EN|RU|UK
 Здоровье, Политика Украины
  13441  61

 EНEALTH – ЗА 3 ГОДА. РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ПУСТЫЕ ОБЕЩАНИЯ?

EНEALTH – ЗА 3 ГОДА. РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ПУСТЫЕ ОБЕЩАНИЯ?

С 1 января официально стартовала медицинская реформа. Ее инициаторы – команда и.о. министра здравоохранения Ульяны Супрун – предполагают, что могут коренным образом изменить систему финансирования отрасли, избавиться от взяточничества и приписок, установить жесткий контроль над выдачей больничных, рецептов, составить четкие реестры пациентов, которые нуждаются в помощи государства в рамках госпрограмм и пр.

Основой реформы должна стать система eН ealth, которую необходимо, по сути, создать с нуля, и которая должна начать работать уже к июню нынешнего года. Насколько масштабная задача стоит перед разработчиками системы и какие задачи она должна решать, рассказывает заместитель министра здравоохранения Павел Ковтонюк.

СДЕЛАТЬ ОБЩЕНИЕ С МЕДИЦИНОЙ БОЛЕЕ УДОБНЫМ

- Суть реформы – изменить ключевые принципы, на которых строятся отношения государства с пациентами, клиниками и докторами, с общественностью и бизнесом.

Пациенту внедрение системы даст возможность пользоваться многими сервисами, среди которых выбор врача, запись к врачу, возможность посмотреть свои медицинские данные онлайн – например, диагноз, рецепты, анализы, как это уже делают некоторые частные компании. То есть, сделает взаимодействие с медициной более удобным.

Кроме того, сейчас, когда пациент обращается к врачу, тот оценивает его только по этому конкретному обращению. А с внедрением системы врач сможет посмотреть не только результаты анализов и обследований, но и визиты к другим врачам, назначения, то есть увидеть весь анамнез с самого рождения.

- Насколько я помню, речь шла и об электронном больничном? Как пациент будет им пользоваться? Распечатывать?

- Электронный больничный можно и распечатать. Идея в том, что будет учет этих больничных онлайн, и его нельзя будет купить, не нужно будет с ним бегать по всей поликлинике или больнице и ставить штампики – врач заверит его своей электронной подписью, и пациент может просто пойти и если надо, распечатать его. Хотя информация с него уже будет автоматически поступать к работодателю, он ее будет видеть и использовать в отчетности. Вот как раз сейчас мы отправили в Минюст документ, которым уравниваются в правах электронный больничный с бумажным. Признаюсь, сегодня мы еще не готовы по всей стране сделать электронный больничный, но те, кто готов, сможет начать его использование.

ПРОЗРАЧНАЯ И ПОНЯТНАЯ СИСТЕМА КОМПЕНСАЦИИ

- Какие преимущества получит врач и государство в целом?

- Конечная цель реформы для врача – получить прозрачную и понятную систему компенсации, которая зависит исключительно от его компетенции и качества работы. И, как следствие, повышение качества услуг. Кроме того, он будет делать намного меньше "бумажной" работы. Сейчас он должен заполнять множество отчетов в разные формы. Система позволит вносить лишь первичные данные о пациенте, а все отчеты будут генерироваться автоматически. Также облегчится взаимодействие с другими врачами при лечении каждого пациента.

А для государства большим плюсом станет подотчетность и прозрачность. Это инструменты цивилизованного контроля, когда мы сразу видим все данные и можем делать по ним выводы, принимать управленческие решения.

- На основе анализа данных системы будет выделяться финансирование медучреждений?

- На уровне первичной помощи государство будет платить докторам за количество пациентов, которые у них обслуживаются. То есть деньги будут идти за пациентом. Это первый важный этап реформы, который необходимо обеспечить с помощью инструментария e-health. Благодаря этой системе мы сможем проследить использование каждой копейки в сфере здравоохранения.

Сегодня некоторые процессы мы контролируем, по сути, вслепую. Например, в прошлом году мы пытались сокращать койко-места, отправили в регионы соответствующий документ. А потом в конце года узнаем, что у кого-то бюджетный дефицит именно из-за того, что у него много койко-мест в больницах. Но все время с отправки документа и до возникновения этого эксцесса мы находимся в неведении. Когда же есть такая система, то мы регулярно можем видеть состояние дел и вовремя принимать меры. Так рождается совершенно новая управленческая культура, когда есть возможность использовать big data (большие данные) в здравоохранении.

Система поможет и в борьбе с коррупцией. Могу привести в пример эксперимент в Одессе. Там обязали все больницы публиковать на сайте списки лекарств, которые находятся на складе. Это привело к поразительным результатам, потому что оказалось, что лекарства перепродаются. Государство закупает для больниц лекарства, а там их отдают в больничную аптеку и затем врачи заставляют больных их покупать. Об этом все знали, но никто не знал масштабов. То, что все данные были видны общественности, дало поразительные результаты. А если бы можно было видеть онлайн работу всех медучреждений страны?

- Что еще включает в себя реформа сферы здравоохранения?

- Есть несколько ключевых направлений. Кроме реформы финансирования первичного и вторичного звена, речь идет об эффективной закупке лекарств, о запуске механизма реимбурсации (компенсации стоимости лекарств), о смене подходов к финансированию медучреждений, профессионализации, законодательных изменениях.

Мы будем синхронизировать этапы реформы с этапами внедрения элементов e-health. В 2017 году проводим реформу финансирования первичного звена – терапевт/педиатр/семейный доктор. Здесь появится электронный реестр пациентов. Следующий шаг – реимбурсация и электронный рецепт. Далее – госпитальный сегмент. В 2018 году – реформа вторичного звена: поликлиника/узкоспециальная помощь.

КАЖДЫЙ ПАЦИЕНТ ПОЛУЧИТ MASTER PATIENT INDEX

- Система e-health будет единой для всей страны или в каждом регионе, районе, городе планируется что-то свое?

- Государство обеспечит безопасность и сохранность ключевых баз данных – реестров докторов, пациентов, медучреждений, договоров и т.д. – в соответствии с международными стандартами защиты данных, таких как, например, HIPAA (The Health Insurance Portability and Accountability Act of 1996).

А участники системы – врачи, медучреждения, пациенты – взаимодействуют с системой через пользовательские интерфейсы. Эти интерфейсы могут быть разными, но при этом они должны содержать обязательные элементы и функционал, позволяющий авторизоваться в системе и вводить данные.

К примеру, пациент обращается к врачу, тот заключает с ним электронный договор, который попадает в государственный реестр договоров. Врач получает компенсацию за обслуживание пациента. После общения с врачом пациент остается недоволен врачом и разрывает с ним договор, и тот больше не получает за него компенсацию. Все данные об этих взаимодействиях вводятся через один из интерфейсов, предложенных частными разработчиками. Но все эти данные попадают в реестры, которыми владеет государство, и остаются там навсегда.

- Как вы собираетесь идентифицировать пациента в новой системе?

- Пациент как ключевой элемент системы e-health получит внутренний электронный идентификатор - Master Patient Index. Это базовый набор информации, необходимый для регистрации в системе. Затем идентификацию можно будет пройти по одному из внесенных в систему документов - это может быть и паспорт, и водительское удостоверение. Отдельных, каких-то особых, новых документов для входа в систему мы создавать не будем.

- Каковы сроки реализации и тестовой эксплуатации системы? Когда она начнет работать в полную силу?

- Первый базовый программный продукт (MVP) должен появиться в пилоте уже в феврале 2017 года, и до конца следующего года выйти в полноценную промышленную эксплуатацию. В целом создание развернутой системы e-health, с переводом в электронный формат всех ключевых элементов сферы здравоохранения, должно занять около 3 лет и совершенствоваться с появлением новых технологий.

- Вы говорили, что только на создание реестров понадобится год, но согласно плану внедрения реформы, реестры должны работать к середине 2017 года.

- Мы как раз хотим этот момент использовать как инструмент для наполнения реестров. Мы рассчитываем, что врачи нам наполнят их реальными людьми. Сейчас мы можем их наполнить только официальными данными статистики, но там огромные погрешности. Эти данные останутся, но каждый новый пациент, который пришел и записался к врачу, это будет новая запись в реестре, она будет верифицироваться или не верифицироваться с существующим реестром Госкомстата.

ОСНОВНЫЕ РАЗРАБОТЧИКИ СИСТЕМЫ - ВОЛОНТЕРЫ

- За счет чего или кого будет осуществляться финансирование?

- Вначале я хочу рассказать, как мы этот проект реализуем. Мы открыли процесс полностью и пригласили всех игроков ИТ-рынка, общественные организации, всех, кто хочет принимать участие в проекте. Очень быстро организовалась инициативная группа. Они готовы были это делать бесплатно для государства. ИТ-бизнес понимает, что если сейчас помочь государству создать фундамент этой системы, то потом это отразится на росте ИТ-рынка в разы. Это касается как вклада в разработку, так и в финансирование. При этом все участники инициативы согласны безвозмездно передать продукт и все полученные наработки государству.

- Почему нельзя использовать уже готовые зарубежные системы?

- Даже самые эффективные из них придется внедрять и менять, дорабатывать под особенности наших процедур. И не факт, что это будет дешевле и что в конечном итоге они будут лучше всего отвечать нашим требованиям. Хотя мы продолжаем рассматривать все возможные варианты.

- То есть, проект реализуется за счет ИТ-компаний?

- А также за счет международных организаций. У нас есть доноры. Например, Всемирный банк, который дал кредит, у нас есть и много других доноров, т.к. открытый формат позволяет участвовать всем, кто хочет дать свои деньги, серверы или знания, умения и время.

- В проекте есть еще такой очень важный момент, как обеспечение врачей компьютерами и доступом к интернету, который есть не во всех населенных пунктах.

- Я эту проблему рассматриваю так: там нет интернета не потому, что его быть не может, а потому, что не было стимулов сделать приоритетом его проведение. Если местная власть – а это ее работа провести интернет на своей территории – если у нее приоритета этого не было, значит, мы сделаем так, чтобы он появился. Врач не сможет получать деньги, не пользуясь электронной системой. Это очень простая постановка вопроса. Мы уже начали коммуницировать с местной властью по этому вопросу. Пока что мы говорим только о первичке. Чтобы каждый семейный врач имел доступ. Это вполне посильная задача, тем более, то я видел, как она решалась достаточно депрессивных регионах. И врачей обучали, в том числе и пенсионного возраста.

ОКНО ВОЗМОЖНОСТЕЙ?

Многие ИТ-эксперты рынка считают, что проект в полном виде в нынешних украинских реалиях практически не реализуем. Либо, его можно сделать, но лишь в весьма усеченном виде. Между тем, координатор публичной инициативы по электронизации сферы здравоохранения Юрий Бугай достаточно оптимистичен.

"Электронизация здравоохранения - задача действительно сложная, но вполне реализуемая, при условии поддержки руководства Минздрава. Новая команда, пришедшая в Министерство вместе с Ульяной Супрун и Павлом Ковтонюком, действительно открыта к изменениям. И это наше окно возможностей", - считает Юрий Бугай.

По его словам, первая задача, которая стоит перед разработчиками, это создание базовых информационных ресурсов, поскольку существующих очень мало, и они очень низкого качества. Потому, по сути, мы строим электронную систему здравоохранения с нуля. И это очень крутая задача.

"Мы уже получили поддержку со стороны Минздрава. Первым шагом было подписание Меморандума, в котором мы договорились о принципах создания системы и следующих шагах", - говорит Юрий Бугай.

"В 2017 году запланирован запуск нового механизма финансирования первички, а также запуск механизма реимбурсации, - рассказывает Юрий Бугай. - Мы планируем полностью обеспечить эти задачи с помощью инструментов eHealth. А именно, обеспечить возможность идентификации пациента, врача, а также договора, подписанного между ними. Этот первый электронный сервис мы планируем запустить в пилотном режиме уже в первом квартале 2017. Если будем идти такими же темпами и с таким же энтузиазмом, как сегодня, то эти дедлайны вполне достижимы".

Цели у группы разработчиков достаточно амбициозные: где-то за 3 года планируется построить полноценную систему eHealth, которая охватит все этапы и процедуры - от записи к врачу до полной истории "здоровья", а также позволит отслеживать движение средств по всей этой сложной системе.

Насколько это реально сделать, посмотрим уже через месяц, когда появятся первые результаты по пилотному проекту.

Татьяна Галковская, "Цензор.НЕТ"
VEhrdlVXczVRM2N3VEhaUmRYUkRLekJNVEZKblpFTTJNRXhFVW1wNVJGRnZkRU4zTUZsTVVtcE9SMUF3VEROUmMwTTRkakJaUkZGMFpFZEZNRXczVW1kT1F6Z3dXWFE0TUVwNlVYVk9Remt3VEdaUmRFNUhRVEJNUkZGelp6MDk=
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх