EN|RU|UK
  1108  6

 НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС: КАНИКУЛЫ СТРОГОГО РЕЖИМА ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

При этом известно наверняка лишь то, что от проекта, прошедшего Кабмин, осталось, мягко говоря, не все. Масштабы и темпы введения в текст новаций весьма впечатляют, особенно — темпы.

Рабочая группа вносит в резко обновленный проект Налогового кодекса Украины весьма существенные правки. Постоянные вести о переменах в тексте Налогового кодекса, возможно, напоминали бы сводки с полей сражений, кабы о них сообщали. Однако все меняется круто и регулярно, а полной информации об этом нет даже у самих изменяющих. То есть свое-то предложение они знают, а вот будет ли оно учтено — понятия не имеют.

Да и принимающие решения в окончательной их судьбе не уверены, тем более — в судьбе других решений. Так и создается цельный, кодифицирующий налоговое законодательство кодекс — с единой концепцией, пониманием, терминологией...

При этом известно наверняка лишь то, что от проекта, прошедшего Кабмин, осталось, мягко говоря, не все. Масштабы и темпы введения в текст новаций весьма впечатляют, особенно — темпы.

Первое чтение в парламенте ежедневно совершенствуемого документа, как известно, уже состоялось; чтение же второе может, по слухам, немножко отложиться.

Вот что на момент написания статьи было известно из подвалов Минфина, где дислоцируется основная (вроде бы) рабочая группа по ваянию текста.

При исчислении налога на прибыль доход будет определяться по дате отгрузки (методу начисления), то есть авансы-предоплаты в доход включаться не должны, а для расчета затратной части вновь будет использоваться бухучетная себестоимость реализованной продукции, но с учетом норм кодекса (которые содержат свой подробный перечень включаемых в себестоимость затрат, причем далеко не такой емкий, как бухучетный).

Предлагается ограничить отнесение на валовые затраты процентных платежей по долговым требованиям.

Курсовые валютные разницы, накопленные до вступления кодекса в силу (до 01.01.2011 г.), учитываться не будут.

Сборщики налогов смогут активнее применять механизм обычных цен при бартере, операциях со связанными лицами, внешнеторговой деятельности и операциях с «нетрадиционными» плательщиками.

На 2011—2015 годы предусмотрена нулевая ставка единого налога для физических лиц, которые проводят хозяйственную деятельность исключительно по предоставлению бытовых услуг и объем доходов которых не превышает 300 тыс. грн. в год.

6-процентная ставка устанавливается для юридических лиц, которые находятся на упрощенной системе налогообложения, и предельный объем размера дохода для таких лиц — 3000 минимальных зарплат, то есть примерно 2,7 млн. грн.

Кроме того, нулевая ставка налога предусмотрена для юридических лиц, объем доходов которых при подтверждении статуса налогоплательщика не превышает 100 тыс. грн. — видимо, тоже в год, то есть таких будет очень немного.

При этом сокращается список тех, кто может уплачивать единый налог (этого права, например, лишатся субъекты хозяйствования, которые, в частности, осуществляют оптовую торговлю, аудиторскую, бухгалтерскую, рекламную, консультационную, посредническую, юридическую деятельность, деятельность по сдаче помещений в аренду, по охране и по продаже товаров (услуг) через Интернет).

В то же время единоналожники будут обязаны уплачивать взносы в Пенсионный фонд и фонды социального страхования в порядке, установленном соответствующими законами. Надеемся все же, что речь пойдет, в худшем случае, об обложении взносами дохода самого предпринимателя лишь в рамках размера минимальной зарплаты (ну не весь же его доход, включающий и затраты, приравнивать к зарплате!). Тем более что глава Госкомпредпринимательства М.Бродский говорил у Шустера, что речь идет лишь о взносе в размере 300 грн. в месяц.

Для неединоналожных (т.е. «нормальных») предпринимателей вводится бухучет по упрощенной системе (до утверждения упрощенной системы временная форма ведения учета физическими лицами — предпринимателями будет утверждаться ГНАУ).

Налоговые разъяснения сможет издавать только Минфин, а ГНАУ будет предоставлять лишь индивидуальные налоговые консультации. При этом предлагается установить, что не может быть привлечен к ответственности плательщик налогов, действовавший в соответствии с налоговым разъяснением или консультацией, предоставленными в письменном виде. То есть теперь налогоплательщики смогут избежать ответственности, если они будут действовать на основании любых писем и консультаций, независимо от того, кому конкретно они предоставлены.

Во втором разделе проекта ужесточаются размеры финансовых санкций: за повторное в течение года непредставление декларации штраф будет налагаться уже в размере не 170, а 1700 грн. При самостоятельном определении налоговиками налоговых обязательств либо их доначислении штраф составит 100% от суммы начисленного налогового обязательства.

Сохраняются и штрафы за использование льгот не по назначению — взыскание в бюджет суммы налогов, подлежавших начислению без применения налоговой льготы, а также наложение штрафа в размере 200% такой суммы.

Вводится штраф за непредставление налогоплательщиком органам государственной налоговой службы налоговых деклараций, представление недостоверной информации, которая может быть основанием для неправомерного возврата, возмещения из бюджета налогов и сборов, взаиморасчетов с бюджетом, — в размере 10% суммы, заявленной к возврату или возмещению из бюджета, и суммы взаиморасчетов с бюджетом.

Налогоплательщикам, не обеспечившим хранение первичных документов учетных и других регистров бухгалтерской и статистической отчетности, штраф намечается в размере 510 грн., за повторное в течение года необеспечение такого хранения — 1020 грн.

Это все в проекте вроде как пока осталось. А теперь — последние изменения и новости:

по понятным причинам ушел (опять!) налог на богатых, то есть — на дорогую «крупноплощадную» недвижимость;

закрепилась идея налоговую прибыль считать, как и в бухучете, по отгрузке/оприходованию, а НДС — как и раньше — по первому событию (сближение налогового учета с бухгалтерским сопровождается, таким образом, разрывом внутри самого налогового учета);

обещанное ежегодное снижение ставки НДС на 1 процентный пункт будет действовать только в течение трех лет — с 2012-го по 2014-й, а затем ставка снова будет составлять 20%;

уменьшение налога на прибыль превратилось пока что в замену 25% на 20% в «центральный» бюджет + 3% + 2% — в бюджеты местные. Но в дальнейшем 20% таки уменьшатся: 2012 год — 19%; 2013-й — 18%; 2014-й — 17% (плюс те же 5% в местные бюджеты!);

исчезла 17-процентная ставка налога с дохода физлиц на сверхдоходы (свыше 50 тыс. грн. в месяц);

перестали даже мечтать о моратории на внесение изменений в кодекс после его принятия/подписания;

не решена пока судьба «голландского» (потому что — как в Голландии) предложения ввести семилетнее хранение большинства документов, связанных с обложением субъекта предпринимательства;

быть плательщиками НДС запрещают и ЧПЕНам (частным предпринимателям на едином налоге), и ЮРЕНам (юрлицам на нем же);

ЮРЕНскую ставку повышают с предполагавшихся 3% (+ НДС) или 5% (без НДС) до 6% (и никакого — см. выше — НДС);

превышение предельного оборота хотят облагать у ЧПЕНов 15%, у ЮРЕНов — 12% с необходимостью и у тех и у других перейти с ближайшего квартала в «нормальные», т. е. на общую систему обложения;

в случае приема наличности, включая жетоны и прочую материю, обязательны будут регистраторы расчетных операций, в том числе и у ЧПЕНов.

Словом, олигархам смягчили, малым — ужесточили.

Такие вот получаются налоговые каникулы. «Каникулы строгого режима» — название известной российской кинокомедии, по сюжету которой зэки внезапно стали вожатыми. Ну, у нас-то подобное, ясное дело, невозможно...

P.S. Да, еще: предложение о росте пеней в 2,5 раза готовится-таки к воплощению в жизнь. А слухи об обложении «зарубежных гастролеров», оказывается, именно к гастролерам и относятся, в смысле — к артистам на концертных площадках. Перестанут ездить? И не надо. Концерт, как видим, у нас и свои могут устроить — мало не покажется.

VEhrNGRrdzVRemt3VEVSUmRUbERLekJNVUZGMVNIcFJhemxEWkRCS1JGRnZNM3BSYlhSRGR6Qk1TRkYyVGtNME1Fd3dQUT09
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх