EN|RU|UK
  1017  9
Все про:виза (983)

 ШЕНГЕН: УСЛОЖНЕННОЕ УПРОЩЕНИЕ

Украинские граждане, напуганные не столько невозможностью получить визу, сколько длительностью и сложностью процедуры, предпочитают выезжать на отдых в те страны, где Шенгенская виза не требуется.

Расширение Шенгенской зоны 21 декабря стало поистине черной датой для многих граждан Украины, желающих посетить страны бывшего «социалистического лагеря». Хотя существует соглашение Украины с ЕС об упрощении оформления виз, на практике далеко не все его положения соблюдаются.

Об этом шла речь на круглом столе «Мониторинг выдачи виз гражданам Украины консульскими учреждениями стран Европейского союза», организованном Центром мира, конверсии и внешней политики Украины при поддержке Европейской программы международного фонда «Возрождение».
Как сообщила представитель ЦМКВП Ирина Сушко, исследование проводилось путем опроса посетителей консульств и визовых центров 11 стран Шенгенской зоны, представленных в Украине, из них 6 – «старых» (Германия, Франция, Италия, Испания, Бельгия, Греция) и пять недавно принятых: Польша, Венгрия, Чешская республика, Словакия и Литва.

«Ну, не нравишься ты мне!»

Отмечалось, что в странах «старого Шенгена» после заключения упомянутого соглашения уменьшилось количество отказов в выдаче виз: до 8% вместо 12 – 14%.

Вместе с тем, общее положение ухудшилось за счет стран «нового Шенгена». По сравнению с тем положением, которое существовало в консульствах стран бывшего «социалистического лагеря» до расширения Шенгенской зоны, большинство опрошенных отмечает увеличение очередей, удлинение процедуры оформления, не всегда понятные требования к документам, увеличение их числа, требования дополнительных документов, а также непонятность требований и критериев предоставления визы.

Например, по словам Ирины Сушко, если работник консульства посчитал, что цель поездки иная, чем указывает гражданин, это уже может служить причиной отказа. При этом 90% «отказников» по странам «старого Шенгена» и 91% по «новому Шенгену» не получили объяснений, по какой причине им отказано в визах.

По мнению Ирины Сушко, такое поведение вредит как украинским гражданам, так и самим работникам консульств: если гражданин предоставил не все необходимые документы или неправильно их оформил, он так и не узнал об этом, и будет подавать документы снова в том же виде. То есть, занимать очередь и отнимать время у работников консульства.

Вместе с тем, у консульств разных стран есть свои специфические критерии, которые они вряд ли захотят обнародовать. Например, консульства Греции явно отстаивают интересы незамужних гречанок и считают, что молодые украинки могут направляться в их страну только с определенной целью, потому всячески препятствует их проникновению. Приходилось наблюдать случай, когда документы на визу по приглашению одновременно подавали мать и дочь, мать визу получила, дочь – нет, а срок действия приглашения закачивался...

Естественно, в подобных случаях сотрудники консульства дать исчерпывающий ответ не смогут, поскольку сами не в состоянии его сформулировать в доступной форме.

Усложненное упрощение

Режим работы некоторых консульств «нового Шенгена» в Украине характеризуется словами «Как Бог на душу положит». Например, в консульстве Словакии в Ужгороде график работы не отвечает заявленному, кроме того, там отменили запись по телефону и теперь признают только «живую очередь». В венгерском консульстве в том же Ужгороде работают не все окошки для приема документов.

Кстати, «живую очередь» было бы уместно назвать «смертельной»: людям приходится ее выстаивать в нечеловеческих условиях, под открытым небом в любую погоду. Ничего удивительного, что в очередях под консульствами нередки случаи обмороков и сердечных приступов…

Одним из признаков, указывающих на несоблюдение иностранными представительствами соглашения об упрощении оформления виз, является практика выдачи виз на намного меньший срок, чем просит выезжающий. В свое оправдание консульские учреждения приводят свою, произвольную трактовку положений данного соглашения, в частности, статьи 5. Если там (пункт 2) написано, что консульские учреждения оформляют некоторым категориям лиц многоразовые визы на срок до года, то, например, месяц – это тоже до года? По мнению многих консульских учреждений – да, нашему человеку этого вполне достаточно.

Такое водится, в частности, в консульстве Чехии. Вообще среди стран «нового Шенгена» оно отличается придирчивостью, в частности, относительно требований дополнительных документов. Наиболее либеральным, по данным опроса, считается консульство Польши.

Цена – понятие растяжимое

По статье 6 соглашения плата за обработку заявлений при оформлении виз для граждан Украины составляет 35 евро. Но это еще не значит, что оформление визы действительно обойдется именно в такую сумму.
Весьма часты требования оплаты «дополнительных услуг». В основном эти услуги связаны с оформлением дополнительных документов, как правило, не входящих в перечень обязательных.

Чаще всего, это какие-то дополнительные подтверждения социального статуса и платежеспособности лица, претендующего на визу. Во многих случаях требование таких документов вызвано не действительной потребностью, а чрезмерной бдительностью работника консульства, оплачивать же такую бдительность приходится опять же гражданину Украины…

Отдельная песня – деятельность так называемых «визовых центров», которые призваны облегчить гражданам Украины оформление виз. С одной стороны, они действительно облегчают получение виз тем, кто едет как частное лицо и имеет излишек денег, чтобы оплатить, помимо стоимости визы, еще и услуги такого центра – порядка 170 гривен. Вместе с тем, если выезжающий относится ко льготным категориям, которые имеют право на получение бесплатной визы, в визовых центрах его льготный статус зачастую просто игнорируется, и он обязан оплатить полную стоимость и визы, и услуг.

Хорошо, если у гражданина Украины есть возможность обратиться в консульство непосредственно, там международные договоры уважают все-таки больше. Но что делать, если некоторые консульства полностью перестали принимать документы у граждан и перешли на услуги визовых центров?

Польза от визовых центров сомнительна еще и потому, что все они находятся в Киеве – тем же, где и сами консульства. Их присутствие было бы более уместно в областных центрах. Ведь дополнительным негативным фактором при получении визы является как раз длительность процедуры получения притом, что она требует личного присутствия гражданина. А где приезжий должен ночевать месяц – полтора, пока стоит в очереди? Или и ночевать под консульством? К сожалению, разбивать палаточные городки охрана не разрешает…

О вреде визы для здоровья

Как отмечалось на круглом столе, для большинства населения сложность представляет не столько принципиальная возможность получения визы, сколько связанные с этим трудности и хлопоты. На пути наших граждан в Европу главным препятствием стоит само консульское учреждение.

Потому, в связи с расширением Шенгенской зоны, возросло число тех, кто, желая добра самому себе, за визой просто не обращается. Представитель Службы президента Украины отметил: за первое полугодие 2008 года количество граждан, желающих получить визу, уменьшилось в 1,8 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Президент Украины указом от 28 августа обязал Кабинет министров изучить вопрос, результаты исследования будут включены в аналитический доклад Президенту.

Народный депутат, глава Комитета Верховной Рады по европейской интеграции Борис Тарасюк:

– Я принимал участие в завершении переговорного процесса по упрощению визового режима и хочу отметить: те недостатки, которые наблюдаются в выполнении соглашения, не закладывались в ее тексте. Это ненадлежащая практика реализация этого соглашения со стороны стран ЕС.

18 июня комитет при участии общественности провел общественные слушания по этой проблеме. Интересно, что на них присутствовали представители двух консульских учреждений стран ЕС, хотя приглашения были разосланы всем. Также всем были разосланы решения комитета по результатам слушаний, ответ пришел один – от консульства Греции. От делегации Европейской комиссии ответа не поступило. Это может означать: «Знает кошка, чье сало съела».

По моему мнению, страны ЕС получили негативную оценку в украинском обществе за невыполнение многих положений соглашения. Комитет по вопросам европейской интеграции отметил нарушения шести статей соглашения по упрощению визового режима со стороны многих стран – членов ЕС. Мы имеем все основания требовать от ЕС и каждого его члена неуклонного выполнения своих обязательств по данному соглашению. Свои замечания комитет направил в Кабинет министров для принятия мер. В октябре мы планируем вторые слушания по этому вопросу.

Министерство иностранных дел уже выразило свою обеспокоенность, но ЕС пока не демонстрирует готовность идти навстречу Украине так, как это было сделано в отношении балканских стран. Там в отношении каждой балканской страны ЕС выработал отдельную «дорожную карту», а в отношении Украины на последнем саммите Украина – ЕС были приняты лишь решения общего характера – о начале переговоров по введению безвизового режима в отношении Украины «в долгосрочной перспективе».

Это свидетельствует о том, что ЕС не рассматривает Украину как серьезного партнера в сфере миграционно-визовой политики. В этом отношении роль общественности, неправительственных организаций должна быть усилена.

Интересно, что представитель делегации ЕС в Украине во многом согласен с мнением Бориса Тарасюка. Он считает: небольшой процент отказов в выдаче виз свидетельствует о том, что в Украине вполне возможно ввести безвизовый режим. Современные компьютерные базы данных вполне дают возможность пресечь въезд нежелательного лица прямо на границе.
Представитель консульства Польши – единственной страны, консульское учреждение которой откликнулось на приглашение организаторов круглого стола – заявил, что его страна выступает за разработку «дорожной карты» для Украины и будет лоббировать в ЕС предоставление нашей стране безвизового режима.

Бойцы никому не видимого фронта

Впрочем, заметим: Борис Тарасюк не вполне прав, что в тексте соглашения украинской стороной никаких «подводных камней» не заложено. Один заложен, зато какой: в отношении коллег – журналистов.

Для получения ими визы, в отличие от других категорий лиц, выезжающих в связи с профессиональной деятельностью, не требуется приглашения. Но виза журналистам предоставляется бесплатно при одном условии: необходимо подтверждение, что ты действительно журналист и выезжаешь именно в связи с профессиональной деятельностью, а не на курорт.

Кто может это подтвердить? В Европе выдачей таких подтверждений обычно занимаются профессиональные объединения, там это нормально, потому что такие объединения – реально действующие и авторитетные организации.
Другое дело – в Украине. Национальный союз журналистов Украины – богадельня для отставных советских бойцов идеологического фронта – до недавних пор, всеми позабытый за ненадобностью, мирно доживал свой век на дальних задворках общества. Но, с легкой руки украинской власти, получил второе рождение – именно он оказался той организацией, которая должна давать подтверждение статуса журналиста.

Однако, такое подтверждение НСЖУ выдает только своим членам. В результате численность членов союза, до недавних пор – практически нулевая, теперь сильно выросла. Но виза все равно не выходит бесплатной – с учетом вступительного и годового взносов в НСЖУ получается ненамного меньше установленных соглашением 35 евро за визу на общих основаниях…

Вообще, именно на порядок получения бесплатных виз для льготных категорий граждан – больше всего нареканий. Это, например, касается водителей, занятых на международных перевозках. Хотя они внесены в перечень льготных категорий (статья 5, пункт 2), для представителей транспортных фирм это предмет постоянной головной боли.

Украинские граждане, напуганные не столько невозможностью получить визу, сколько длительностью и сложностью процедуры, предпочитают выезжать на отдых в те страны, где Шенгенская виза не требуется. Об этом свидетельствует статистика туристических агентств. По словам заместителя директора ЦМКВП Александра Сушко, въехать в Западную Европу на работу стало легче, зато ЕС «отрывается» на частных путешественниках, которые, как правило, имеют средства и готовы их потратить в свое удовольствие.

Понять такую логику трудно. Выигрывают от нее не Европа, а курорты Египта и ОАЕ, а также Крым. Туристическая индустрия полуострова, с ее запредельными ценами и чрезвычайно ненавязчивым сервисом, до сих пор не разорилась только благодаря Шенгену.

Источник: Владимир КОЛЮБАКИН для "Цензор.НЕТ"
VEhrNGRrdzVRM2t3VEdwUmREbERkdz09
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх