EN|RU|UK
  656  2
Все про:кризис (3036)

 КРИЗИС. ДОЛЖНО ЛИ ПРАВИТЕЛЬСТВО СМЕНИТЬ ОРИЕНТАЦИЮ, ЕСЛИ ОНА - СОЦИАЛЬНАЯ?

По мнению членов экспертного клуба «Украинский выбор», политические силы перед лицом экономического кризиса должны отбросить распри и выработать единую стратегию.

Глава Центра прикладных политических исследований Владимир Фесенко считает: повышать социальные выплаты, заплаты и пенсии теми же темпами, что и раньше, сейчас нельзя. Стоит вопрос о том, чтобы минимизировать влияние кризиса на тот уровень выплат, который имеем.

Нужно найти баланс между наполнением бюджета, мерами, направленными на поддержку экономики, и социальными программами. Очевидно, что в результате экономического кризиса все эти составляющие пострадают, но ни одна из них не должна страдать за счет остальных.

Об опасности «раздачи слонов»

Как отмечает заместитель директора Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий, любые антикризисные меры, не поддержанные населением, обречены на провал. Между тем, у нас, с легкой руки всех последних правительств, в том числе и действующего, сформировался стереотип: социально ориентированное правительство – то, которое дает как можно больше подачек населению.

Потому перед правительством лежат два пути: или всеми правдами и неправдами продолжать «раздачу слонов» и посадить страну в экономическую яму, или, с сохранением какого-то минимума социальных стандартов, постараться объяснить народу, почему прежняя «шара» не может продолжаться. С этой точки зрения, досрочные выборы невыгодны всем, в том числе – их инициаторам. Иначе настроения избирателей изменятся, весь нынешний политикум может смести волна протестов, и на этой волне к власти придут левые популисты.

Такие примеры уже имеются в Европе. Скажем, в Болгарии в середине 1990-х к власти пришли коммунисты. За два года они развалили экономику страны так, что болгары вряд ли повторят свою ошибку. Но у нас сейчас нет возможности проводить подобные эксперименты.

О пользе разумных компромиссов

Семь законопроектов по преодолению кризиса, представленных в Верховную Раду, по мнению директора Агентства моделирования ситуаций Виталия Балы, - чистейшей воды популизм. Ведь законопроект правительства никто даже всерьез не анализировал, замечаний своих не предлагал. Смысл такого количества законопроектов – всего лишь «засветиться» перед избирателями. Владимир Фесенко считает, что из антикризисного законопроекта правительства Юлии Тимошенко и предложений Президента, озвученных на заседании СНБОУ, вполне можно было бы сделать одно целое. У них есть свои плюсы и много общего. Так, и Президент, и премьер-министр предлагают укрепление Фонда гарантирования вкладов населения, развитие инфраструктуры, поддержку базовых отраслей.

Правда, многие наши олигархи, которые сейчас изображают из себя пострадавших от кризиса, вовсе не заслуживают сочувствия. Как считает Виталий Бала, ту норму прибыли, которая наблюдается в Украине, можно найти еще разве что в России, а из развитых стран – ни в одной. Во всем мире норма – 10-15%, у нас же, если меньше 300%, бизнес считается невыгодным. К тому же, многие из этих олигархов лишь эксплуатировали мощности, доставшиеся им в процессе приватизации, не делая ничего для их развития.

Впрочем, не все олигархи свои доходы проели и проиграли в казино. Некоторые занялись модернизацией производства. С точки зрения долгосрочного развития, они действовали совершенно правильно, но сейчас оказались в сложном положении: набрали под это дело кредитов, которые нужно отдавать, а тут – экономический кризис… Вот таких производителей сейчас, действительно, нужно поддержать.

Если говорить о минусах двух антикризисных программ, то тут у каждого они свои. Так у Президента это излишняя увлеченность административными мерами. Механическое сокращение государственного аппарата, как показывает практика, больше создает нервозности среди государственных служащих, чем дает реальной экономии. Кроме того, если говорить о работниках государственных служб, непосредственно работающих с людьми в отделениях Пенсионного фонда, собесах и подобных учреждениях, то не создается впечатления, что их там слишком уж много на такое количество посетителей…

А что касается законопроекта правительства, там заметна чрезмерная увлеченность фискальными средствами наполнения бюджета. Стремление собрать как можно больше денег за счет налогов и акцизов настолько заметно, что на него уже обращают внимание не только в НУНС, но и в самом БЮТ. Впрочем, по мнению Владимира Фесенко, завышенные налоговые аппетиты могут быть заложены в законопроект специально, чтобы потом слегка «снизить планку» в ходе политического торга.

Так кто в Украине популист?

Как считает эксперт, эти два проекта вполне совместимы в один, чего не скажешь об альтернативном проекте Януковича – Азарова. Он настолько перенасыщен социальным популизмом, что производит забавное впечатление: Партия регионов занялась тем же самым, в чем ранее обвиняла Юлию Тимошенко. Этот проект явно имеет характер предвыборной агитации по проверенному принципу: «Кто больше пообещает». Причем, реальность этих обещаний вызывает сомнения в их выполнимости, не говоря уже об экономической целесообразности.

Например, предлагается из Фонда гарантирования вкладов увеличить размер гарантированных выплат до 150 тыс. гривен. Спрашивается, к чему, если, по статистике, 98,5% физических лиц имеют вклады до 100 тысяч? А остальные – во много раз больше, их дополнительные 50 тысяч все равно не спасут…

И, самое главное, где взять на это деньги? В проекте правительства Пинзенык четко расписал, кому, чего и сколько. Эти расчеты можно критиковать по отдельным пунктам, но они хотя бы есть. А в проекте Януковича – Азарова на этот счет сказано туманно: «За счет перевыполнения доходной части бюджета».

Откуда это перевыполнение возьмется, если в экономике – кризис? К тому же ПР активно выступает против кредита МВФ, правда, по мнению Владимира Фесенко, у них это получается вяло. У Витренко и Симоненко аргументация звучит намного веселее – сказывается многолетний опыт эксплуатации одной и то же темы!

Бойся не МВФ…

Директор ПР-группы «Политех» Тарас Березовец отмечает: получение кредита от МВФ – большая победа, получить его было чрезвычайно тяжело, и далеко не все европейские страны удостоились такой чести.

Кроме того, бюджет этого года имел профицит, сейчас в нем зарезервировано более 100 миллиардов гривен. И, по словам Тараса Березовца, слава Богу, что изменения в бюджет – 2008 так и не приняли, эти деньги не успели распределить и проесть. Эти деньги можно использовать для создания стабилизационного фонда. Теперь всем фракциям следует, отбросив распри, вместе решить, как распорядится этими деньгами для эффективной борьбы с кризисом.

Но остро стоит проблема, как бы средства, накопленные в казначействе и заодно кредит МВФ не проесть или разворовать по старой памяти, а распорядиться ими с умом. По мнению экспертов клуба «Украинский выбор», политикам, отбросив ложные идеологические соображения, вроде непринятия МВФ как такового, выработать единую стратегию с учетом зарубежного опыта.

Алексей Голобуцкий советует: чтобы деньги были целы, к ним, прежде всего, нужно не подпускать Ахметова, Коломойского и компанию. Мы уже проходили тот период, когда олигархи выкачивали из бюджета деньги, а проблемы, которые после этого возникали, вешали, опять же, на государство.

Достаточно вспомнить те миллиарды, которые ежегодно выделялись на поддержку угольной промышленности. Эти деньги до шахтеров, как правило, не доходили, а когда в отрасли возникали проблемы, шахтеров посылали в Киев стучать касками по асфальту и просить новых денег. Получалось, что столица должна отвечать за проблемы в Донецке…

Хватит призраку выборов бродить по Украине!

Как считает Владимир Фесенко, пакет антикризисных законопроектов не должен быть представлен от какой-то одной политической силы, чтобы не выглядеть предвыборным пиаром. С этой точки зрения вопрос досрочных выборов, действительно, лучше снять, чтобы устранить причину этого пиара. Другой вопрос, сумеют ли стороны договориться. Вспомним, что именно это и стало причиной досрочных выборов.

Пока что на антикризисные меры накладывается предвыборная борьба. При этом, как ни странно, противоречия между Президентом и премьером начинают сглаживаться. Сейчас главный оппонент правительства – Партия регионов. Вот они сейчас и есть самым «социально ориентированными»: заявляют, что нельзя ограничивать социальные выплаты, замораживать рост заплат и пенсий. Их поведение со своей точки зрения вполне естественно: ясно, что с этой задачей в условиях сегодняшнего момента правительство не справится, значит, само и будет виновато.

А там, пока пройдут выборы, пока отправят в отставку нынешнее правительство и сформируют новое, глядишь, кризис кончится… И можно будет приписать эту заслугу себе. По словам Алексея Голобуцкого, именно стремление Виктора Януковича стать премьером сейчас мешает ему трезво взглянуть на ситуацию.

Источник: Владимир КОЛЮБАКИН для "Цензор.НЕТ"
VEhrNGRrdzVRell3V1VSUmRVNURNekJNYWxKblVUMDk=
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх