EN|RU|UK
  978  1
Все про:ЖКХ (1453)

 ЖИЛЕЦ! ЛУЧШЕ СОДЕРЖАТЬ СВОЙ ДОМ, ЧЕМ ЖЭК!

ЖИЛЕЦ! ЛУЧШЕ СОДЕРЖАТЬ СВОЙ ДОМ, ЧЕМ ЖЭК! (Виктория ВЛАДИНА, для «Цензор.НЕТ»)

Вы знаете, сколько ЖЭК тратит на содержание вашего дома из собранной квартплаты? Не более 20-30%. А остальное? На содержание ЖЭКа. Это обстоятельство пока никак не волнует жильцов. А вот МинЖКХ этим обеспокоено...

Что будет с тарифами на жилищно-коммунальные услуги после выборов? Как расстановка сил в Парламенте повлияет на реформу ЖКХ? Чего нам ждать от «эффективного собственника»? Об этом наш доверительный разговор с начальником управления жилищной политики МинЖКХ Владимиром Кирюшиным.

Владимир Николаевич, хотелось бы поговорить о наболевшем: о реформе ЖКХ. На сегодняшний день, по статистике вашего ведомства, в частной собственности находится около 90% квартир. А реформа ЖКХ – дело государственное... В какой мере среднестатистический жилец будет принимать участие в этой реформе? Как это отразится на его капиталовложениях в собственный дом?

- Фактически жилищный фонд, а это 179 тысяч многоэтажек, уже принадлежит населению. Жильцы стали собственниками квартир, поэтому логично, что в их руки должны перейти и права собственности на дом. Собственники должны распоряжаться своим имуществом, принимать решения по управлению им. Они же должны принимать решения по количеству и качеству предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, по выбору подрядных организаций, предоставляющих эти услуги.

...Иными словами, всем комплексом проблем, навалившихся на собственника, должны были заняться объединения совладельцев многоквартирных домов. Однако, массового движения по созданию ОСМД в Украине как-то не наблюдается. Процесс, несмотря на все усилия министерства, идет очень уж вяло...

- Согласен. Причин тому несколько. С одной стороны получается, что юридически дома находятся в совместной собственности жильцов, а фактически домом распоряжаются и управляют местные органы. Они же и несут ответственность за его содержание, т.е. фактически выполняют функцию собственников. По инерции, а кое-где и умышленно. Особенно это касается больших городов, в частности и столицы. К встроенным и пристроенным помещениям в доме (к подвалам, чердакам), которые можно выгодно продать, сдать в аренду и прочее, у местных властей особое, чуткое отношение. Поэтому рычаги управления населению власть отдает неохотно, создание объединений совладельцев и соответственно передача домов собственникам тормозится.

А какова роль ЖЭКов в этом процессе?

- У нас до сих пор существует монополия в сфере управления жилищным фондом. Государственные или муниципальные жилищно-эксплуатационные организации (ЖЭКи, ЖРЭПы и прочие коммунальные организации) продолжают выполнять сразу несколько функций. Во-первых, они управляют тем фондом, который им не принадлежит – домами. Во-вторых – они заказывают услуги поставщику, собирают деньги за эти услуги и сами распределяют эти деньги, причем, на свое усмотрение, не считаясь с мнением тех, кому принадлежит эта собственность. То есть, они распоряжаются средствами дома, самим домом, и деньгами, собранными на обслуживание этого дома. Фактически выполняют лишь распределительную функцию. Это существенно мешает реализации прав собственников квартир по управлению собственным имуществом. Жильцы лишены возможности направить средства в нужном или приоритетном для них направлении.

ЖЭКи в этом виноваты?..

- Совершенно верно, ЖЭКи, которые тратят на содержание своего персонала до 60% от собранной с жильцов квартплаты! Добавьте к этому еще налоги, электроэнергию, и прочие виды обязательных платежей. Вот и получается, что на дом, собственно, остается около 20-30% от того, что мы платим.

Я так понимаю, что создание ОСМД исключает подобную «утечку» денег?

- При создании ОСМД, естественно, эти суммы остаются в распоряжении совладельцев.

Стало быть, у ОСМД есть еще приличный запас для снижения тарифов? Не получится ли так, что собственники дохозяйничаются до того, что дом начнет валиться. А потом собственники вернутся в коммунальную собственность. Такие опасения высказал мэр одного из городков, где жильцы только и создали ОСМД, чтобы не «платить больше». В то же время, они совершенно не заботятся о сохранении сооружения, не копят на будущие капремонты и прочее...

- Естественно, ОСМД сами себе формируют тарифы. Они должны быть не по себестоимости, а по потребностям. Однако, не ниже технически обоснованных, естественно, чтобы дом не развалился. А то с развитием демократии можно договориться до того, что мы вообще платить не будем. Такого быть не может. Поэтому разрабатываются нормативы, которые и определят нижний уровень тарифов, позволяющих содержать дом в надлежащем состоянии. Во всяком случае, чтобы рыночная стоимость дома не падала.

Не секрет, что во многих городах тарифы на ЖКУ остаются популистскими. Например, мэрия держит квартплату на уровне 80 копеек за квадратный метр, а в домах, где созданы ОСМД, она уже составляет 2,50-3,00 грн. Разве это стимул для самоорганизации населения?

- Вы правы, согласно действующей модели управления жилищным фондом, сегодня именно орган местного самоуправления устанавливает тариф на жилищно-коммунальные услуги. Если тариф 100-процентно не покрывает затраты на предоставленные услуги, согласно Закона о жилищно-коммунальных услугах, власть выделяет дотации к этому тарифу. Но, об этом нужно забывать. Государство не может постоянно быть собесом для всех граждан Украины, этого не выдержит ни один бюджет даже развитого государства. Помогать государство будет. Но, только тем, кто в этом действительно нуждается.

Ну, а насчет дотаций к ЖКУ? Можете считать, что 2007-й был последним, когда разницу в тарифах погашали из бюджетов. Со следующего года, относительно ЖКХ, из бюджета будут финансироваться только программы на развитие и переоснащение жилищного и коммунального хозяйства. Естественно, государство выполнит задекларированные обязательства. Но, дальше должны вступить в действие рыночные отношения и принципы.

И ОСМД станут полноценными участниками этого рынка?

- Естественно, формирование полноценного рынка услуг и привлечение населения к непосредственному управлению собственностью - это конечная цель разработанной министерством программы реформирования ЖКХ. Согласитесь, за годы советской власти сформировалось чувство коллективной безответственности. С 2008 года мы начнем внедрять домовой учет доходов и расходов отдельно по каждому дому. Это будет первый шаг на пути диалога с жильцами. Придется реформировать сознание, а не только систему.

А что будет с домами, где жильцы не захотят создавать ОСМД? Ну, нет там инициативных граждан, желающих взваливать на себя ответственность за весь дом...

- Сегодня уже нарабатывается нормативная база для эффективного управления в жилищном секторе. Это, так называемое профессиональное управление. Чтобы сдвинуть проблемы в жилищном секторе, нужно создать институт собственника жилья и институт профессиональных управляющих. Задачи нашей новой модели - демонополизировать сферу управления, создать рынок услуг, оптимизировать расходы на содержание каждого дома и внедрить систему управления качеством этих услуг. Именно для этого и нужны управляющие компании, которые взялись бы за решение жилищных проблем. Я считаю, что должен произойти перелом менталитета в понимании собственности, в управлении собственностью. Мы надеемся, что эта программа подхлестнет создание ОСМД в Украине и в половине домов будут-таки созданы объединения совладельцев. 2008 год – это год, когда теория начнет воплощаться в практику.

Стало быть, выбор невелик: либо ОСМД, либо управляющая компания, которая, как любая коммерческая структура, будет все же сориентирована на прибыльную деятельность?

- 2008-мой должен стать переломным. Основная нагрузка ляжет на органы местного самоуправления. В городах-пилотах, их 80, будут созданы центры поддержки жилищных инициатив, которые будут проводить информационную кампанию, помогать жильцам в создании ОСМД, популяризировать положительный опыт. За органами местного самоуправления и создание консультативных центров, которые будут помогать изготовить проектно-сметную документацию на капитальные ремонты домов. Повторюсь – деньги на капитальные ремонты будут выделяться только на условиях совместного финансирования с населением (его часть будет около 10%) и только для тех домов, где будут создаваться объединения совладельцев.

А земля? Отдадите объединениям землю вокруг домов?

- Очень душещипательный вопрос, особенно в больших городах. Госкомзем получил поручение разработать правила отвода земли для домов при непосредственном участии специалистов МинЖКХ. Проблема закрепления придомовых территорий в 2008 году будет решена и методически, и нормативно. На сегодняшний день в законе об ОСМД передачу земли тормозит слово «можно». Этой нормой можно крутить как угодно. Пора сделать императивную посылку – должны, обязаны. Тогда процесс сдвинется с места.

Вы многое рассказали, наобещали, в некоторых случаях даже напугали. Вы уверены, что процесс реформ в ЖКХ будет иметь необратимый характер? Не получится ли так, что завтра в Парламенте поменяется расстановка сил и новое правительство изменит курс. И мы уже будем идти в другую сторону...

- Я не Господь Бог и не глава Парламента. Как я могу что-то обещать? Но, так должно быть. Это было бы логично. Во всяком случае, общение в профильном комитете ВР подтверждает, что с позицией министерства согласны все, кто изучал проблематику жилищно-коммунальной сферы. Я так понимаю, что изменение власти может изменить лишь инструментарий для достижения цели. Но не саму цель. Влияние Парламента на стратегию реформы будет уже минимальным. Правительство будет иметь уже сформированную стратегию с правом коррекции тех или иных действий...

Источник: Виктория ВЛАДИНА, для «Цензор.НЕТ»
VEhrNGRrdzVRMWN3U25KUmNGRTlQUT09
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх