EN|RU|UK
 Общество
  10876  9

 НА АВТО В АТО ПО ЗАКОНУ

Со дня волонтера в фейсбуке и в СМИ говорят о том, что Военная служба правопорядка в Вооруженных силах Украины отбирает волонтерские машины в АТО. В Киеве уже с опровержением выступили и разъяснили ситуацию руководство ВСП, а волонтеры были на встрече, где обсуждали проблему с Министром обороны, который дал задание разобраться в вопросе и пообещал вернуться к диалогу после праздников в январе.

"Цензор.НЕТ" решил пояснить, что на самом деле вызвало волну возмущений в сети.

ПРИКАЗ №542.

Приказ № 542 ОГ "Об организации учета транспортных средств, данных воинским частям (подразделениям) в качестве гуманитарной (благотворительной) помощи" наделал шума в сети. В начале декабря в Фейсбуке появились сообщения волонтеров о том, что "их" машины изымает ВСП. Пример содержания сообщений можно посмотреть на странице facebook одного из волонтеров под ником Sergey Listopad  и т.д.

Предлагаю разобраться по порядку, о каких машинах идет речь.

КАК ПОЯВИЛИСЬ "ВОЛОНТЕРСКИЕ МАШИНЫ"?

В начале войны в 2014 году недоукомплектация автомобильной техники в армии составляла 85%. И пока Министерство обороны вместе с Генеральным штабом "раскачивалось", украинские солдаты были вынуждены воевать на жигулях, восстанавливать проржавелые УАЗики или мастерить автомобили из того, что уже давно списано. Так на плечи волонтеров, кроме бронежилетов и касок, была возложена функция поиска и транспортировки автомобилей для выполнения боевых задач в зоне АТО.

Механизмы транспортировки были разные: кто-то из добрых людей передавал свои автомобили в АТО, кто-то туда уже ехал на своём, кто-то пригонял машины специально из Евросоюза - за границей автомобили значительно дешевле, особенно если мы говорим о вторичном рынке. Но здесь возникал ряд законодательных вопросов: как перевести "волонтерские машины" через границу и не растаможивать? А также передать их прямо по назначению в зону АТО?

О том, как разрешить эту ситуацию, на сайте Цензор.НЕТ, в своем блоге написал волонтер Юрий Мысягин: "Этих машин сотни еще ездят в зоне АТО. Тех документов, которые требуются в приказе (прим.редакции номер 542): акт приёма-передачи, справка из Интерпола, сам документ происхождения автомобиля (вин код, объём двигателя, цвет автомобиля и т.д. ), документ о прохождении границы - ничего этого нет и восстановить невозможно. Этих машин больше не становятся.Они потихоньку будут заканчиваться. Их надо "обелить", переписать. И выдать всем военные номера. Так называемая автоамнистия. Документов требуемых нет. Машины поставить на учёт нельзя".

НА АВТО В АТО ПО ЗАКОНУ

Вот, чтобы получалось приблизительно по закону, решение искали государственные чиновники различных инстанций в столице и приграничных областях. В 2014 году желающий привезти машину должен был иметь при себе письмо от бригады или боевого подразделения, которое нуждалось в машине; письмо от благотворительной организации или фонда о покупке данного транспортного средства и передаче его в зону АТО; также пакет документов на данное транспортное средство.

Основные дела решались на границе непосредственно с офицерами Интерпола, СБУ, таможенниками, пограничниками во благо военных и армии. И так как тогда надо было "быстро и на вчера", многие вышеперечисленные бюрократические моменты были упущены.

В 2015 году ситуация решалась другим путем: Военная служба правопорядка в ВСУ для урегулирования вопроса, чтобы было более менее понятно кто и куда едет, таки разработала механизм учета и контроля. Он состоял в следующем: "волонтерский" автомобиль получал временный техталон и "черные" номера. Ну, такой себе временный учет, зато этот автомобиль не висел на балансе, а машина зафиксирована в штате. Конечно, государство не обеспечивало расходы на бензин и техническое обслуживание.

О пользе таких мер специально для Цензор.НЕТ рассказал спикер Военной службы правопорядка в ВСУ подполковник Александр Потемкин: "Следует отметить, что главной целью усиления контроля за учетом и регистрацией транспортных средств было недопущение гибели и травмирования людей, как военных так и гражданских. Ведь именно такой "контроль", наряду с другими мерами, дал свои результаты - постепенно статистика ДТП на волонтерском транспорте уменьшилась: если в 2015 году было 40 ДТП, погибло 12 человек, травмированы - 58. В 2016 году - 17 случаев, погибли 6, травмированы 33. Уже эта статистика свидетельствует о полезности проведенных мероприятий”.

После механизм о передаче волонтерских машин в зону АТО совершенствовался и сегодня работает в законном поле через Минсоцполитики, где автомобиль пересекает границу как гуманитарный груз.

Для этого надо собрать следующие документы: инвойс, копия техпаспорта, план распределения (письмо от фонда в котором указано, какое подразделение получит машину); письмо от комбата, что именно эта машина ему нужна (обязательно с круглой печатью, а не с квадратной или треугольной); так же именно из в/ч должно прийти заявление на Минсоцполитики с просьбой признать груз(машину) гуманитрной помощью; дарственная или документы, которые свидетельствуют о покупке. Затем обязательным нюансом является документ "акт приема /передачи" в саму часть. Собрав эти документы, волонтер и родине помог, и преступником не стал, но пока и машину не растаможил.

Дальше начинается второй акт "марлезонского балета". Только в этот раз все документы подаются не в Минсоцполитики, а на таможню и не на границе, а по месту регистрации организации. Документы: инвойс, дарственная, техпаспорт, к тому времени должен появиться приказ от Минсоцполитики о том, что машина - это гуманитарный груз; письмо из в/ч; документы о покупке автомобиля; транзитная декларация, которую получили во время пересечения границы; письмо от сертификационной службы, что машины для ВСУ не попадают под обязательную сертификацию.

О процедуре специально для Цензор.НЕТ рассказала волонтер Яна Сердюк: "Мы передавали недавно через такой механизм Mitsubishi L 200. Неприятным нюансом был факт, что пока оформляешь все необходимые документы, как гуманитарный груз, не можешь поставить машину в транзитную зону. Она еще 42 дня находилась в Польше, мы оплатили охрану, а это дополнительные затраты, но реально от того, что ее могут разграбить, машина не застрахована. К самой таможне претензий нет - растаможили быстро".

"ВОЛОНТЕРСКАЯ МАШИНА" - СЧАСТЬЕ ИЛИ ГОЛОВНЯК?

Кому бы ни передали машину в части, на какой бы учет ни поставили: временный или постоянный, в любом случае, за машину и ее использование по назначению для выполнения военных задач в зоне АТО ответственность несет командир части. Но количество штатных машин в части, как правило, фиксированное. И логика дальше следующая – чем больше машин, тем больше ответственности. А если машину передали не в часть, командиру в распоряжение, а конкретному бойцу, то рисков, что она будет использована не по назначению - больше, а, соответственно, у командира головняка тоже больше. Как правило волонтеры редко хотят отдать машину просто в часть, они целенаправленно помогают конкретному подразделению или конкретному военному. А теперь представьте, к примеру, бойцу волонтеры передали лексус или бронированный мерседес, а в то время командир батальона ездит на УАЗике - это уже тоже проблема.

Теперь вопрос содержания "волонтерского автомобиля". Его поставить на государственное довольствие в части не имеют права. Это значит, что официально начальник автомобильной службы не сможет на нее выделить топливо или закупить запчасти. А значит, содержание автомобиля ляжет на плечи командира, условного рядового или волонтера. Или автомобиль будут эксплуатировать до первой поломки, в то время, когда государственная техника на балансе – на полном обеспечении. Воинская часть получает средства на ее заправку, на запчасти. Если расход средств не превышает 200000 гривен, начальник автомобильной службы самостоятельно определяет свои потребности, производит мониторинг ценовой политики и делает закупки, естественно, договора согласовывает с аудитом.

Поездки на "волонтерском автомобиле" регламентированы: использовать волонтерские машины на временных военных номерах возможно исключительно в зону АТО. Запрещены на нем выезды даже в случае командировки. Например, бойцу надо в командировку, командир может выделить ему только штатную машину (расход топлива штатного "КАМАЗа" - 50 литров на 100 км, волонтерского "Ниссана" - 12 литров на 100 км). Вопрос: на какой машине поедет в этом случае боец? Правильно, на КАМАЗе, потому что на нем можно, а на волонтерском автомобиле - нет. Логично? Нет.

На машины, которые растаможивались как гуманитарный груз через Минсоцполитики, такая норма не распространяется. Интересно, что, например, боец, которому волонтеры передали машину, когда выходил из зоны АТО на "восстановление" не может машину оставить просто в части или передать кому-то другому, он едет на ней на "восстановление", но там на ней не катается. Она стоит на специальной оборудованной стоянке, чтобы машину можно было контролировать. Бывает так, что боец не заморачивается - закончилась у него служба, собрал свои вещи, сложил в машину и уехал на ней домой. Тогда работать начинает ВСП.

ВСП И ТРАНСПОРТ

В Вооруженных силах Украины есть специальное правоохранительное формирование называется ВСП – Военная служба правопорядка. Она почти как полиция, но только для военных формирований. В общем, стоят они на страже законов, правопорядка и воинской дисциплины. В зоне АТО и на остальной территории Украины ВСП имеет право останавливать и проверять машины с военными номерами. Согласно закону о Военной службе правопорядка, на ВСУ возложена функция военной инспекции и безопасности дорожного движения. И дополнительно сейчас выполняют функции дорожно- комендантской службы в АТО, основные задачи которой обеспечение движения колонн войск, транспорта по автомобильным дорогам, ремонт и содержание дорог и мостов, охрана и оборона тоннелей, мостов и других дорожных объектов. Для регулирования движения на дорогах устанавливаются диспетчерские пункты, подвижные и неподвижные посты регулирования, используется радио, световые и другие средства для обеспечения движения.

Когда ВСП останавливает автомобиль, у водителя при себе должны быть следующие документы: основание для передвижения, маршрутный лист, регистрационные документы на автомобиль, удостоверение водителя на право вождения, принадлежность транспортного средства и документы на багаж, если такой есть.

Саму машину у водителя заберут и поставят на штрафплощадку если: водитель пьян, нарушение рулевого управления, тормозной системы, отсутствие технического талона, если номер кузова не соответствует указанному номеру в техническом талоне, ну, и в тех случаях, если продолжение движения невозможно по техническим причинам.

Но вот забрать "волонтерский" автомобиль будет сложно. Если реально документов нет, а тот, кому передали, будет пытаться предъявить бумагу, где будет написано, что автомобиль ему временно одолжили для выполнения боевых задач, то шансов маловато, ведь такую бумагу может распечатать, кто угодно на любом принтере.

О том, что делать в такой ситуации, ЦЕНЗОР.НЕТ спросил у временно исполняющего обязанности начальника ВСП генерал-майора Игоря Крыштуна: "Командование воинской части, из которой эта машина, предоставляет необходимые документы на эту машину и без проблем получает ее обратно. В случае же, если имеются какие-то технические неисправности, они устраняются в части".

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что проблема реально не в приказе номер 542 или в каком-то другом. Проблема системная в учете и правилах эксплуатации. В одностороннем порядке ВСП самостоятельно это решить не может. Дело теперь за Министром обороны. Который, кстати, встретился с волонтерами по этому поводу и у себя на странице в ФБ заявил, что готов вместе с волонтерами, юристами и ВСП заняться учетом транспортных средств, которые были переданы в воинские части Вооруженных Сил Украины в качестве волонтерской помощи.

Приняли общее решение о проведении инвентаризации транспортных средств, юридический департамент теперь должен наработать предложение нормативно урегулировать проблемные вопросы. Следующую встречу запланировали на январь 2017 года.

О встрече специально для ЦЕНЗОР.НЕТ рассказала волонтер Алена Шевцова: "Все было действительно конструктивно, в том смысле, что, я надеюсь, это даст свои результаты. Со стороны общественности были волонтеры, которые занимаются машинами для подразделений ВСУ. И представители ГШ и МО, кто занимается их учетом. Мы пришли к выводу, что главная проблема реально в легальном учете и обслуживании тех машин, которые были поставлены в ВСУ в период с 2014 по 2016 годы. Юридический департамент вместе с волонтерами взялись разработать механизм, а Министр пообещал решить вопрос на заседании Кабмина. Также я надеюсь, что внутренним распоряжением будут внесены изменения в "штатки" и подразделения смогут ставить на баланс реально столько машин, сколько им нужно, а не сколько было указано несколько десятков лет назад".

Давно идут разговоры о реформировании этой структуры, она должна стать полноценной военной полицией. Об этом написано и в Коалиционном соглашении и в Стратегическом оборонном бюлетене. Даже был закон, который регламентировал это. Но пока не случилось, воз и ныне там.

О том, повлияет ли на сложившуюся нынче ситуацию возможное превращение ВСП в военную полицию, рассказал начальник Военной Службы правопорядка в ВСУ генерал Крыштун: "Все дело в том, что Закон про Военную полицию Украины предоставит нам функции проведения досудебного расследования и оперативно-розыскной деятельности, то есть работы меньше не станет, а наоборот будет больше. Но зато это ускорит процесс проведения расследования и доведения его до суда. Таким образом, принятие этого закона поможет усилить профилактическую работу по недопущению правонарушений по всем направлениям деятельности не только Вооруженных сил, но и некоторых аспектов гражданского общества".


Анна Коваленко, для "Цензор.НЕТ"
VEhrdlVXdE9Remt3VEROUmMwTkVVVzEwUXlzd1RFeFJjMDVETnpCTVdGRjJaRU0yTUV3MGRrdzVRM2N3VEV4U1ozUkRLMlpPUTNrd1REZFJkVGxES3pCTU0xSm5kRU14TUZsRVVta3plbEZyVGtNNU1GbE1VWFZPUjBNd1RGaFNaMDVIUVRCTU4xSm5Ua00wTUZsSVVtZDBRelF3V1daUmRHUkhRakJNY2xGelRrZFFTVTVES3pCTUwxRjBaRWRCTUV4RVVtaDBRelF3V1RnOQ==
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх