направлении движется конкретный город, позитивный ответ относительно своего города дают значительно больше граждан, чем относительно всей страны. И городским властям горожане доверяют в разы больше, чем центральной власти.

Именно руками местных властей Президент и Премьер способны хотя бы отчасти выравнять отношение граждан к центральным институтам государственной власти. И возможно, даже лично к себе.

Как же Президент и Правительство используют эту возможность? Скорее никак. Сейчас местные власти предоставлены сами себе. Интенсивность взаимодействия центральной власти с мэриями и главами областей находится сейчас едва ли на самом низком уровне с 1991 года. Единые рекомендации, подготовительные и консультационные мероприятия для руководителей местных властей, сквозные программы в области утепления и энергомодернизации, рекомендации по занятости населения, контроль за расходованием средств по коэффициентам успешности на одну вложенную гривну - все это могло бы быть, но всего этого нет. В то же время на роль мэров уже избираются люди, не имеющие даже советской подготовки по управлению городским хозяйством. И качество управления в городах ухудшается. Это одна из причин растущего разрыва в оценке качества жизни в различных областных центрах Украины.

В интересах личного политического успеха и в интересах успеха всей страны Петру Порошенко и Владимиру Гройсману полезно наладить такое сотрудничество с местными властями, которое даст гражданам основание улучшить оценку качества жизни в городах (хотя бы с населением 90 тысяч и более) уже в ближайший год. Затраченные на этом поприще усилия могут вернуться сторицей. Ведь именно образ успешного мэра создал Гройсману политическое доверие и вознес его на одну из самых больших политических вершин государства. И, безусловно, эти усилия укрепили бы целостность Украины.


Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх