EN|RU|UK
 Общество, Экономика
  8804  4

 В ОДИН КЛИК. ГОСУДАРСТВО ОБЯЗАЛО ВСЕ ГОСОРГАНЫ ПЕРЕВЕСТИ СВОИ УСЛУГИ ДЛЯ БИЗНЕСА И ГРАЖДАН В ЭЛЕКТРОННЫЙ ФОРМАТ

Украина постепенно переходит в онлайн. И речь идет вовсе не об использовании соцсетей или поисковых сервисов. Сегодня все больше граждан пользуются банковскими картами, оплачивают коммунальные услуги или совершают другие платежи с помощью онлайн-банкинга, покупают продукты и товары в интернет-магазинах.

А с 2015 года и госорганы, несмотря на свою неповоротливость, постепенно начали переводить свои услуги в электронный формат. Недавно Кабинет Министров Украины утвердил концепцию развития электронных сервисов в стране. О каких именно услугах идет речь? Почему так медленно государство переходит в "цифру"? Когда мы сможем общаться с государством онлайн, а подтверждать нашу личность будет пластиковый паспорт с электронно-цифровой подписью?

Об этом мы беседуем с заместителем главы Государственного агентства по вопросам электронного управления Алексеем Выскубом.

выскуб

УКРАИНЦУ ПОНАДОБИТСЯ ЦЕЛАЯ ЖИЗНЬ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ВСЕ ГОСУСЛУГИ

- У нас, как и в любой стране, есть определенный набор услуг, которые государство предоставляет бизнесу и гражданам. К сожалению, еще нет точного списка утвержденного реестра, сколько у нас таких услуг. По последнему подсчету Минэкономики их около 570. Года три назад я видел любопытное исследование, авторы которого попытались подсчитать, сколько времени требуется гражданам той или иной страны, чтобы получить все государственные услуги. По их данным, украинцу понадобится целая жизнь, чтобы последовательно получить все госуслуги.

- Полагаю, сейчас ситуация меняется?

- Да, во-первых, были упорядочены основные услуги, часть их вообще сокращена. Однако у нас еще не внедрены необходимые элементы электронного правительства, которые позволяли бы провести более существенную дерегуляцию и упростить получение услуг. Сегодня гражданин или бизнесмен перед тем, как обратиться в какой-то государственный орган, должен собрать внушительный пакет документов. При этом, очень часто, чтобы пойти в один орган власти, он перед этим должен посетить еще несколько других.

- И еще выстоять в каждом в очередях!

- Это нелогично и неправильно. Есть такой общемировой принцип, что бегать должны не граждане, а данные. В идеале, гражданин должен идентифицироваться, а дальше в госоргане могут брать о нем нужную в данном конкретном случае информацию из разных госреестров.

Поэтому первый процесс, который будет инициирован после принятия этой концепции, это, по сути, глобальный реинжениринг госуслуг с целью их упрощения и минимизации. Сократится количество документов, которые требуются от гражданина, а также будет максимально внедряться электронное взаимодействие между органами власти, чтобы сократить время выдачи тех или иных документов.

Но самое главное, это внедрение электронных услуг. По идее, гражданин вообще не должен посещать орган власти, контактировать с чиновником. В таком случае полностью снимаются коррупционные риски. Ведь даже если мы сокращаем какие-то услуги, контролировать оставшиеся по всей территории страны очень сложно. Всегда может попасться чиновник, который будет работать по-прежнему – не регистрировать, например, документы, не выполнять обязательства.

Электронная же услуга предполагает, что бизнесмен или обычный гражданин может подать пакет документов в электронной форме, оплатить через электронный сервис – если это платная услуга, и контролировать ход ее получения. Результаты тоже можно по большей части услуг получить онлайн. Так это работает во многих странах. Но если мы хотя бы по большинству услуг реализуем электронную подачу и уберем хотя бы один этот первый поход в госорган, чтобы человек приходил уже только за результатом, это изменит ситуацию.

Вообще цель концепции – перевод приоритетных (наиболее востребованных и те, по которым больше всего злоупотреблений) услуг в электронный формат. Она позволит нам быть более быстрыми и обяжет все органы власти "оцифровать" свои услуги.

12 ДЛЯ ГРАЖДАН И 8 ДЛЯ БИЗНЕСА

- Кто определил этот перечень услуг?

- Мы ориентировались на требования Европейского Союза. Можно смело говорить, что те услуги, которые приоритетны там, не менее востребованы и в Украине. Разумеется, мы с Минэкономики сделали свой экспертный анализ, и увидели, что в этот список попали услуги, за которыми граждане обращаются наиболее часто. В ЕС уже лет десять утвержден перечень направлений наиболее востребованных государственных услуг – 12 для граждан и 8 для бизнеса. Это требование обязательно для всех стран-членов ЕС – все эти услуги страны обязаны оказывать в электронной форме. Мы, ориентируясь на эти направления, подготовили наш перечень первоочередных услуг, которые должны быть переведены в электронный формат в первую очередь.

- Почему перевод в электронный формат занимает столько времени?

- По каждой из услуг, по которой мы сокращаем пакет документов и сроки предоставления, нужно менять, как минимум, один закон, одно постановление Кабмина, один ведомственный приказ. Сегодня мы уже реализовали ряд пилотных проектов и понимаем, что без такого базового документа, который обязывает органы власти делать это и четко и по определенному формату, есть много проблем. Был случай, когда мы простую услугу запускали больше года, и не только потому, что не было политической воли, а потому, что это было внове, многие юристы не понимали, можно ли так делать, и изменения проходили очень долго.

Мы взяли приоритетные земельную и строительную сферы и экологию. Сегодня граждане могут воспользоваться 6 услугами в сфере строительства, в том числе разрешение на начало работ и получение лицензии на строительство.

- А на регистрацию самого участка?

- На сам участок – нет. Это земельная сфера, сейчас поясню. Вот мы взяли сферу строительства – там есть 6 услуг, 5 связаны с началом подготовительных работ, строительных и лицензия. В ближайшее время мы презентуем самую массовую услугу в этой сфере – регистрацию готовности объекта к эксплуатации. Когда вы закончили стройку или ремонт, вы обязаны зарегистрировать введение объекта в эксплуатацию. Таких обращений в год около 150 тыс. На начало строительных работ обращений чуть меньше, но также немало – порядка 100 тыс. И сегодня у нас уже есть около тысячи строительств, которые были начаты онлайн. Предприниматель из дома заполнил декларацию, зарегистрировал и начал спокойно строить.

В земельной сфере первые услуги, которые были реализованы, это было предоставление выписок из Земельного кадастра и на нормативно –денежную оценку. С одной стороны, это очень простые услуги, а с другой – они массовые (порядка миллиона обращений в год) и, что важно, эти услуги были крайне коррупционными. До 2014 года точно знаю, что была конкретная стоимость такого извлечения.

- Можете назвать цифры?

- Слышал, что от людей раньше требовали около 2 тыс. грн за такой документ. А это, по сути, справка из Земельного кадастра. Также мы совсем недавно запустили ряд очень важных услуг, связанных с регистрацией земельного участка и землеотводом. Это очень сложные услуги как по процедуре, так и по количеству требуемых документов, потому что в итоге человек становится владельцем земельного участка. Мы очень долго с Земельным кадастром отрабатывали эти вопросы, и вот недавно сделали пилот. В нем реализованы две вещи.

Во-первых, сделали возможным подачу документов онлайн на согласование проекта землеустройства. А второе, вы, наверное,слышали, что при районных земельных агентствах всегда были свои компании, и нередко случалось, что от одной компании пропускают документы, а от другой – нет. Эта система действовало 20 лет, укоренилась, и ее тяжело было разрушить. Я в этом плане даже поражен позицией Земельного агентства, с которым мы вместе спланировали и реализовали механизм автоматического слепого распределения на исполнителя. Раньше вы приносили документы в какой-то район и их там же их и рассматривали. Была связь между теми, кто готовил документы и кто рассматривал. Сейчас документы, которые принесены, допустим, в Днепропетровской области, могут попасть на исполнителя Земельного агентства во Львове и наоборот. Таким образом, эта связь полностью разрывается.

- Это по всей стране?

- Да, по всей стране.

ОНЛАЙН "В ЗАКОНЕ", НО ЕСТЬ ИСКЛЮЧЕНИЯ

- В нашем законодательстве уравнены в юридическом плане бумажные документы и электронные?

- Да.

- То есть, если приходит проверяющий и говорит, что "меня не интересует ваша электронная система, покажите бумагу с печатями", можно его требованием пренебречь?

- В некоторых нормативных актах еще прописано, что документ должен быть именно в бумажной форме. Это, конечно, атавизм.

- Но это будет меняться?

- По некоторым услугам, безусловно, надо менять, потому что мы это не обойдем. В некоторых случаях у нас уже были даже судебные инциденты. В законе написано, что документ, подписанный электронно-цифровой подписью (ЭЦП) является полностью равнозначным бумажному, в том числе и при судебных разбирательствах. Этот закон действует с 2004 года и тогда он сильно опережал свое время – у нас только сейчас общество созрело к использованию ЭЦП и при работе с электронными сервисами.

Сегодня в Украине действующих цифровых подписей уже 4 миллиона. Бизнес практически на 100% покрыт, остальное население – до 5%. Это связано с тем, что для обычного гражданина такая подпись нигде не была востребована, а для бизнеса это было важно, т.к. налоговая требовала отчеты в электронном виде. При этом, первые сервисы для граждан у нас появились в конце 2015 года. Для меня лично стало сюрпризом, что некоторые граждане уже за субсидиями, разрешениями на строительство обращаются, используя ЭЦП. То есть, некоторые уже идут и получают ЭЦП, так как видят в этом необходимость.

- То есть, мы сейчас, по сути, проводим электронную перепись населения с присвоением гражданам уникального номера?

- Где-то так. В этом году стартовала выдача новых паспортов в виде ID-карт, и все люди, которым выдали новый документ, уже получили уникальный 13-значный номер – УНЗР (уникальный номер записи в реестре). Этот код должен распространиться на все реестры и стать связующим звеном всех данных по гражданину во всех реестрах. Как это реализовано во всех странах, где внедрено электронное управление. У нас в демографический реестр люди начали попадать, когда с 2015 года получали пластиковые загранпаспорта нового образца с уникальным номером, а с 2016 – внутренние. При этом внедряется сверка с реестрами ЗАГСов и ЦИК, чтобы не допускать ошибок и выверять все реестры. Этот процесс уже начался.

- А чиновникам разве не нужна ЭЦП?

- У меня как у чиновника есть цифровая подпись, но я ее использовал пока что лишь для подписания электронной декларации и электронного документооборота.

- Вернемся к сервисам. Какие еще услуги может получить гражданин в электронном формате?

- Кроме земельной и строительной сферы сейчас уже выдача субсидий заработала в электронном формате.

- Человек подает заявку онлайн, и ему не нужно приходить в госорган?

- Если субсидия подписана ЭЦП или идентификация подтверждена через bankID, то никуда приходить не надо. Уже 15% всех новых обращений за субсидиями делается через электронную систему.

- Как работает bankID? Это идентификация с помощью банковской карточки?

- Совершенно верно. Вы вводите в систему данные вашей карточки, а банк возвращает в систему данные о вас – ФИО, ИНН, паспорт и т.д. Таким образом банк подтверждает вашу личность. У нас сегодня, по сути, доступно два средства электронной идентификации - ЭЦП и bankID. В первом случае, это высокий уровень идентификации и подписанный электронной подписью документ полностью равнозначен бумажному. Во втором случае уровень идентификации ниже и может использоваться не для всех услуг. Скажем, для получения земельного участка или разрешения на строительство его использовать нельзя. Скоро, надеюсь, появится мобильная идентификация – мы сейчас реализуем проект mobileID.

выскуб

КТО МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ "ПЛАСТИК" С ЦИФРОВОЙ ПОДПИСЬЮ?
- Когда все граждане получат пластиковый паспорт с "вшитой" в него ЭЦП? Пока что, насколько известно, такие паспорта выдают только 16-летним и без ЭЦП.

- Этот процесс уже начался. Сейчас пластиковые паспорта получают еще и те, кто утратил паспорт либо пришел менять фотографию. ID-карточка и ЭЦП там уже реализованы. Понятно, что таким образом мы охватим все население лишь через большой промежуток времени. У Миграционной службы есть план, как они намереваются охватить все население.

- Те, кто потерял паспорт или меняет в нем фото, уже получает пластик, с реализованной в нем ЭЦП?

- Да. Вопрос только в том, что по закону нет других оснований для получения такого документа. Сейчас готовятся изменения в законодательство, чтобы дать возможность всем желающим получить электронный паспорт.

- А готовы наши службы к тому, что большинство граждан захочет его получить?

- Как раз из-за этого опасения и не спешат. Поэтому сейчас отрабатывается пилотный проект с теми, кто вынужден обратиться за новым паспортом либо за сменой фотографии. Миграционная служба планирует за пять лет охватить большинство населения.

При этом, mobileID может появиться намного быстрее. Во всем мире технология, когда ваша ЭЦП зашифрована и хранится на сим-карте телефона, считается намного удобнее. Большинство стран мира, которые сейчас начинают внедрять такую идентификацию своих граждан, видят, что mobileID внедряется быстрее, и он намного эффективнее.

К примеру, вы заходите на какой-то портал, через который хотите получить услугу, портал подключен к системе mobileID. Когда вы выберете и заполните какой-то документ, вам придет информация на телефон, вы наложите свою ЭЦП на документ и он вернется на портал. Таким образом, с телефона будет возможно подписывать различные документы.

- Пока это только в проекте?

- В ближайшее время мы покажем пилотный проект по mobileID в сотрудничестве с компанией "Киевстар", и где-то в первой половине 2017 года появятся первые граждане, которые смогут подписывать документы с помощью мобильного телефона.

КОЛИЧЕСТВО СПРАВОК УМЕНЬШИТСЯ

- Вы говорили, что параллельно с цифровизацией услуг идет их оптимизация, уменьшение их количества. Вот пресловутая справка о несудимости – ее еще надо получать или чиновник может просто посмотреть информацию в соответствующем реестре?

- МВД ведет соответствующую базу данных. Но вопрос в том – всегда ли органы власти требуют ее обоснованно? С января 2017 года эта справка будет запущена онлайн. Но, с другой стороны, зачем гражданину ее вообще получать, если ее просто надо передать в орган власти? Мы с МВД вели дискуссию – мол, хорошо, что вы делаете ее онлайн, но зачем ее в принципе получать? К сожалению, в нашем законе есть ограничения, касающиеся некоторых персональных данных, которые может запрашивать только сам гражданин. Мы сейчас консультируемся по вопросам прав человека, как эту норму можно обойти или ввести уточнения.

Но я хочу рассказать о другом моменте, где у нас уже на днях произойдет упрощение. Например, вы построили дом и ввели его в эксплуатацию. Вам надо его зарегистрировать в реестре имущественных прав и получить свидетельство о том, что это ваш дом. Когда вы идете к госрегистратору, он требует от вас пакет документов, в том числе документ о том, что вы этот дом построили и ввели в эксплуатацию. Здесь мы сделали упрощение, и это наше первое электронное взаимодействие между реестром вещевых прав и Госархстройинспекции. Теперь регистратор уже не будет требовать этот документ от человека, а сможет получать его в один клик из соответствующего реестра.

К слову, когда готовили эту услугу, вскрылись серьезные факты. Декларация, в которой описан построенный дом (площадь, этажность) и т.д., делается на нескольких листах и орган власти только на последнем ставит свою подпись. Нередко средние листы заменялись, и получалось, что строил человек один дом, а право собственности поучил совсем на другой. По тому же адресу, с минимальными характеристиками, но увеличил площадь, этажность и так далее. Электронная услуга не только делает эту регистрацию удобной для граждан, но и служит еще и средством контроля: недобросовестные граждане уже не смогут подменять данные.

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ВСЕ СРАЗУ ПЕРЕВЕСТИ В ОНЛАЙН?

- Есть ли расчеты, когда мы сможем взаимодействовать с государством в основном онлайн?

- Первый этап концепции – это внедрение 46 услуг – предусмотрен до середины 2018 года. Я надеюсь, что это будет быстрее. Проблема в том, что у нас по некоторым органам власти очень плохая изначальная ситуация. В ужасном состоянии реестры, и мы не можем переводить все в электронный формат, пока в некоторых ведомствах не перепишут свои реестры – сделают их более качественными, выверят информацию. Иногда обнаруживаются серьезные ошибки, когда человек в одном реестре записан так, а в другом – иначе. Эта проблема была заложена лет 20 назад. В результате сегодня для взаимодействия некоторых реестров нам нужно разрабатывать отдельную методику сопоставления граждан в этих реестрах.

- Какого рода ошибки?

- По разному написана фамилия, имя, на одну цифру отличается идентификационный код и т.д. К примеру, в моей фамилии часто делают ошибку – Вискуб или Выскуб. Логически понятно, что это я, но как это доказать? По закону это другой человек. Вот, к примеру, в реестре ЗАГСов нет ни паспорта, ни ИНН человека. Сейчас мы думаем, как сопоставить это и идентифицировать человека по разным данным. То есть, в ряде ведомств придется делать очень большую подготовительную работу. Всем хочется быстрых услуг, но никто не видит подводную часть айсберга.

- Как будут финансироваться эти работы?

- Не готов пока сказать. Нам удалось привлечь ряд больших международных проектов, также в бюджете 2017 года заложено софинансирование этих проектов на решение вопросов интероперабельности реестров.

- Можно сказать, что уже лет через 5 мы будем взаимодействовать с государством исключительно в электроном виде?

- По приоритетным услугам это произойдет уже года через полтора. Вы уже можете порядка 20 услуг получать онлайн. В январе, к примеру, планируется совместно с Минюстом внедрить регистрацию бизнеса онлайн, а также внесение изменений физического и юридического лица и ликвидацию бизнеса онлайн. Мы каждые две недели презентуем какую-то услугу и, полагаю, будем продолжать в том же темпе. А если говорить о том списке, который содержится в концепции, то предполагается, что до 2018 года и весь этот список должен быть реализован. Но я полагаю, что большинство услуг получится реализовать раньше.

Татьяна Галковская. "Цензор.НЕТ"
VEhrdlVXczVRM2N3VEhaUmRYUkRLekJNVEZKblpFTTJNRXhFVW1wNVJGRnZkRU4zTUZsTVVtcE9SMUF3VEROUmMwTTRkakJaVEZGMFpFZEdNRXd6VVhaMFF6Y3dURGRSY3psRE5EQk1hRGd3VEVoUmMwNURPVEJNY2xGMVFUMDk=
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх