EN|RU|UK
  971  99

 СИНДРОМ ПРИОБРЕТЕННОГО БЮДЖЕТОДЕФИЦИТА

Руководство налоговой и таможни связывает завышенный план по сбору налогов сугубо с политическими мотивами. А именно – с желанием министерства финансов наладить свой собственный неофициальный канал управления областными налоговыми и таможнями.

То есть те региональные начальники, которые сумеют договориться с минфином, получат «хороший» план, который можно сделать. А те, кто договориться не сумел, получат дополнительную нагрузку.

Бюджетный и финансовый кризис в Украине связан прежде всего, не с политическими играми. Этот кризис носит системный характер и объективно отражает неэффективность государственного управления и планирования в этом ключевом сегменте работы правительства. Такой вывод, который вполне очевиден для экономистов, на минувшей неделе в очередной раз подтвердился результатами выполнения планов по сбору налогов в бюджет Государственной налоговой администрацией и Государственной таможенной службой.

Как ранее сообщало «ЗН», план по сборам на март для фискальных ведомств правительство Николая Азарова увеличило на 3,2 миллиарда гривен. О полной не реалистичности этих задач было очевидно заранее. Наши прогнозы подтвердились результатами. По нашим сведениям, планы сбора на таможне выполнены всего на 71 % - на 6,65 миллиардов гривен. 2,6 миллиарда не поступили казну. Налоговая собрала 5,22 миллиарда – недобор 2 миллиарда гривен.

И это несмотря на то, что руководящие посты в обоих фискальных ведомствах подверглись радикальному обновлению – по данным «ЗН» за март и начало апреля произошло более 500 кадровых назначений и перемещений. Причем на место выбывших ставили не людей с улицы, а лояльных сотрудников с опытом работы.

И здесь нельзя говорить, что, мол, только пришли новые люди, разберутся с делами – начнут выполнять план. Сбор налогов – это не игра, план Министерства финансов необходимо выполнять, потому что за ним стоят рассчитанные пенсии, постройка дорог, подготовка в Евро-2012, обеспечение национальной безопасности и т.д. Это значит, что бюджетный дефицит, который ранее создавало правительство Тимошенко, сейчас продолжает расширять правительство Азарова. Николай Янович продолжает очень опасную традицию – традицию погашения дефицита очередными займами, и денежной эмиссией, за которую он сам всего пару месяцев назад так горячо критиковал правительство своих предшественников.

А завышенные цифры остаются недосягаемыми маяками. Потому что по данным финансового анализа ГНАУ и ГТСУ, к которым получила доступ «ЗН», действующий финансовый план, спущенный министром финансов Ф.Ярошенко и утвержденный Кабмином, не будет выполнен ни в апреле, ни в мае. Это как минимум. Так, по таможне при плане сборов в апреле порядка 11 миллиардов гривен будет собрано примерно 8-8,5 миллиардов.

Официально информации о бюджетном провале правительство Азарова не публикует. Но этим Азаров не спрячет дыру в государственных финансах. Это маскирует только одно – не реалистичность и неэффективность финансового планирования своей команды. Зачем же ставить невыполнимые задания по сбору налогов, и под эти дутые цифры планировать бюджет?

Руководство налоговой и таможни связывает завышенный план по сбору налогов сугубо с политическими мотивами. А именно – с желанием министерства финансов наладить свой собственный неофициальный канал управления областными налоговыми и таможнями. То есть те региональные начальники, которые сумеют договориться с минфином, получат «хороший» план, который можно сделать. А те, кто договориться не сумел, получат дополнительную нагрузку. Как пример, налоговики приводят ситуацию по Киеву. Из дополнительных полутора миллиардов гривен сборов в марте 600 миллионов минфин расписал на столичную налоговую. По странному совпадению, зампред ГНАУ и глава киевских мытарей Олег Низенко, как говорят, имеет давнюю историю не самых приязненных отношений с Ярошенко. Теперь вновь назначенный зампред провалил план в марте, провалит и в апреле, и в мае… А ведь Низенко - на таком хлебном месте – и не «донецкий».. Интересная закономерность выстраивается. Будет ли с этим мириться новое руководство налоговой также, как мирились с Низенко при С.Буряке? Впрочем пока у Низенко все схвачено, и через близкую и, несомненно, бескорыстную дружбу с сыном премьер-министра, он чувствует себя защищенным от враждебных происков.

Аналогичная тенденция просматривается и по таможне. При 40 % падении импорта увеличение планов выглядит средством давления на И.Калетника, который попал на свое кресло вопреки воле Азарова. Да, сейчас наметилось небольшое оживление экономики, пошел рост импорта автомобилей, начался завоз минеральных удобрений. Однако такие планы Калетник в ближайшей перспективе выполнить не сможет. Даже если ему удастся взять под свой полный контроль основные потоки импорта, и начать растаможку застрявших в портах многих тысяч контейнеров с ширпотребом, которые хитрые брокеры пока не торопятся провозить – хотят сбить цены на услуги чиновников…

Хотелось бы отметить важный симптом в бюджетном планировании – планы по сборам на таможне значительно превышают планы по сборам налогов ГНАУ. Это заставляет задуматься о смысле не только финансовой, но вообще всей экономической политики государства. Получается, наша экономика работает гораздо хуже, чем импорт. Эта тенденция подчеркивает сокращение объемов легального сектора экономики, который находится под контролем налоговиков. И это очень тревожный сигнал, о котором, увы, не говорят ни власти, ни оппозиция. Бюджет 45 миллионной, промышленно развитой Украины по своей структуре начинает все больше походить на бюджет какой-то африканской страны, где большую часть поступлений дает таможня именно потому, что внутренние рынки работают в «тени», и под надежной «крышей» от любых инспекторов. Непомерная налоговая нагрузка на легальный сектор в настоящее время только стимулирует дальнейший уход бизнеса в «тень».

Рост плана налоговых сборов должен быть напрямую связан с системными законодательными мерами по расширению базы налогообложения. К сожалению, правительство только разрабатывает налоговые реформы, а планы действуют уже сейчас. Поэтому планы являются просто инструментами для политических спекуляций.

На минувшей неделе Кабмин объявил о подаче в парламент законопроекта с налоговыми инициативами. В частности, предполагается введение налога при продаже либо строительстве недвижимости площадью более 300 квадратных метров – 20 гривен за метр. Также предполагается увеличение ставок акцизных сборов. Однако способны ли эти меры сколько-нибудь существенно наполнить бюджет? В условиях очень небольших объемов строительства и торгов недвижимостью, особенно с большим метражом, бюджет сейчас просто не заметит этих поступлений. Повышение акцизов сыграет более заметную роль, но закрыть дефицит эта мера не поможет. Дело в том, что акциз повышается на конечный продукт производства – коньяк, водку, вино. А этот рынок давно работает по серым схемам, и объем нелегального производства подакцизных товаров вряд ли уступает легальному. Вместо введения куда более перспективного акцизного сбора непосредственно на спирт, правительство сознательно либо несознательно сохраняет все лазейки для фальсификата, и только поощряет развитие серого рынка производства и торговли алкоголем.

Впрочем, по данным источников «ЗН», близких к Минфину, на заседание Кабмина на следующей неделе будут вынесены и другие налоговые инициативы. Так, планируется запретить ведение предпринимательской деятельности на основании единого налога для частных предпринимателей, которые заняты в высокодоходной финансовой сфере. Прежде всего, запрет может коснуться ЧП-шников, сдающих в аренду нежилой фонд недвижимости, занятых в ломбардах, торговцев золотом и драгоценностями, а также аудиторов. Мера вполне разумная, однако наполнить бюджет только за счет налогообложения предпринимателей будет невозможно.

Расширить базу налогообложения в настоящих условиях могут только экономические реформы, направленные на стимулирование производства и увеличение рабочих мест в реальном секторе, а не заштопывание мелких дырочек в насквозь прохудившемся бюджетном кафтане…

VEhrdlVXdE9Rek13VEVSU1owNURLekJNU2pnd1NqTlJkVTVETXpCTVdGRjJaRU0yTUV3MGRrdzVRM2d3V1RkUmRFNURNakJNV0ZKbmJucFJkbVJEZHpCTWRsRjJkRU42TUV4b09FNVRNMUYxVTBSUmRYUkRkekJNTTFGelRrTTNaazVEVkRCS00xRnJUa05xWms1RFlUQk1SRkZ6WkVNNE1FeHFVWFpZZWxGdVRrTTBNRXd6VW1oT1F6UXdUREE5
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
 
 
 
 
 
 вверх