EN|RU|UK
  163  2

 ПРИЗНАНИЕ ПОБЕДЫ ЮЩЕНКО ОТВЕЧАЕТ ИСТИННЫМ ИНТЕРЕСАМ РОССИИ

Украинцы твердо запомнят, как Россия активно поддерживала попытки помешать их электоральным свободам.

22 ноября 2004 года. Представляется, что (выборы на Украине) выиграл Ющенко. Этого следовало ожидать после его победы в первом туре и одобрения его кандидатуры всеми важными кандидатами, которые не участвовали во втором туре выборов.

Победу Ющенко подтверждают и результаты опросов общественного мнения на выходе из избирательных участков, включая тот опрос, которое проводило поддерживающее связи с правительством агентство по изучению общественного мнения, которое дало ему перевес в 3,5%, тогда как два независимых агентства социологических исследований оба дали ему перевес в 11%. Между тем официальный подсчет голосов это отрицает, как было и в первом туре, пока, в конце концов, не было сочтено, что полностью фальсифицировать результат слишком опасно.

Если Кучма и его избирательная комиссия, тем не менее, собираются настаивать на том, чтобы официально отдать титул президента Януковичу, последствия могут быть очень печальными как для Украины, так и для России. В лучшем случае, предположив, что все пройдет мирно, результатом этого стала бы ситуация, аналогичная той, что сложилась в Белоруссии при Лукашенко: презираемый всем миром, много болтающий о союзе с Россией, но в действительности оберегающий "собственное" королевство суверенного контроля - и, в нашем случае, суверенной коррупции - режим.

Эта ситуация также напомнила бы то положение, в котором оказался Буш-младший (George W. Bush) после первоначальной победы на выборах 2000 года, разве что все было бы гораздо хуже - поскольку большинство стран сочло бы нового президента нелегитимным.

В таких обстоятельствах большинство украинцев рассматривало бы любую "интеграцию" с Россией как незаконную. Они усмотрели бы в этом принудительную распродажу своей страны: никак не настоящую интеграцию в общее пространство, которое они могли бы считать своим, но принудительное присоединение к империи кого-то другого. Это стало бы несчастьем, гарантирующим перманентно нестабильную ситуацию - полная противоположность надежности и предсказуемости Украины, которая нужна России. Это тот самый путь, который может вызвать у большинства украинского народа перманентное негодование, и тогда Россия, в конечном счете, действительно потеряет Украину.

Будет также очень плохо, если Россию станут увязывать с попытками сфальсифицировать украинские выборы, ибо ее думские "наблюдатели" уже делают все возможное, чтобы случилось именно так. В данном случае украинцы твердо запомнят, как Россия активно поддерживала попытки помешать их электоральным свободам. Это нечто, от чего будут долгое время страдать отношения России с Украиной.

Занимаясь подобной деятельностью, российские "наблюдатели" по традиции встали на позиции, противоположные тем, которые занимают все наблюдатели от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) - честного института, в котором Россия играет полноправную роль и который она вроде бы должна поддерживать. Россия в прошлом желала укрепления ОБСЕ, чтобы создать Общий Европейский Дом (Common European Home), и по-прежнему желает этого одной половинкой своей разделенной души, но на практике подрывает эту идею. Быть может, вскоре российским каналам национального телевидения, которые находятся под контролем Путина, придется высмеивать то, как "они" считают голоса избирателей на Украине, точно так же, как российское телевидение уже сегодня насмехается над тем, как "они" считают голоса в Белоруссии. Даже притом, что российские официальные лица объявляют выборы "свободными и честными" и с чувством глубокого оскорбления жалуются на то, что ОБСЕ заявляет иначе.

Россия оказывается в незавидной ситуации, и ей надобно как можно скорее из нее выбраться. Точно так же, как она это сделала в Грузии, когда мудро решила расстаться с Эдуардом Шеварднадзе после того, как стало ясно, что он сфальсифицировал выборы, чтобы обеспечить свое выживание. Тогда Россия даже послала своего представителя, который, как утверждают, сыграл решающую роль в том, чтобы убедить Шеварднадзе уйти мирно. Россию за это хвалили как представители Запада, так и грузины; ей удалось спасти свое влияние в Грузии. Ее положение там по-прежнему далеко от великолепного, но было бы гораздо хуже, если бы она поддержала Шеварднадзе - в любом случае сомнительного союзника, точно так же, как Лукашенко и Янукович.

Куда лучше для Путина быстренько послать телеграмму Ющенко, поздравив его с победой, и потихоньку дать понять Кучме, что игра окончена. И тогда Россия смогла бы на практической основе продолжить интеграцию с Украиной при правительстве Ющенко.

Украина при Ющенко, скорее всего, была бы вполне податливой в том, что касается прагматического сотрудничества с Россией, которая ведет себя с ней порядочно. Украина еще долго не стала бы вступать в ЕС или в НАТО; если Россия стала бы хорошо себя вести, обе страны могли бы вступить в НАТО приблизительно в одно и то же время. А Украина тем временем будет иметь множество побудительных мотивов для развития общего экономического пространства с Россией. Любое подписанное Ющенко соглашение с Россией большинство украинцев сочло бы легитимным; любое подписанное Кучмой или Януковичем соглашение - нелегитимным.

С учетом реалий того, как украинцы проголосовали, и как группа Кучмы-Януковича пыталась влиять на их волеизъявление, после всего случившегося Россия сможет успешно интегрироваться с Украиной и придать этой интеграции перманентный, накопительный характер только в том случае, если лидером Украины будет Ющенко. Возможно, это звучит иронично, но России необходимо признать это, причем быстро.
    Комментировать
    Сортировать:
    в виде дерева
    по дате
    по имени пользователя
    по рейтингу
       
     
     
     вверх