EN|RU|UK
 Общество, Политика Украины
  31349  117

 ПРАВОСЛАВИЕ, ЛИБЕРАЛИЗМ, ЕВРОПА: ЧТО МОЖЕТ ЗНАЧИТЬ ВСЕПРАВОСЛАВНЫЙ СОБОР НА КРИТЕ ДЛЯ РПЦ И УКРАИНЫ

Как и ожидалось, Критский Собор не принял никаких решений относительно судьбы Православной Церкви в Украине. Но он определенно показал ослабление мировых позиций церковной Москвы. "Цензор.НЕТ" узнал, почему сам факт проведения Собора бьет по церковно-политическим претензиям Кремля.

Всеправославный Собор на Крите сначала планировался на 16-26 июня, потом - на 19-27. Формально он начался действительно 19-го, но завершился уже 26-го, в субботу, что отметили соответствующей литургией. При этом, правда, остался ряд не подписанных всеми участниками документов (часть из которых вроде бы могут подписать уже в понедельник). А главное - осталось неясным, как сам факт проведения Собора повлияет на ситуацию в мировом православии.

Точнее, "как" - известно. Русская православная Церковь, РПЦ, не только демонстративно отказалась от участия в Соборе, но и заранее назвала любые его решения неправомочными. Так что в целом на мировое православие Собор повлияет нехорошо: на наших глазах оформляется раскол, напоминающий древний раскол самого христианства, что привело к возникновению "православной" и "католической" Церквей.

С другой стороны, налицо некоторая манипуляция со стороны РПЦ: ссылаясь на понятия "соборности" и "консенсуса", российские церковники фактически прибегли к шантажу остальных православных планеты. Как показал Критский Собор, некоторые из "остальных" не очень-то испугались. Но слишком скандальных тем старались все же избегать. Яркий пример тому - замалчивание острого вопроса о создании Поместной Украинской Православной Церкви, независимой от Москвы.

ЗВІДКИ ЄСТЬ ПІШЛА

Если кто не помнит, раскол христианства случился вовсе не в 1054 году - эта дата просто считается датой окончательного оформления раскола. Но дискуссии между "Восточной" и "Западной" Церквями на тот момент продолжались уже несколько поколений. Не вдаваясь в богословские подробности, отметим, что конфликт стал возможен исключительно по политическим причинам.


Рим уже принадлежал "варварам", начавшим строить свои королевства по всей Западной Европе и искавшим легитимности от Римского епископа - "первого среди равных", "наследника апостола Петра". Благодаря этому сам епископ возымел большую власть, нежели предполагали бы авторы Библии, назвался Папой Римским и даже принял вполне языческий титул "понтифика" (так еще в античном Риме называлась жреческая коллегия, ответственная за строительство мостов через Тибр).


Вовсе не так получилось в Византии, Восточной Римской Империи, где Патриарх вынужден был сосуществовать с институтами императорской власти, и все вместе они вынуждены были учитывать интересы друг друга. Светская власть, в принципе, была сильнее, так как обладала властью над военными. Зато Патриархи могли, в случае нужды, устроить "Майдан" любого масштаба. Отсюда и пошло понятие "византийщины" - закулисных, сложных и далеко не всегда соблюдавшихся договоренностей между властью духовной и мирской, каковая схема была унаследована впоследствии, после взятия Константинополя турками в 1453 году, Московским царством.


"Нерушимость" церковных канонов при этом подрывалась сплошь и рядом. Не ходя далеко, можно упомянуть митрополита Киевского Илариона, который был возведен на эту должность Великим князем Киевским Ярославом Мудрым в 1051 году. Формально Илариона утвердил Поместный Собор, но по факту епископы просто не рискнули ослушаться желания правителя.

А то, что "назначение на должность" произошло без канонически необходимого "утверждения в сане", оказалось делом второстепенным. В конце концов, Константинопольский патриархат вынужден был признать определенную автономию Киевской митрополии. Присылать в Киев "безальтернативных кандидатов" с тех пор, в общем, перестали.

Обратной стороной эта медаль обернулась через несколько столетий. Сначала, после монгольского нашествия и разграбления Киева, митрополия переехала во Владимир-на-Клязьме. В 1325 году осела в Москве. Но митрополиты еще долго титуловались "Киевскими и всея Руси". И лишь в 1461 году, то есть уже после падения Константинополя и Византии, московиты выбили себе право иметь собственную, Московскую, митрополию.

Фактически, это была "приватизация" митрополии Киевской. Правда, последняя "возобновилась" (здесь нет места останавливаться на деталях этого процесса). И только в 1589 году - как утверждает ряд источников, с помощью, взяток, шантажа и тонкой политической игры - Вселенский, он же Константинопольский, патриарх даровал Москве Патриархию. Так возникла РПЦ.

Чуть ли не через сто лет, в 1686, она таки "прибраша под крыло" и Киевскую митрополию.

Последняя, в конце концов, и стала тем, что мы знаем сегодня как Украинскую православную церковь Московского патриархата.

В начале 1990-х встал вопрос о Поместной - то есть независимой от Москвы - Украинской Православной Церкви. Попытку организовать ее предпринял митрополит Филарет (Денисенко), уроженец Донбасса 1929 года рождения, поначалу пытавшийся возглавить РПЦ. Русский патриарх Алексий Второй, согласно решению Собора, выдал разрешение на создание Украинской Митрополии с некоторыми правами автономии. Однако Филарет пошел дальше, объявив о создании Патриархата, вполне независимого от РПЦ. За это он был предан анафеме РПЦ, но все же в Украине возникли две главных православных конфессии: УПЦ (МП) и УПЦ (КП).

Последняя пока не признана не только Москвой, но и Константинополем. По ряду соцопросов за последние 10 лет, УПЦ (МП) имеет в Украине большинство приходов (утверждается даже, что украинские приходы УПЦ (МП) составляют до трети всех приходов РПЦ в мире). Но те же опросы указывают, что большинство граждан Украины соотносят себя именно с Киевским патриархатом.

Таким образом, конфликт был неизбежен.

РУССКИЕ РЕШАЮТ НАЙН

Здесь мы возвращаемся к Всеправославному Собору на Крите. В последний раз подобное собрание Церквей происходило более 1200 лет назад. Нынешний собор готовился почти сто лет. Как ни странно, его организация все время срывалась из-за позиции РПЦ: в 1920-х им помешала большевистская революция в России, в 1940-х и 1960-х - другие политические обстоятельства. Собор не удалось провести даже в 1996-м, когда уже все вроде бы было готово.

На нынешний Собор делегация РПЦ ехать отказалась, поскольку еще ранее туда отказались прибыть делегации Антиохийской, Болгарской, Грузинской и Сербской Церквей. Аргументация была проста: раз не едут они - Собор не легитимен, ну так и нам там делать нечего.

Недоброжелатели РПЦ мгновенно увидели в этом заговор россиян. Нельзя отрицать, что Москва делала все для срыва Собора. Но нельзя отрицать и того, что у ряда из вышеназванных Церквей были свои собственные причины не ездить на Крит.

Так, например, "антиохийцы" по ряду причин терпеть не могут созвавшего Собор Вселенского патриарха Варфоломея, а также имеют конфликты с Иерусалимской Церковью из-за приходов, вы не поверите, в странах Персидского залива. У грузин есть свои резоны. Так, еще после российско-грузинской войны 2008 года Абхазская Церковь обратилась к РПЦ с прошением перейти из-под Тбилиси под омофор Москвы - но… в этом ей было отказано.

Причина проста: нежелание создавать прецедент. И это прямо связано с Украиной. Если абхазы (в церковном смысле) могут уйти от грузин, почему украинцы не могут (в том же смысле) уйти от русских?

При этом грузинский патриарх Илия Второй явно не в восторге от угрозы утратить хотя бы формальный контроль над Абхазской Церковью. И, возможно, потому-то благосклонно выслушал пожелания российских эмиссаров насчет планировавшегося визита на Крит.

Так или иначе, из 14 Поместных Церквей мирового православия участие в Соборе приняли 10. Тем временем в игру включились политики. Во всяком случае, в Украине. Верховная Рада приняла обращение ко Вселенскому патриарху Варфоломею с просьбой признать недействительным тот самый акт 1686 года, которым Киевская митрополия сделалась частью Московской Церкви.

"Украинский парламент призывает Вселенского патриарха принять активное участие в преодолении последствий церковного разделения путем созыва под эгидой Вселенского патриархата Всеукраинского объединительного собора, который решил бы все спорные вопросы и объединил украинское православие", - говорится в обращении.

Никакого официального ответа на эту тему депутаты не получили - по крайней мере, на утро понедельника. Впрочем, надо отметить, что подобные вещи в Церкви быстро не решаются. Тот же Андрей Парубий, нынешний спикер ВР, продвигал подобное обращение еще в 2005 году, в начале президентства Виктора Ющенко. В то время сам Варфоломей даже посетил Украину. Но результата, как мы видим, нет. Церковь всячески старается блюсти идею "консенсуса" и если уж принимать решения, то "на века". Хотя, как мы видели выше, удается это не всегда.

"Очевидно одно: соперничество между Москвой и Константинополем", - сказал российским журналистам религиевед Андрей Десницкий. С ним согласны украинские эксперты. "Одни государства признают другие, а кто-то не признает. С Церквями примерно так же", - пояснил "Цензор.НЕТ" епископ Евстратий (Зоря), отвечающий в УПЦ (КП) за связи с прессой.

Владыка Евстратий также подтвердил, что не ожидает от Критского Собора каких-то ярких решений в пользу Украинской Поместной Церкви - но не сомневается, что рано или поздно такие решения будет приняты. Даже несмотря на то, что на данный момент делегация УПЦ (КП) не может принимать формального участия в подобных мероприятиях - ведь Киевский патриархат остается официально не признанным.


Тем временем представитель Православной Церкви Германии, экзарх Центральной Европы митрополит Августин официально сообщил журналистам две новости от имени Собора. Во-первых, сказал он, к любым подписанным на Крите документам неподписавшие могут присоединиться в любой момент. То есть двери для "неприехавших" вообще-то открыты.

Во-вторых, по словам епископа, отныне, впервые за более чем тысячу лет, Всеправославный Собор "станет постоянным органом мирового православия".

Это важнейшее заявление, конечно, еще требует расшифровки. Например, каковы будут полномочия такого "органа"? И будут ли? Но один, как говорится, "мессидж", совершенно ясен: неучастие Москвы и любых ее сателлитов в подобных Соборах пугает мало кого. Если РПЦ считает нелегитимным все то, что происходит в мировом православии без ее благословения - тем хуже для РПЦ.

В этом смысле надежды владыки Евстратия и присных его кажутся не такими уж призрачными.

Александр Михельсон, Цензор.НЕТ
VEhrdlVXdE9RemN3VEZoUmRYUkhRakJNUkZGMlpFTXdNRmxCWnpCS2VsRjFUa2RHTUV4WVVYVTVSMDB3V1VoUmRuUkRPVXg1TDFGdlpFTXJNRXhJVVhaMFIwRm1Ua2RITUV4WVVtZE9Rell3VERkUmMzUkhUUT09
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
Страница 2 из 2
<<<1 2
Страница 2 из 2
<<<1 2
 
 
 
 
 
 вверх