EN|RU|UK
  690  10
Все про:бюджет (4270)

 ПЕРСПЕКТИВА НА 2009 ГОД - ДЫРКА ОТ БЮДЖЕТА

Проект основного финансового документа страны на 2009 год стал объектом дружной критики со стороны представителей предпринимателей, экономистов и профсоюзов.

На пресс-конференции под интригующим названием «Бюджет проедания или доедания?» президент Украинского союза промышленников и предпринимателей, народный депутат Украины Анатолий Кинах отметил: государственный бюджет как текущего года, так и следующего, вместо концентрации усилий на решении текущих проблем, служит для обслуживания политических кампаний. Позиция работодателей Украины такова: перед тем, как формировать такой важный документ, нужно дать объективную, деполитизированную оценку текущих тенденций социально-экономического развития. К сожалению, такой оценки нет.

О реальности и бюджете

Во-первых, по мнению Анатолия Кинаха, проект бюджета – 2009 формируется на некачественной фискальной системе. По последним исследованиям Мирового банка, наша отечественная система налогообложения по качеству находится на 180 месте в мире, а принятие Налогового кодекса в очередной раз сорвано.

Во-вторых, мы не имеем четко сформулированных приоритетов формирования бюджета. Нельзя, как это сейчас делается, сначала принимать бюджет, а потом подгонять под него приоритеты государственной политики. Сначала должна быть принята программа социально-экономического развития хотя бы на будущий год.

В-третьих, с проектом бюджета неразрывно связаны направления валютно-курсовой политики Национального банка, а они до сих пор не обнародованы.

Как заявил Президент Центра рыночных реформ, доктор экономических наук Владимир Лановой, все вопросы отношений НБУ и правительства закрыты для анализа. Если НБУ снова не будет давать прогнозы денежно-кредитных параметров (валютный курс, учетная ставка, лимит наличности, которую можно выпустить в оборот в течение года, лимит внешних заимствований), бюджет так и останется «общим котлом», в котором непонятно, что куда идет и откуда берется.

И, наконец, заложенные в проекте бюджета макроэкономические показатели не отвечают ни выводам международных экспертов, ни данным УСПП. Уже сейчас понятно, что инфляция потребительских цен не будет составлять запланированные 9,2%. По подсчетам организаций предпринимателей, даже при самой целенаправленной работе правительства, инфляция будет не менее 14%. А показатель инфляции имеет очень серьезное значение с точки зрения направлений социальной защиты граждан.

Как считает Владимир Лановой, к реальности бюджетных показателей есть и другие замечания. Например, исходя из какого валютного курса они рассчитывались? В разных местах одного и того же документа указывается то 4,85, то 4,95, и каких соображений выбраны именно эти цифры - непонятно…

Кроме того, бизнесу нужно знать, куда вкладывать деньги, и не на квартал вперед, а на несколько лет. То есть: каковы приоритеты, что государство поддерживает, какие отрасли, сферы деятельности. А тут мы их не видим. Нет расчетов по отраслям – где будет прирост, где – падение. Нет и признаков того, что правительство повернулось в направлении развития высоких технологий, информационного общества, телекоммуникаций, энергосбережения и т.д.

К людям – лицом или другим местом?

Председатель Национального форума профсоюзов Мирослав Якибчук отмечает: профсоюзы не стали полноправными участниками диалога при разработке бюджета. Представителей профсоюзов просто пригласили в зал, где они выслушали презентацию, их соображения не просто не были учтены – они даже были лишены возможности их высказать.

А высказать было что. Например, начисления в Пенсионный фонд с наемных работников в проекте бюджета увеличены на 3%, с 2 до 5%, и на 1% - налог на прибыль, в результате налоговая нагрузка на работника в проекте бюджета достигла 20%. Зато начисления в Пенсионный фонд для работодателей уменьшены. При этом получается хитрая арифметика. Раньше работодатели должны были платить 33,2% от фонда зарплаты, теперь им оставили 30, зато работникам увеличили на 3%. Ушло только 0,2%. Правда, работодателям облегчение небольшое, потму что по всем фондам социального страхования их выплаты составляют от 37,5% до 50%. 

К таким методам правительство прибегает вместо того, чтобы довести до ума пенсионную реформу и дать возможность вкладывать деньги в пенсионный фонд индивидуальным предпринимателям и гражданам, работающим за рубежом. Сейчас достаточно много граждан не имеют механизмов, как обеспечить себя в старости.

В правительстве говорят о каких-то реформах налогообложения, но на деле просто получается перекладывание налогового груза с одних плеч на другие.
Один из разработчиков бюджета, Сергей Терехин, утверждает, что в развитых странах налоговую нагрузку поровну несут работодатели и наемные работники. Но в этих странах работники получают принципиально другие зарплаты.

Профсоюзы подали по этому поводу замечания в ВР и Кабинет министров, но надежды, что они будут рассмотрены, мало. Как ни странно, по словам Мирослава Якибчука, у профсоюзов лучше налажен диалог с работодателями, чем с правительством. Оно просто диктует свои условия – и по работе с фондами социального страхования, и относительно принятия предложений, совместно выработанных работодателями и профсоюзами.

Такие предложения принимаются в штыки или просто игнорируются. Между тем, заложенные в бюджете нормы означают ухудшение социальных условий работников, что запрещено Конституцией.

В социальной политике, помимо крохоборства по отношению к работникам, идет сплошная раздача денег налево – направо, вместо того, чтобы стимулировать экономику, создание рабочих мест. Как заметил Анатолий Кинах, все призывают к повышениям зарплат, пенсий, повышению платежеспособности граждан. Независимые профсоюзы категорически против такой социальной политики. В первую очередь нужно стимулировать тех, кто создает экономику державы, а сейчас, в преддверии выборов, стимулируют тех, кто будет голосовать. Это губительно для экономики. Как можно удержать уровень инфляции в 9,5% при запланированных социальных выплатах?

Да, проблема бедности – большая проблема. Но было бы актом мудрости и ответственности, если бы очередной пакет социальных инициатив сопровождался мерами по развитию и повышению конкурентоспособности экономики, чтобы рост удельного веса в себестоимости продукции не снижал ее конкурентоспособности.

Сейчас же в структуре доходов гражданина Украины удельный вес социальных выплат превышает удельный вес заработной платы.
Это ненормальная ситуация, тупиковый путь. Ведь уровень жизни – производная от уровня развития экономики.

Между тем, демократическая коалиция забыла свое обещание создать миллион рабочих мест. Та же тенденция продолжается и в бюджете следующего года.

Мирослав Якибчук говорит: «Мы не против того, чтобы достойно жили пенсионеры, инвалиды, дети сироты и другие категории населения, которые не могут работать и требуют помощи. Но прежде всего мы должны стимулировать тех, за чей счет формируется бюджет».

Никто не обращает внимания, что многие отрасли, в частности, металлургическая, строительная, переживают упадок, многие работники этих отраслей остались без работы. А это стратегические отрасли. Есть ли в бюджете программа по их поддержке? Нет!

Правительство пользуется двойными стандартами. Когда они рассчитывают тарифы, то пользуются одними показателями, а когда речь заходит о прожиточном минимуме и минимальной зарплате, они уже другие. Удивительно, но факт – расчеты коммунальных тарифов в государственном бюджете и местных бюджетах не совпадают! По логике, два разных показателя не могут быть правильными одновременно. Так какой все-таки правильный?

Не отвечает реальности, по словам Мирослава Якибчука, и заложенный в бюджет прожиточный минимум. Он является основой для расчетов бюджетных социальных выплат, но сильно занижен. По расчетам независимых профсоюзов, он составляет 1430 – 1870 гривен в зависимости от региона, в бюджет заложено 723.

Правительство не выполнило обещания сравнять минимальную зарплату и прожиточный минимум. На самом деле, оно просто переложило эту разницу на плечи работодателя. Это, по мнению г-на Якибчука, приведет к массовым увольнениям, возврат к практике зарплат в конвертах… А это вновь отрицательно скажется на наполнении бюджета.

Альтернативы нет?

По мнению Анатолия Кинаха, в бюджете не учтены реалии в стране и мире.
Самое главное: непонятно, на какую цену газа рассчитывали составители бюджета. Точную цену газа на будущий год мы не знаем до сих пор, потому для разных вариантов должны быть соответствующие прогнозы.

Не исключен «шоковый» ценовой сценарий. При цене природного газа на границе 250 – 270 долларов становится убыточной химическая отрасль, нещадный удар наносится по жилищно-коммунальному хозяйству и теплоэнергетике. К этому нужно готовиться, чтобы ответить на такие риски адекватными действиями. Этим сейчас и нужно заниматься, невзирая на партийную принадлежность.

На наш вопрос к Анатолию Кинаху, не пробовали ли разработать альтернативный вариант бюджета, он ответил как глава УСПП: «За последний период, особенно – в последние два – три года, в Украине резко снились качество, равноправность и взаимная ответственность диалога между государством и обществом, властью и бизнесом. То есть, принимается масса непрозрачных решений, а вторую сторону диалога просто ставят перед фактом. Например, в который раз законом про бюджет изменяется задним числом налоговая система Украины, хотя это запрещено и Конституцией и бюджетным кодексом. Это создает непрогнозируемые и непрозрачные условия ведения бизнеса. Диалог власти с бизнесом превращается в личный политический пиар».

Ни одно предложение, поступившее от представителей бизнеса, не учтено. Не нашли понимания предложения предпринимателей по совершенствованию упрощенной системы налогообложения (ни в коем случае не ликвидации!), снижению нагрузки на фонд оплаты труда. Также не нашли отражения вопросы пенсионной реформы, обновления основных фондов и ускоренной амортизации, снятия налогообложения с части прибыли, которую предприятие реинвестирует на развитие, как это делают развитые государства.

Проблемы ипотеки заморожены вместе с земельной реформой. Что же касается государственной программы развития предпринимательства, то в будущем году продолжается практика 2008 года, когда на ее реализацию было выделено до 4 миллионов гривен на всю Украину. Этого не хватило бы даже на зарплату государственных служащих, которые должны заниматься реализацией этой программы.

Для полноценного бюджетного процесса необходимо привлекать интеллект, сосредоточенный в объединениях предпринимателей, профсоюзах, аналитических институтах. Этого сейчас нет – все перешло на уровень примитивной, популистской схемы «презентаций» без обратной связи, без учета предложений, наработанных представителями реальной экономики. Они есть, но никто этим не интересуется.

О потенциальной роли в бюджетном процессе Партии регионов, в которой он состоит, Анатолий Кинах не упомянул. Да мы на этот счет и не обольщались.

Интересно, что заместитель главы комитета Верховной Рады Украины Олег Ляшко, который должен был грудью защищать свое детище, на пресс-конференцию не пришел. Говорят, из-за заседания фракции БЮТ. Впрочем, коллеги принесли из парламентских кулуаров другое мнение: уважаемый Олег Валерьевич все равно не сумел бы сказать свое веское слово в защиту проекта бюджета по причине некомпетентности в теме, потому предпочел не позориться. Почему он в таком случае оказался в профильном комитете и внес ли посильную лепту в разработку главного финансового документа страны – вопрос, конечно, интересный, но не к нам.
Источник: Владимир КОЛЮБАКИН для "Цензор.НЕТ"
VEhrNGRrdzVRM2d3V1RkUmRFNURNakJNV0ZKblp6MDk=
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх