EN|RU|UK
  140  1

 УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ "ХРАНИТЕЛЬ ТАЙН" КУЧМЫ

Министр транспорта Украины Георгий Кирпа был одним один из самых влиятельных бизнесменов, политиком и управленцев в окружении Леонида Кучмы. Его убийство станет самым резонансным в уходящем году. Сегодня каждый, кому хоть раз в жизни довелось общаться с К

Бизнес

Кирпу очень часто называли «человеком в футляре». С прессой общаться он не любил, на брифингах и пресс-конференциях зачастую отвечал одним предложением. Доподлинно докопаться, «на кого работал» Кирпа, журналистам не удалось. При этом в прессе очень часто появлялась противоречивая информация. Одни писали, что Кирпа имел общий бизнес с «донецкими» (в первую очередь с Ринатом Ахметовым), другие поговаривали об особых отношениях с объединенными социал-демократами (Виктор Медведчук и Григорий Суркис). В итоге большинство сходилось на том, что министр транспорта очень умело лавировал между основными олигархическими группами, существующими в Украине.

К примеру, Кирпа совершенно не скрывал, что во время «оранжевой революции» его ведомство заработало около 9 млн гривен на перевозках сторонников обоих кандидатов в президенты.

К наибольшим достижениям этого человека на посту главы Минтранса, в первую очередь, стоит отнести тот факт, что ему как кадровому железнодорожнику удалось в достаточно короткие сроки навести порядок в собственном ведомстве. Ранее, до прихода Кирпы, Минтранс возглавлял экс-премьер Валерий Пустовойтенко. С приходом Кирпы на железной дороге ситуация изменилась коренным образом - от своевременной выплаты заработной платы до повсеместного ремонта и облагораживания каждого полустанка. Кроме того, практически в каждом областном центре были построены новые здания железнодорожного вокзала.

Самыми нашумевшими проектами Кирпы были строительство первого в Украине платного автобана «Киев - Одесса», первая очередь которого уже сдана в эксплуатацию, и нового моста через Днепр.

В целом же Георгий Кирпа в прессе особо «не светился», а любые попытки несанкционированно проникнуть за ворота «Укразализныци» пресекал на корню. Информации, на чем министр делал личные деньги, в прессе также не было. По неофициальной информации, через счета «Укразализныци» проходили средства, предназначенные для избирательной кампании премьер-министра Виктора Януковича.

Политика

В течение последних двух лет Кирпу неоднократно рассматривали как возможного будущего преемника Леонида Кучмы. Ходили слухи и том, что Кирпу могут назначить на должность премьера (еще до утверждения в этой должности Виктора Януковича). Параллельно с этим поговаривали также и о том, что Кирпа может стать «консолидированным» кандидатом от власти. Более того, в какой-то момент Кирпу даже включали в опросы как возможного кандидата в президенты. К слову, результаты опросов свидетельствовали о том, что министр получал 1-2% голосов избирателей «сходу», то есть без всякой рекламы. Однако жизнь внесла свои коррективы, и около года назад Кирпа стал готовиться к парламентским выборам, создав партию «Возрождение». Членами партии в основном стали работники железной дороги, однако это не мешало ей «раскручиваться» в прессе. Скорее всего, после смерти Кирпы этот политической проект будет также похоронен.

По мнению украинского политолога Виктора Небоженко, Кирпа был «очень близким человеком к Кучме». «Я думаю, он не просто входил в его окружение, но и был перспективным партнером, поэтому случившееся - это большой удар по действующему президенту», - считает Небоженко.

Руководитель бюро политического консалтинга «Пента» Владимир Фесенко также считает, что «Кирпа был одним из ближайших людей к Леониду Кучме, фактически он выступал в роли его фаворита, было время, когда он рассматривался прямо либо косвенно на роль преемника Кучмы. Он также был одним из тех государственных олигархов, которые влияли на политическую жизнь, руководя крупнейшими отраслями украинской экономики».

Политолог отмечает, что с помощью Кирпы президент реализовывал многие финансовые и экономические процессы не только в транспортной сфере. «Уход Кирпы в прежних условиях имел бы одно значение, сейчас оно несколько иное.

С точки зрения влияния на политическую жизнь, я думаю, этот уход не столь значителен.

Но уходит «хранитель тайн» Кучмы, и это, пожалуй, самое главное последствие», - отмечает Фесенко.

При этом украинские политики также обсуждали версии, согласно которым Кирпа мог бы остаться на своем посту и при новом президенте Викторе Ющенко, поскольку имел репутацию талантливого менеджера, который очень хорошо умеет считать и зарабатывать деньги.

По мнению руководителя Института глобальных стратегий Вадима Карасева, убийство Кирпы является свидетельством того, что, возможно, кто-то хочет замести следы. «Кирпа не был чисто политиком, он был и хозяйственником, главой ключевого министерства, но нужно учитывать роль транспорта в украинской экономике и его финансовые потоки. Поэтому его роль в деньгах, которые шли в политику, была достаточно серьезна, и можно сказать, что он был теневым политиком эпохи теневой экономики», - отмечает эксперт.

Карьера

Георгий Кирпа родился 20 июля 1946 года в селе Клубивка Хмельницкой области. В 1970 году окончил Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «эксплуатация железных дорог», по профессии инженер. С 1971 по 2000 годы работал на Львовской железной дороге - инженером, главным инженером и начальником станции Чоп, начальником отдела перевозок, заместителем начальника и начальником Ужгородского участка, начальником Ровенского участка.

С 1985 по 1993 - первый заместитель начальника, а с 1993 по 2000 - начальник Львовской железной дороги.

С апреля 2000 года - первый заместитель министра транспорта - генеральный директор Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины. В мае 2002 года назначен министром транспорта Украины.

Награжден орденом "Дружбы народов", знаком отличия Президента Украины "Орденом князя Ярослава Мудрого" V степени, в апреле 2002 года присвоено звание Героя Украины с вручением Ордена государства.

30 ноября 2002 года Кирпа был назначен министром транспорта Украины в составе правительства Януковича. Он также исполнял обязанности генерального директора Государственной администрации железнодорожного транспорта.

    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
       
     
     
     вверх