EN|RU|UK
  1231  5
Все про:авто (4103)

 ИМПОРТ АВТОМОБИЛЕЙ - В ЖЕРТВУ "ПРИКРУЧИВАТЕЛЯМ КОЛЕС". ЗА ВСЕ ЗАПЛАТИТ ПОТРЕБИТЕЛЬ...

ИМПОРТ АВТОМОБИЛЕЙ - В ЖЕРТВУ "ПРИКРУЧИВАТЕЛЯМ КОЛЕС". ЗА ВСЕ ЗАПЛАТИТ ПОТРЕБИТЕЛЬ...(Владимир КОЛЮБАКИН для "Цензор.НЕТ")

После краткого периода удешевления, импортные автомобили вновь подорожают: в нарушение правил ВТО, на них собираются повысить пошлины

Под видом минимизации влияния мирового финансового кризиса на украинскую экономику и поддержки отечественного производителя планируется очередной удар по карманам потребителя. В Кабинете министров и Верховной Раде разрабатывается «Антикризисный пакет номер два», в который отечественные автомобилестроительные (то есть, автосборочные) предприятия предлагают ввести повышение ввозных пошлин на импортные автомобили. Вернее, вернуть ставку ввозной пошлины, действовавшую до мая 2008 года, - 25% вместо нынешних 10%.

Весь мир - за, а Баба-яга - против!

Как отмечает Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко, такая новация затрагивает интересы державы в целом, поскольку противоречит правилам ВТО и может вызвать ответные карательные меры, прежде всего - в отношении экспорта с Украины сельскохозяйственной продукции и продукции металлургической промышленности. По неофициальным данным, соответствующие документы по введению таких санкций уже разрабатываются в Брюсселе.
Кроме того, на днях состоялось заседание «большой двадцатки», посвященное преодолению мирового экономического кризиса. Страны - участницы приняли решение ввести дополнительные налоговые льготы, чтобы в короткие сроки повысить спрос на внутренних рынках, а также в течение 12 месяцев не вводить торговые барьеры, инвестиционные и экспортные ограничения.
Как видим, ни одна развитая страна в условиях кризиса повышать налоги и сборы не собирается. Мы - другое дело... И как после этого будет выглядеть Украина на фоне мирового сообщества? Видимо, нам придется искать друзей вроде Уго Чавеса и Ким Чен Ира, потому что серьезные страны не захотят иметь дело с таким партнером.

Теневикам везде у нас дорога...

По словам Олега Назаренко, ВААИД выступает не только против повышения импортных пошлин, но и против любых ограничений импорта, в частности, замены повышения пошлин квотированием импорта или введением «импортных депозитов». Импорт квотирует сама жизнь - он и так уменьшится с уменьшением покупательной способности населения, нет надобности еще «опускать» его искусственно. Но и бюджет в этом случае не наполнится...
ВААИД насчитывает не менее 14 схем, по которым можно ввозить автомобили, не платя вообще никаких налогов. Это, например, схемы фиктивного наследства, переселения на постоянное место проживания, оформления на иностранные представительства, гуманитарная помощь льготным категориям населения и многое другое.
В последнее время эти схемы использовались мало: благодаря небольшой пошлине, выгоднее было платить ее законно, чем давать взятки чиновникам. Но с возвратом к прежней ставке пошлины такие схемы станут предпочтительнее, чем легальный ввоз. В результате властям будут докладывать, что импорт автомобилей уменьшился, но данные таможенной службы не будут совпадать с данными ГАИ.
Разница между ними - как раз автомобили, ввезенные по полулегальным схемам. После вступления Украины в ВТО кривая продаж автомобилей, ввезенных Украину по таким схемам, пошла вниз. Как сообщила член правления ВААИД, генеральный директор ДП «Авто интернейшнл» (импортер Mazda и Suzuki) Елена Дунина, в частности, по автомобилям «Mazda» процент «серого» импорта сократился с 30 до 15%. Ровно на столько, на сколько уменьшилась импортная пошлина... Бюджет от этого выиграл дважды - и за счет сокращения «тени», и за счет роста объемов продаж.
По официальным данным, с июля начался рост бюджетных поступлений по этой статье доходов. Теперь же, несомненно, пойдет обратная тенденция: «тень» снова начнет расти, доходы бюджета - падать.

Как всегда, крайний - потребитель

По словам Елены Дуниной, после вступления Украины в ВТО на авторынке произошло снижение цен, автомобили стали более доступными. В прошлом году было продано 540 тысяч импортных автомобилей, в этом году уже достигнута отметка в 600 тысяч.
В октябре рынок еще не «упал» потому, что многие граждане, видя, как обесцениваются их сбережения, предпочли вкладывать их в покупку дорогих товаров, в частности - автомобилей. Спад продаж случился в ноябре, причем вчетверо. В первую очередь повлияли, конечно, ограничения кредитования, общее снижение платежеспособности населения и повышение цен в гривнах. Только за счет курса цена автомобиля в национальной валюте уже стала той же, какой была до снижения пошлины.
На следующий год генеральный директор ВААИД Станислав Щербина считает реальной цифру в 380 тысяч. И какие бюджетные поступления мы намереваемся получить при таком спаде?
Интересно проследить, как менялась цена одного и того же автомобиля «Mazda» на протяжении года и как она может измениться в ближайшем будущем. В начале мая 2008 года, на момент перед снижением импортной пошлины, розничная цена с уплатой НДС, пошлины и акциза составляла 22087 долларов или 107123 гривны. В августе тот же автомобиль, но с пошлиной 10% стоил 19747,2 доллара или, по курсу 4,85, - 95774 гривны. В середине октября его цена в долларах уменьшилась до 19423, но при курсе 5,8 цена в гривнах составила уже 112623 гривны. Если при том же курсе вновь повысить пошлину, цена достигнет 128070 гривен. Как говорится, почувствуйте разницу!

«Прикручиватели колес»

Интересный вопрос: кто такие отечественные производители, в интересах которых якобы предпринимается данная мера? Олег Назаренко назвал их «прикручивателями колес», потому что большинство этих производителей занимается только сборкой автомобилей из узлов, изготовленных за границей.
Отечественные производители объединены в три корпорации: «Eurocar» (Skoda, Seat), «Богдан» (Lada, KIA, Hyundai), УкрАвто (Chery, Daewoo, Chevrolet, Opel, ZAZ). Многие ли из перечисленных марок следует считать украинскими, и по какому признаку? По мнению ВААИД, из легковых автомобилей, которые действительно произведены в Украине, можно назвать только «Славуту» и «Таврию», последнюю АвтоЗАЗ в сентябре вообще прекратил выпускать.
А то, что продолжают выпускать, отечественной продукцией считать нельзя. Официальные данные Государственной таможенной службы свидетельствуют: за 9 месяцев текущего года в Украину импортирована 291 тысяча автомобилей и 246 тысяч кузовов легковых автомобилей для промышленной сборки. В прошлом году было ввезено соответственно 246 и 276 тысяч.
И еще, опять же, по официальной статистике: в текущем году, несмотря на снижение пошлины на импортные автомобили на 15%, доля рынка отечественных производителей снизилась только на 10%, с 68% в январе до 58% в октябре. Но при этом все три ведущих компании получили прирост по сравнению с прошлым годом. Это называется упадок?
Кроме того, наше собственное автопроизводство уже имеет привилегии. Хотя это - всего лишь скрытый импорт, но он не облагается пошлиной наравне с готовыми автомобилями, поскольку на законодательном уровне разницы между собственным производством автомобилей и автосборкой не существует.
В результате, по словам Елены Дуниной, под флагом наполнения бюджета идет речь о перераспределении рынка импорта - от импортеров готовых автомобилей в пользу импортеров узлов. При этом бюджету легче не станет, поскольку узлы повышенной пошлиной не облагаются.
Зато правительственное нововведение ставит местных «отверточников» в привилегированные условия по сравнению с «белыми» импортерами. В развитых странах такое явление называется протекционизмом, и ЕС его отнюдь не приветствует. То есть, это, опять же, грозит усложнением отношений с европейским сообществом, куда мы якобы стремимся.
Кроме того, под государственным протекционизмом и при отсутствии конкуренции отечественные автосборщики могут быстро докатиться до качества, сравнимого с автомобилестроением времен СССР. Вот тогда действительно можно будет говорить об упадке украинской автомобильной отрасли.

Бей своих, чтобы чужие боялись!

Елена Дунина обращает внимание на социальный аспект проблемы. В ассоциации насчитывается более 40 тысяч рабочих мест в региональных дилерских сетях, между тем, именно в регионах проблема рабочих мест стоит острее всего. Кроме этого, автоимпортеры - резиденты Украины, и платят налоги. Если государство потеряет этот источник дохода, то весьма сомнительно, что повышенная пошлина, с учетом падения продаж, его хотя бы возместит, не говоря уже о каком-то приросте в бюджете.
Отсюда неизбежный вывод - такое предложение принято без учета всех объективных данных и возможных последствий. Вообще, главная национальная беда - непредсказуемость действий власти (не только нынешней, но и предыдущих).
Член правления ВААИД, директор по развитию Концерна «НИКО» (Mitsubishi) Максим Рабинович отмечает: в области автомобильного импорта в Украине невозможно долгосрочное планирование, поскольку функционирование этой сферы напрямую зависит от нерыночных и непредсказуемых действий всех правительств.
Вот и сейчас вместо системного подхода идут лихорадочные поиски потенциальных объектов экспроприации на социальные нужды. Но, уничтожая какую-то отрасль хозяйствования, даже если она не кажется первостепенно важной, лишь усугубляют социальные последствия кризиса.
Такие действия напоминают ситуацию из известного анекдота: «Почем курица? - Сто долларов! - Ты что, дурной? - Да нет, просто очень деньги нужны!». Вот и правительству они сейчас очень нужны. А тут могущественные финансово-промышленные группы, представляющие интересы «прикручивателей колес», соблазняют мифическими доходами...

Источник: Владимир КОЛЮБАКИН для "Цензор.НЕТ"
VEhrNGRrdzVRM2N3VEV4U1ozUkRLdz09
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх