EN|RU|UK
Блоги Денис Каплунов
Координатор "Товариство 22 лютого"
  3066  9

Гройсман: ожидания и перспективы

У Гройсмана есть и всегда были собственные политические амбиции. Это было легко отследить по тому, какие пафосные речи Гройсман говорил на заседаниях Верховной Рады. На заседаниях фракции БПП, когда говорил Президент, сидевший рядом Гройсман, позволял себе ухмыляться и качать головой, показывая свое несогласие с позицией президента.

То, что Гройсман человек Порошенко, и полностью ему подконтролен - это наивное суждение. Его может высказать человек, ничего не понимающий в политических процессах. Гройсман - фигура самостоятельная. Во всяком случае, точно не марионетка, как его представляют некоторые.

Сегодня он хорошо пользуется тем положением, что у Президента больше нет сильных фигур. Именно поэтому он и смог занять премьерский пост. Яресько или кто-то из технократов недостаточно лояльны к Президенту, чтобы претендовать на такую серьезную должность.

Гройсман хорошо чувствует ситуацию, его позиция сводится к простой формуле: «или премьером буду я, или перевыборы». Выбор невелик, перевыборы не нужны ни Президенту, который может потерять контроль над парламентом, ни БПП, как минимум половина депутатов в следующий парламент не попадут. Перспективы Народного Фронта еще печальнее.

Все это даёт возможность Гройсману отстаивать кадровые позиции по КабМину. И даже отказываться от тех кандидатов в министры, которые предлагает Президент. Поэтому, позиции Гройсмана в переговорах - очень устойчивы.

Вопрос в другом, сколько Гройсман сможет продержаться в статусе Премьера? Яценюк, не смог удержаться в этом кресле, намного дольше своих 18 предшественников. Хотя его опыт в публичной политике гораздо серьёзней: НБУ, АП, Спикер ВР, Министр иностранных дел, руководитель фракции, один из лидеров оппозиции. Гройсман куда более зависим от внутренней коньюктуры БПП, что будет тянуть его вниз. Став премьером, он превратился в цель № 1 для журналистов и расследователей. Кроме того, у Гройсмана нет даже намека на широкую поддержку, коалиция сузилась до двух партий. Все это не сулит Владимиру Борисовичу ничего хорошего, у него нет даже времени на «раскачку».

Все это осложняется и тем, что новый премьер не предоставил антикризисного плана, да что там антикризисного, он вообще никакого плана не предоставил. Кроме статьи в «Зеркале Недели», я не видел ничего, что позволяло бы судить о первых шагах премьера. Ознакомиться с программой можно по этой ссылке: http://gazeta.zn.ua/internal/vyyti-iz-krizisa-i-raskryt-potencial-strany-_.html

Вся программа, набор очень красивых слов и отсутствие контрактных обещаний. О том, что стране нужны инвестиции, рабочие места. О том, что нам нужен справедливый суд, а власть должна быть прозрачна. Мне кажется - что эти позиции в состоянии озвучить любой прохожий.

Я не знаю, какие изменения были в Виннице. Возможно, решили проблему с дорогами и освещением, в трамвае установили Wi-Fi. Может что-то еще. Но реформами на должности главы парламента Гройсман практически не занимался. Если кратко изложить «достижения», то получается следующее:

1. Гройсман сохранял на должности главы аппарата Валентина Зайчука, который работал там ещё с 2002 года.

2. После увольнения люстрированного Зайчука, сделал исполняющими обязанности своего земляка Слышинского. Его не утверждали через парламент. И.о. можно работать долго.

3. При Гройсмане регламент нарушался огромное количество раз. Например, печальноизвестный закон 3700 спикер ставил на голосование 27 раз.

4. Сокращённая процедура принятия решений (в среднем 15-20 минут на обсуждение проекта) стала скорее правилом, нежели исключением.

В своём плане Гройсман указал, что реформа государства должна начинаться с государства. А власть должна стать полностью прозрачной. Но имея полноту власти, Гройсман не перевел парламент на электронный документооборот. Именно при Гройсмане, большая часть проблем решалась в его кабинете, кулуарно. Мы не увидели предложений по изменению регламента и принципов работы парламента. Единственное что у него получалось неплохо, так это договариваться и модерировать процессы. Гройсман довольно гибок, хотя это как плюс, так и минус.

Все это говорит о том, что Гройсман не тот политик, который будет менять систему. Он привык договариваться, искать консенсус, а не демонтировать и строить новое. Если сопоставить нынешние обещания Премьер-министра с тем, что он сделал, будучи главой Верховной Рады, то напрашивается вывод: Гройсман-спикер явно не в ладах с Гройсманом-премьером…


Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх