EN|RU|UK
Блоги Константин Паршин
основатель Центра подготовки "Patriot"
  2206  0

Успеть до октября! Дневники реформы. Выпуск 4.

Начнем с хорошего. На прошлой неделе эксперты Международного проекта «Центр подготовки «PATRIOT» закончилипроводить заседания рабочих групп по подготовке новой структурыуправления Национальной гвардии Украины.

В конце прошлого года, 21 декабря, мы с Георгием Каландадзе набрифинге рассказывали отом, что дан старт переходу НГУ на стандарты НАТО - началасьреформа. За это время мы с коллегами провели интервьюированиеруководителей всех управлений и департаментов Главного управленияНГУ, адаптировали натовскую структуру под Нацгвардию, разработали и одобрили у командующего НГУ генерал-лейтенантаАллерова проект новой структуры управления. Потом в рамкахрабочих групп отдельно провели консультации с руководителямиуправлений по новой структуре - как должно работать непосредственноих подразделение, какие новые функции у него появляются, какиеуходят и т.д.

На данный момент идет работа по подготовке новых штатныхрасписаний, должностных инструкций и положений об управлениях всоответствии с проектом новой структуры. Собственно, можно было быговорить о том, что процесс реформирования структуры управлениявышел на финишную прямую - разработка и утверждение всех этихдокументов займет от силы пару месяцев. Можно было бы - но, боюсь,не выйдет.

Мы с коллегами по Международному проекту «Центр подготовки«PATRIOT» неоднократно говорили о том, что сектор государственной безопасностии обороны надо реформировать целиком - отдельные реформы в ВСУили НГУ ничего не дадут. Это должна быть комплексная реформа по одномуобразцу - все формирования, входящие в сектор, должны иметьодинаковую структуру управления. Необходимо это для того, чтобы вособый период они все могли максимально оперативно начатьэффективно взаимодействовать. И командующий НГУ это понимаетпрекрасно.

Юрий Владимирович Аллеров - боевой генерал. Он не из учебниковзнает, как важна слаженность действий на поле боя. И потомусовершенно здраво полагает, что сроки перехода на новые стандартыуправления должны быть синхронизированы с ВСУ. Вот только однабеда: в армии натовские стандарты управления собираются ввести аж в2018 году.

Откуда вообще взялась эта дата? Нет, понятно, что Президентомбыла озвучена стратегия «Украина-2020» и все министерства началинаперебой подгонять под нее свои планы - встроились в генеральнуюлинию, так сказать. Но непонятно, почему они дату, которая важнадля Президента, восприняли как общий ориентир? В Украине такаяситуация, когда можно расслабиться и ориентироваться на результатчерез 4-5 лет?

Такую же злую шутку сыграла «Украина-2020» и с Минобороны. Чтозначит «к 2018 году?» Такое впечатление, что нет войны на Донбассе,что на пороге у нас не стоит лютый враг со своей шизофреническойкартиной мира в голове. Настолько шизофренической, что в своейборьбе с мифическими жидоящерами, этот враг уже готов начать третьюмировую. У нас что, есть время ждать?

Больше всего тут удивляет позиция Генштаба. Казалось бы: кто какни НГШ должен быть больше всех заинтересован в эффективномуправлении, в эффективном планировании операций, в нормальнойподготовке бойцов, в нормальном снабжении? По логике, именноначальник Генерального штаба должен бить в набат и выступать самойактивной движущей силой реформы. Но вместо этого НГШ собирает у себя блогеров и мужественно глядя в глаза чутьне под подписку о неразглашении перечисляет им номера частей ифамилии командиров. Ну и констатирует, что в армии естьпроблемы.

Собственно, именно такие «странности» и являются причиной того,что министр обороны Степан Полторак поддержал создание Комитетареформ МОУ. Тут дело не только в позиции натовских партнеров иликонструктивных сил гражданского общества. Постоянноевнутрисистемное сопротивление изменениям, в которые упираются всепозитивные начинания в Минобороны - вот главная причина появленияКомитета. Решение было обусловлено, в первую очередь, желанием«расшевелить» такую архаичную структуру, как армия, с помощьювнешней силы.

Создание Комитета - идея очень правильная. Только сам Комитет започти три недели так толком и не начал свою работу. Собрались,поделились на подгруппы. Поделились, как мы с коллегами сразу отметили, очень странно: отдельнаяподгруппа разрабатывает новую структуру МОУ, одна - новую структуруГШ, еще одна - финансовые вопросы и т.д. Как можно говорить обизменениях в системе закупок, если непонятно, кто этими закупкамибудет заниматься в новой структуре? Как можно менять структуру ГШ,не согласовывая это с изменениями в структуре Минобороны? Таквопросов можно задать еще очень много. Что они возникнут - былоочевидно сразу. Они возникли - теперь в Комитете занимаютсяперераспределением подгрупп.

А тем временем глава Минобороны без всякого Комитета взял иприступил к основному: отменил 138 приказов прошлых лет, которые дублируют функции МОУи ГШ и тормозят реформы. Это, на самом деле, очень хороший сигнал.Когда есть заинтересованность руководителя - процесс идет гораздопродуктивнее. Собственно, мы это на примере реформы НГУ можемнаблюдать.

Думаю, если министр обороны продолжит теми же темпами, воборонном ведомстве могут успеть сделать все то, что уже успели вНГУ - причем в сопоставимые сроки. И НГУ, и МОУ обязаны до конца 3квартала 2016 года разработать новые структуру, разобраться сположениями об отделах, должностными инструкциями, штатнымирасписаниями и подготовкой новых уставов. И не только это:необходимо утвердить программы боевой подготовки, «штатки» боевыхподразделений, и т.д., и т.п. Критически важно подготовить вседокументы именно в этот срок! Ведь все это должно иметь под собойфинансовую основу - а значит нужно будет успеть внести всенеобходимые суммы в бюджет-2017.

У нас действительно появился шанс быстро и эффективно провестиреформу сектора государственной безопасности и обороны - главное,чтобы сейчас максимально активизировались все, от кого этиизменения зависят. Потому что времени до 2018 года у нас простонет.


Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх