EN|RU|UK
 Экономика
  10447  19

 РЫНОК ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ: ЧТО ЖДЕТ УКРАИНУ?

С 1 января 2017 года НКРЭ попытается реализовать в Украине европейскую модель регулирования рынка электроэнергетики. В рамках пилотного проекта нескольким облэнерго предложат механизм работы по принципу стимулирующего регулирования тарифообразования, или RAB – регулирования.

Задача эксперимента одним выстрелом убить сразу двух зайцев – создать производителям электроэнергии мощные стимулы инвестировать оборотные средства в модернизацию сетей и заморозить на длительный срок тарифы для потребителей с перспективой постепенного снижения стоимости энергии за счет минимизации потерь при производстве и транспортировке.
экономика приватизация азаров энергетика

RAB – регулирование планировалось испытать в Украине еще в 2014 году. Однако из-за боязни резкого роста тарифов на электроэнергию для потребителей, сроки начала реализации идеи несколько раз переносились. Теперь НКРЭ решилось дать старт RAB – регулированию с 1 января 2017 года. Такое решение продиктовано острой необходимостью договориться с монополистами энергетического рынка о взаимовыгодном компромиссе. Государство готово создать для энергетиков стимул вкладывать деньги в модернизацию и ремонт сетей, находящихся в катастрофическом состоянии. Правда, при этом, на старте эксперимента, тарифы для потребителей могут вырасти. Европейский опыт RAB – регулирования подтверждает, что со временем расценки на электроэнергию для конечного потребителя снижаются за счет обновления коммуникаций и минимизации потерь. При этом, производители энергии, по той же причине, получают гарантированную стабильную прибыль.

В экспертном сообществе сейчас активно обсуждается вопрос целесообразности и своевременности введения новых правил игры на рынке ЖКУ. Адаптируется ли европейский опыт в Украине или будет скомпрометирован коррупционным фактором? Удастся ли наконец-то покончить практику сжигания в бездонной бочке вечно убыточных природных монополий все больших и больших денег из наших карманов, сделав первый шаг к цивилизованным рыночным отношениям между государством, производителями и потребителями энергии? Свое мнение по этим и другим вопросам нам высказали ведущие украинские эксперты в области энергетики.

Всеволод Ковальчук, временно исполняющий обязанности директора ГП "НЭК " Укрэнерго "

Для всех инфраструктурных предприятий, особенно с изношенными основными фондами, стимулирующее тарифообразование – наиболее прогрессивная методика, которая стимулирует инвестиции в обновление основных фондов. Сети могут "жить" 40-50 лет. Соответственно, от восстановительной стоимости основных фондов, каждый год надо вкладывать только в обновление основных фондов около 2,5% от их стоимости. Восстановительная стоимость магистральных электросетей "Укрэнерго" оценивается на уровне 10 млрд евро, то есть ежегодно надо инвестировать около 250 млн евро в сети. Потери в наших сетях в процентном значении намного меньше, чем в распределительных сетях облэнерго. Но в любом случае, поскольку мы передаем всю электрическую энергию, которая производится в стране, то экономия даже в 0,1% на потерях - это огромная сумма. Все, что мы вкладываем в модернизацию наших сетей, приводит, в том числе, и к снижению потерь электрической энергии. От этого есть экономический эффект, плюс это улучшает возможности для развития бизнеса. В отличие от методики "Затраты +", на которой сформирован нынешний тариф, стимулирующее тарифообразование побуждает предприятие уменьшать расходы - чем меньше потратишь на операционную деятельность, тем больше сможешь инвестировать в развитие своего бизнеса.

Василий Котко, Президент Энергетической Ассоциации Украины

RAB – регулирование – это заменитель конкуренции для природных монополий. Там где природные монополии – конкуренции не может быть в принципе. И поэтому в мире придумали стимулирующее тарифообразование. Смысл этого сводится к тому, что тариф устанавливается на достаточно длительный период. И все, что компания сумеет заработать, она положит себе в карман. А если компания сработает не эффективно, ей никто ничего не добавит. А затем, в части того, что компания наработала, общество получит прямое либо относительное снижение тарифов. Вот это и есть смысл RAB – регулирования. Верю ли я, что такая система будет внедрена с января 2017 года? Для введения этой системы в Украине все готово. Ее можно было ввести еще в 2014 году. И тогда все было готово для шести пилотных облэнерго. Но дважды это дело переносилось, так как на этапе введения этой системы требуется одноразовое повышение тарифов для потребителей. Повторюсь, что главный тормоз именно в том, что RAB – регулирование подразумевает повышение тарифов на старте. Если не вводить стимулирующего тарифообразования, то страну ждет вечный перманентный рост тарифов. Потому, что у компаний нет никаких мотивационных причин работать эффективно. Они работают не эффективно и все время требуют роста тарифов. Чем чаще тарифы пересматриваются, тем быстрее они растут. Система в Украине приживется, если ее введут правильно. Главная проблема сейчас состоит в том, что споры вокруг самого норматива рентабельности имеющегося уже в собственности компаний актива. Есть предложения сразу махануть хороший норматив рентабельности, предлагается начислять и на старые и на новые активы 19%. Но такая идеология приведет к огромному повышению тарифов, что в целом может дискредитировать всю идею, и тогда система может не прижиться из-за всеобщего неудовлетворения. Но есть и другое предложение, чтобы на новые активы давать 19% или 17%, это будет зависеть уже от стоимости кредитных ресурсов в Украине, а на старые, на первом этапе, дать 5%, а потом, постепенно, двигаться в сторону повышения нормативы на старые инвестиции и снижения норматива на новые инвестиции. Такое предложение сегодня оправдано. Так как через 3 года в Украине сложится совсем иная ситуация и у этих инвестиций будет большая рентабельность. В мире и в Европе природные монополии имеют рентабельность на стоимость основных фондов в пределах 9%-11%. Почему? Потому, что бизнес этот считается не рискованным. Это абсолютно надежное вложение денег. Конкуренции за сбыт товара нет – товар всегда имеет гарантированный сбыт. Поэтому, это нерискованный бизнес с невысокой рентабельностью. Ну и мы должны рано или поздно к этому прийти.

Роман Ницович, руководитель программ DiXiGroup

Речь идет о тех самых восьми распределительных компаниях, которые должны были перейти на такой вид регулирования еще в марте этого года. Затем переход переносился на июль, сентябрь. Предмет дискуссии здесь в том, какие индикаторы компенсации основных активов закладывают компании. Какую амортизацию они закладывают. Если будет высокая амортизация, то, соответственно, RAB – тариф будет достаточно высоким, чтобы быстро покрыть эти затраты и дать возможность операторам вложить деньги в модернизацию сетей. Но, если у нас будет высокий RAB – тариф, для потребителей это будет означать, что их платежи тоже возрастут. Речь в данном случае идет не о потребителях, тарифы которых регулируются, то есть – не о населении, а о промышленных потребителях. И очевидно, что в данном вопросе есть противоречие интересов потребителей и собственников сетей. Возможно, именно по этой причине до сих пор нет согласия, на каких принципах внедрять такую модель регулирования. Но, рано или поздно, это придется сделать, так как это – та самая модель, которая позволяет эффективно регулировать операторов рынка, использовать те деньги, которые они получают от тарифа, на инвестиции, улучшение качества услуг. Еще один предмет дискуссии в том, как быстро они захотят обновить сети. Однако, когда механизм заработает, можно не сомневаться в том, что деньги будут использованы по назначению.

Валентин Землянский – директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАНУ

В нынешней ситуации износ сетей является серьезной проблемой для всего постсоветского пространства. Украина не исключение. Как показывает опыт и Европейских стран, и той же России, где начали переходить на RAB – регулирование уже лет 6 назад, это постепенно дает положительные результаты. Нельзя ожидать одномоментный результат, и думать, что завтра все будет хорошо, однако двигаться в этом направлении необходимо. Весь вопрос в том, насколько эффективен будет контроль со стороны государства относительно использования тех средств, которые получат облэнерго, чтобы все это не превратилось в очередную схему. Этот момент ключевой. А в целом, идея достаточно хорошая. При этом государству нужно очень корректно подойти к тому, как она отразится на тарифах для конечных потребителей. Мы видим двухгодичный рост тарифов, а эффекта, с точки зрения реформирования рынка, до сих пор нет. По сути, мы имеем ту же модель, которая существовала на момент принятия решения о подъеме тарифов – количество средств на рынке увеличивается, а результата никакого нет. Я думаю, что можно действовать в том финансовом поле, которое существует в нынешних объемах. Весь вопрос – в более грамотном и корректном их распределении. В последствии RAB – регулирование должно привести к снижению тарифов, так как уменьшатся потери в сетях. Во-вторых, облэнерго не будут заинтересованы в увеличении потерь. На данном этапе государство планирует увеличить тарифы весной. То есть, мы увеличим тарифы с момента старта в три раза. По сути, финансовый поток, который идет со стороны населения и промышленности более чем достаточный, чтобы его использовать на другие цели, а не реализацию абсолютно не понятных инвестиционных программ.

энергетика

Владимир Сапрыкин – эксперт в энергетических вопросах

На мой взгляд, не очевидны реальные перспективы и механизмы адаптации системы RAB – регулирования. Очень сложно спрогнозировать резкий рост инвестиций в модернизацию сетей. Так как сейчас собственники сетей, напротив, стараются минимизировать свои вложения в ремонт. В результате мы видим, что сети работают не надежно. Пока у меня есть большие сомнения, что идея заработает. С другой стороны регулятор является законодателем для производителей и поставщиков энергоресурсов. И они по идее должны выполнять. Безусловно, они будут артачиться, предлагать, какие-то свои решения. Но монополистов действительно пора призвать к модернизации сетей и обновлению оборудования. Впрочем, лично я не вижу той сильной личности во главе НКРЭ, которая бы сделала такие титанические сдвиги.

Вадим Улида – экс-заместитель Министра энергетики и угольной промышленности Украины

Стимулирующее тарифообразоварие – это правильный перспективный механизм, который нужно внедрять на замену существующему, совершенно неэффективному "затраты плюс". Весь вопрос в ставке дохода и стоимости существующих активов. Необходимо адекватно оценить существующие активы облэнерго, и на базе этого рассчитать приемлемые показатели, как для бизнеса, так и для потребителей, которые за все это будут платить.


Василий Яковчук

Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх