EN|RU|UK
  1189  13

 ВРЕМЯ ДЕЛАТЬ ВЫБОР

Если одних бьют по рукам за карманные деньги, а другие с наглой бравадой воруют вагонами, то такое положение вещей вполне закономерно деморализует общество, подрывает его доверие к власти и ставит под сомнение целесообразность существования государства – по крайней мере, в таком формате.

Успех каждого человека и всякого общества зависит от умения делать правильные и своевременные выводы. К примеру, распад Советского Союза оказался результатом в первую очередь непонимания, что в стране, в которой одних отправляют за решетку за несколько колосков, а другие без тени смущения разворовывают миллиарды, невозможно не только построить коммунизм, но и более-менее нормальную жизнь. Невозможно даже с точки зрения элементарной арифметики: чтобы компенсировать украденные миллиарды, нужно у сотен миллионов изъять колоски. Но тут возникает закавыка: если всех отправить за решетку, то кто будет работать?

Моральный аспект имеет не меньшее значение. Если одних бьют по рукам за карманные деньги, а другие с наглой бравадой воруют вагонами, то такое положение вещей вполне закономерно деморализует общество, подрывает его доверие к власти и ставит под сомнение целесообразность существования государства – по крайней мере, в таком формате.

Опыт всех времен и народов подтверждает, что материально-экономические проблемы не являются фатальными, что люди могут вытерпеть множество трудностей, когда понимают смысл и потребность терпения. Но стоит им разочароваться во власти или заподозрить ту в попустительстве несправедливости, как государство сразу дает трещину.

Для современной Украины усвоение этих уроков является вопросом жизни или смерти. Нельзя с одной стороны наращивать задолженность по выплатам зарплаты, а с другой – отдавать около пяти с половиной миллиардов долларов «РосУкрЭнерго» по результатам арбитражного процесса в Стокгольме, который иначе как «игрой в поддавки» никто в мире и не называет.

Бесспорно, судебная комедия в шведской столице – это пробный камень, который некоторые ловкачи из нынешней власти провокационно забрасывают украинскому обществу с целью определить степень его апатии. По принципу «вскрытие покажет»: если можно на ровном месте из государственной казны изъять пятую часть золотовалютных резервов, то это – железобетонный аргумент в пользу последующего движения в данном направлении.

Если общество проглотит эту «наживку», то в дальнейшем с ним можно будет делать что угодно – одному «за моральные убытки» отдадут все месторождения полезных ископаемых, другому «разочарованность Украиной» компенсируют лесным фондом, еще кого-то «за духовное родство» поблагодарят тысячами квадратных километров полей и лугов, а чтобы землям не грозило запустение, подбросят несколько миллионов крепостных, которые по совместительству останутся гражданами Украины.

Впрочем, это не столь уж и отдаленные перспективы. Некоторые из грандиозных авантюр уже переходят из теоретической в практическую плоскость. Сначала решением правительства из-под действия Положения о тендерах вывели все, что касается подготовки к Евро-2012, в результате чего появилась возможность определять исполнителей работ и поставщиков товаров и услуг по собственному усмотрению, а теперь с целью укрывательства частных интересов за интересами государства регионалы пытаются закрепить на законодательном уровне право осуществлять закупки в обход тендера.

Речь идет о законопроекте, предусматривающем внесение изменений в Законы «Об осуществлении государственных закупок» и «Об организации и проведении финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу в Украине». Он закрепляет за Национальным агентством по вопросам подготовки и проведения Евро-2012 право осуществлять закупку товаров, работ и услуг «по процедуре закупки у одного участника без согласования с уполномоченным органом в сфере закупок». Таким «элегантным» способом регионалы собираются скрыть перекачивание средств из Госбюджета Украины на счета частных структур, близких к профильному вице-премьеру и его партнерам по бизнесу.

И это не просто подозрения политических оппонентов или голословные предположения: уже произошла замена «чужих» генподрядчиков по застройке стадионов и другой инфраструктуры на «своих», смета строительства стадиона во Львове внезапно подорожала на 185 миллионов гривен, а бюджетные расходы на подготовку к Евро-2012 во Львовской области увеличены вдвое – на 5 миллиардов гривен.

В этом контексте прошлогодние предвыборные обещания Партии регионов «снизить до экономически обоснованного уровня смету строительства стадионов и другой инфраструктуры, осуществляемой за деньги Госбюджета», выглядят безнадежно комично. Кстати, это было лишь задание-минимум, а задание-максимум заключалось в том, чтобы вообще как можно меньше тратить денег из государственной казны, а вместо этого более масштабно привлекать частные инвестиции.

На фоне теперешнего положения вещей с подготовкой к Евро-2012 упоминать о замещении частными инвестициями госбюджетных расходов как-то даже неловко. Во избежание двусмысленности изложу суть дела кратко: с частными инвесторами значительно тяжелее договориться о дележе прибыли, потому и ставят «свои», практически частные структуры генподрядчиков на освоение бюджетных средств, объем которых при этом раздувается до астрономических сумм.

В этом контексте понятна горячечность, с которой правительство пытается осуществить внешние заимствования: с такими темпами «освоения» средств Госбюджета задолженность по заработной плате скоро будет достигать уже не миллиардов, а десятков миллиардов гривен. Надежда лишь на то, что новыми кредитами удастся хотя бы временно залатать бюджетные дыры. Одно замечание: растягивание Госбюджета не должно быть более интенсивным, нежели поступление новых кредитов.
Условия, на которых правительство осуществляет внешние заимствования, также вызывают множество вопросов. Например, кредит от российского Внешторгбанка размером 2 миллиарда долларов, выделенный на финансирование достройки двух блоков Хмельницкой АЭС, является классическим товарным кредитом на закупку продукции и услуг исключительно в России.

Это означает, что Украина будет осуществлять модернизацию атомной энергетики не французскими, американскими или японскими реакторами, а исключительно российскими. Для государства, которое имеет грустный опыт Чернобыля, это безусловно безответственное решение. С 1986 года Украина в категорической форме избегала его, и только теперешняя власть осмелилась на закупку реакторов, которыми уже никто в мире не оснащает свои АЭС.

Коммерческая составляющая предоставления Внешторгбанком второго кредита аналогичного объема на финансирование бюджетного дефицита Украины является очевидной, но при этом абсолютно засекреченной. Это провоцирует множество подозрений, которые никто из представителей власти не спешит развеять. Как в данном контексте воспринимать распространенные в СМИ слухи о готовности №1 российского капитала прибрать к рукам ликвидные остатки украинской промышленности – оставляю на усмотрение читателей.

Борьба правительства за кредиты МВФ также содержит много интересных аспектов. Не вызывает сомнений, что МВФ предоставит средства лишь под структурно-инновационные проекты, поэтому нынешняя власть пытается закамуфлировать под такую модернизацию сферы деятельности, в которых за счет приписок легко присвоить львиную долю денег (строительство дорог, жилищно-коммунальная сфера). Запасной вариант предполагает осуществление настоящей модернизации, но не государственного сектора, а предприятий и сфер деятельности, которые фактически находятся в частной собственности теперешних власть имущих и их спонсоров.
С целью достижения заветной мечты «погреться» возле 14 с лишним миллиардов долларов правительство готово доказать МВФ свою лояльность практически любым способом – повышением тарифов за коммунальные услуги, поднятием планки пенсионного возраста и т.п. Не случайно в отечественных СМИ появилась лавина заказных статей и «аналитических справок», которые пытаются убедить украинцев, что это – едва ли не единственный способ приблизиться к стандартам Евросоюза.

К сожалению, этот информационный хлам ни словом не упоминает о том, что продолжительность и стандарты жизни в Евросоюзе значительно выше, чем в Украине, поэтому подтягивание до уровня «европейской планки» следует осуществлять прежде всего в сфере повышения качества жизни, а не законодательного норматива, по которому большинство граждан Украины будут умирать, не дожив до пенсии.

Кстати, относительно стандартов: в канун президентских выборов одним из основных обвинений, выдвинутых регионалами в адрес Юлии Тимошенко, было «снижение уровня ВВП на душу населения в Украине к одному из самых низких в Европе». Причем, никто из критиков почему-то не счел нужным детализировать, что такое положение дел стало результатом внезапного обвала гривни с 4.65 до 8.00 за доллар. Тем более никто из регионалов и словом не обмолвился о том, что валютная политика целиком и полностью находится в сфере полномочий Нацбанка, а не правительства.

Между прочим, лидер БЮТ постоянно и жестко критиковала руководство Нацбанка за безответственные и даже преступные действия в сфере непрозрачного рефинансирования, которые, собственно, и привели к обвалу гривни. Она аргументировано доказала, что не существует экономических предпосылок для столь резкого обесценивания отечественной денежной единицы.

Придя к власти, регионалы унаследовали весьма оптимистичную валютную тенденцию: приток долларов в страну значительно мощнее потребностей рынка. Казалось бы, нужно радоваться, так как появилась реальная возможность осуществить курсовое усиление гривни, в результате чего миллионы сограждан, которым приходится рассчитываться с банками по валютным кредитам, лишились бы хоть части головной боли, а Украина мгновенно повысила бы уровень ВВП на душу населения, что так беспокоило регионалов еще год назад.

Вместо этого происходит что-то невероятное: Нацбанк в течение четырех месяцев выкупает доллары по нереалистично высокому курсу, дабы не дать ему опуститься по отношению к гривне ниже 7.90. Этому существует лишь одно объяснение: интересы экспортеров, которые были основными спонсорами теперешней власти, имеют для теперешнего Нацбанка, правительства и администрации президента куда большее значение, чем место Украины в рейтинге ВВП на душу населения и валютные кредиты, выплаты по которым по теперешнему курсу вогнали миллионы наших сограждан в прединфарктное состояние.

В подтверждение этого предположения свидетельствуют и последние события вокруг руководства Нацбанка: вместо того, чтобы дать ход уголовным делам относительно многомиллиардных злоупотреблений во время прошлогоднего рефинансирования, правительство и администрация президента выносят на рассмотрение парламента законопроект, по которому, несмотря на пенсионный возраст, Глава Нацбанка сможет занимать свою должность еще по крайней мере два года. Поистине царский подарок. А он, как известно, просто так на голову не падает.
Источник: Виталий Чудновский, народный депутат Украины
VEhrNGRrdzVRM2t3VEVSUmRUbEhUekJaVEZGelNIcFNhbVJETmpCTU4xRjJaRU1yTUV4NlVYVk9Rell3VEVJNE1Fb3pVV3RrUTJvPQ==
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх