EN|RU|UK
  1233  19

 НАЛОГОВЫЙ РАЙ ИЛИ НАЛОГОВАЯ ИНКВИЗИЦИЯ?

Деградация государственных органов вызвала естественную реакцию в обществе — недоверие к чиновнику и желание активно отстаивать свои интересы, в том числе в судах, или договаривать­ся. В условиях отсутствия эффектив­ного механизма ответственности чи­новника линия поведения (идти в суд или договариваться) определяется в большинстве случаев с точки зрения того, что дешевле и быстрее.

В жизни человека нет ничего неиз­бежного, кроме смерти и налогов. Бенджамин Франклин

 Налоговая система Украи­ны — одна из наихудших в ми­ре: запутанная, непрозрачная, с неэффективным администриро­ванием и очень большой частью  коррупционных схем.

Налоговое законодательство Ук­раины выполняет фискальную, а не стимулирующую функцию.

По информации специалистов, около 43 % коммерческой прибыли украинское предприятие направля­ет на налогообложение фонда оплаты труда, что является одним из наивыс­ших показателей в Европе.

Идеальных налоговых систем не существует, как и большого желания граждан и субъектов хозяйствования любой страны платить налоги. Но там, где стабильное налоговое зако­нодательство, где правовое государ­ство, где существует эффективная си­стема контроля действий власти, там, где есть правовые традиции, правовая культура, священный долг — вовремя и в полном объеме заплатить налоги.

Что же характерно для современ­ного украинского предпринимателя в отношениях с налоговыми органа­ми? Характерным является ожидание уже на подсознательном уровне чи­новничьего беспредела. Деградация государственных органов вызвала естественную реакцию в обществе — недоверие к чиновнику и желание активно отстаивать свои интересы, в том числе в судах, или договаривать­ся. В условиях отсутствия эффектив­ного механизма ответственности чи­новника линия поведения (идти в суд или договариваться) определяется в* большинстве случаев с точки зрения того, что дешевле и быстрее.

Именно в сфере сбора налогов ба­ланс  интересов  каждого  отдельно­го гражданина и государства можно рассматривать как показа­тель реального состояния   Демократии   который   нельзя исказить   липовой   статисти­кой. На Западе гражданин вспоминает о налоговой службе один раз в год, ког­да сдает декларацию. Налоговая служ­ба тоже помнит о гражданине, возвра­щая переплаченные гражданином нало­ги. Делается это в течение недели после получения декларации. Что бы ни гово­рили о западной демократии, но украин­скому налогоплательщику о таком стоит только мечтать. Разве что о полной отме­не налогов.

Налоговый кодекс — это «конститу­ция», определяющая взаимоотношения между государством и бизнесом.

Разработка и намерение принятия Налогового кодекса на Украине — это одно из самых резонансных событий 2010 года.

Столько критики и экспертных вы­водов не удостаивался ни один законо­дательный акт за время независимости Украины.

Но из своего жизненного опыта я из­влек один урок: в каждом негативе надо научиться искать позитив.

Так что же положительного есть в по­следнем проекте Налогового кодекса?

О позитивном эффекте Налогового кодекса (НК), наверное, можно будет го­ворить в долгосрочной перспективе, через несколько лет.

Сам факт политической воли принятия НК является безусловным позитивом.

Желание разработать законодатель­ный акт, который объединит все нормы, связанные с начислением, уплатой нало­гов и сборов, с целью кодификации на­логового законодательства — несомнен­ный позитив.

НК должен быть направлен на адап­тацию налогового законодательства Украины к принципам и директивам Европейского Союза, а в сфере тариф­но-таможенного законодательства — к стандартам Всемирной торговой органи­зации.

Сегодня на Украине взимается 29 го­сударственных налогов и 14 местных сбо­ров, большинство из которых вообще не являются валидными, расходы на их ад­министрирование превышают поступле­ния. Новый НК предполагает сокраще­ние количества налогов и сборов обще­государственного уровня до 19 и местного уровня — до 4.

Предполагается ослабление фи­скального давления на экономику пу­тем снижения до 2014 года ставки нало­га на добавленную стоимость до 17 %, а до 2016 года — ставки налога на прибыль до 16 %.

Проект НК предусматривает, в частно­сти, что в течение полугода после его при­нятия фискальные санкции на платель­щиков будут налагаться лишь в размере

1 грн за каждое нарушение. Это позволит оценить, как эффективно работают нало­говые органы в части администрирова­ния, когда вопрос штрафов у них не сто­ит в повестке дня.

Изменена система налогообложения транспортных средств. Так, НК преду­смотрено налогообложение лишь сделок по приобретению транспортных средств. Перенос налоговой нагрузки на акциз при покупке горючего дает возможность ис­пользовать общепринятую в мире схему — кто больше ездит, тот больше и платит.

Сближение бухгалтерского* налого­вого учета предоставит возможность составлять налоговую отчетность на ба­зе бухгалтерского учета, приблизит ее к мировым стандартам. Первым шагом в этом направлении является отмена дей­ствующего в настоящий момент правила «первого события», применение которо­го приводит к налогообложению вирту­альной прибыли предприятия.

Главным условием улучшения инве­стиционного климата на Украине экс­перты считают не ставки налогов, а пра­вила их администрирования.

В НК предусмотрена обязанность Государственной налоговой админи­страции публиковать новые формы Де­клараций (расчетов) до начала налого­вого периода, в котором они вступают в действие (пункт 46.5).

Кодексом предусмотрена также вза­имная ответственность по налогам, а именно: начисление пени на сум­му бюджетной задолженности по нало­гу на добавленную стоимость (НДС) пе­ред предприятием на уровне 120-про­центной учетной ставки Национального банка Украины, установленной на мо­мент ее возникновения (пункт 200.20).

В соответствии со статьей 44 НК на­логоплательщику предоставлено право подачи ранее отсутствующих докумен­тов до дня окончания проверки и после указанной даты с последующим возоб­новлением проверки или составлением дополнительного акта (справки).

Взыскание денежных средств с на­логоплательщика в счет погашения налогового долга, продажу его зало­женного имущества будет возможным осуществить только при наличии со­ответствующего судебного решения (пункт 95.3).

Освобождение от обложения НДС консультационных, юридических, бух­галтерских, аудиторских и других похо­жих услуг (статья 196.1.14) препятству­ет возможности использования схем для оптимизации НДС с участием субъек­тов, которые их предоставляют.

Положения НК (пункты 139.1.12, 139.1.13) запрещают также включать в состав расходов предприятия расходы, понесенные в связи с приобретением товаров (работ, услуг) у физического ли­ца — предпринимателя, уплачивающе­го единый налог, расходы, понесенные в связи с приобретением консалтинго­вых, маркетинговых, рекламных услуг (работ) у нерезидента. Таким образом, уменьшилась возможность использо­вания схем для оптимизации налога на прибыль с привлечением физических лиц — предпринимателей и нерезиден­тов, предоставляющих данные услуги.

Вышеуказанные факторы способ­ствуют выведению экономики Украины из тени, легализации бизнеса в целом.

Упрошены правила возмещения НДС: предусмотрено автоматическое бюджет­ное возмещение налога по результатам камеральной проверки налогоплатель­щикам, которые соответствуют крите­риям, определенным в пункте 200.19 НК. При этом срок камеральной проверки сокращен с 30 до 20 дней, а для платель­щиков, которые в течение предыдущих 36 месяцев будут иметь позитивную на­логовую историю с 1 января 2014 года, — до 5 календарных дней.

Снижен максимальный размер штраф­ных санкций за неуплату согласованной суммы налоговых обязательств до 20% (!!!) от неуплаченной суммы налогового долга (пункт 126.1). Сегодня он состав­ляет 50 %.

Кодексом предусмотрена также воз­можность невключения в состав валовых доходов налогоплательщика сумм воз­вратной финансовой помощи, получен­ной от его учредителя, в случае возраще­ния таковой не позже 365 дней со дня ее получения (пункт 135.5.6).

Пунктом 145.1.4 НК предоставлено право выбора налогоплательщикам одно­го из пяти методов начисления амортиза­ции основных средств, в том числе и уско­ренного. При этом начисления аморти­зации по новому методу разрешается начинать с месяца, следующего за меся­цем принятия предприятием соответству­ющего решения.

Введено понятие «первоначальной стоимости основных средств» и детализи­рован перечень расходов, которые можно включить в ее состав.

Прогрессивным является введение дифференцированной ставки налога на доходы физических лиц (15 % и 17 %) в зависимости от общей суммы получен­ных налогоплательщиком доходов в от­четном налоговом месяце (пункт 167.1). Поскольку такой подход давно использу­ется во многих странах мира.

Пункт 138.2 НК предоставляет нало­гоплательщику право на отображение в налоговом учете предприятия расходов, которые подтверждаются документами нерезидентов (при условии наличия обя­зательных реквизитов).

Приятным событием для налогопла­тельщика (возможность увеличения ва­ловых расходов) и для его командиро­ванных работников является увеличение размера суточных расходов: до 0,2 раз­мера месячного прожиточного мини­мума для трудоспособного лица, дей­ствующего на 1 января отчетного года, а для командировки за рубеж — до 0,75 (пункт 140.1.7).

В случае предоставления плательщи­ком декларации, в которой заявлено к возмещению из бюджета НДС и/или со­держится отрицательное его значение больше 100 тыс. грн, документальная вы­ездная внеплановая проверка будет про­водиться исключительно относительно проверки данных вопросов.

Очень важным является тот факт, что определенный субъект законодательной инициативы понимает ответственность в перспективе, я имею в виду политическую ответственность на будущих выборах, от­ветственность в случае неэффективности внедрения Налогового кодекса.

Я попытался частично проанализи­ровать положительные моменты проек­та Налогового кодекса. Понимаю, что в свой адрес получу немало критики за на­мерения «приукрасить» или прореклами­ровать данный законопроект как положи­тельный документ. В оправдание скажу: я согласен со многими экспертами, кото­рые обращают внимание на отрицатель­ные моменты, заложенные в этом доку­менте, и в последующих статьях напишу и о негативных его моментах.

 Ярослав РОМАНЧУК - адвокат, управляющий партнер Международного правового цент­ра «EUCON» г. Киев для "Юридической практики"

Источник: «EUCON»
VEhrNGRrdzVRek13VEVSUmRYUkRLekJNTTFGMmRFTXZNRmxFVVhaMFF6RXdUSEpTWjI1NlVYWmtRM2N3VEhaUmRuUkRlakJNYURnd1NqTlJjMDVETnpCTU4xRnpPVU1yTUV4TVVtazVRelZKVGtNMk1FdzNVWFJPUXpFd1RISlNaMUU5UFE9PQ==
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх