EN|RU|UK
  825  5

 В ПЛЕНУ ДЕНЕЖНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Нацбанк занялся составлением списков недобросовестных заемщиков коммерческих банков. А общественность в ответ составляет «черные списки» недобросовестных кредитных союзов, банков и страховых компаний, не возвращающих деньги…

Большая часть взрослого населения рано или поздно становится потребителем финансовых услуг этих учреждений. А опыта отстаивать свои права в единоборстве с акулами финансового бизнеса нет. Да и государство не всегда на стороне гражданина. Обострил отношения на рынке финансовых услуг и кризис, оголив проблемы, связанные с несовершенством отечественного законодательства в этой сфере. Свои интересы вкладчикам все чаще приходится отстаивать в судах. Помощь пострадавшим от денежных операций осмелилась предложить недавно созданная Всеукраинская общественная организация «Защиты прав потребителей финансовых услуг». За первые два месяца консультанты ВГО приняли более 5 тысяч обиженных. Чаще всего за помощью к ВГО обращались вкладчики кредитных союзов. Их жалобы составляют 56% всех обращений.

- Это связано с тем, что деятельность кредитных союзов наименее контролируема нормами законодательства, - считает руководитель организации Алексей Мерецкий. – Кроме того, вклады кредитных союзов не защищены фондом гарантирования вкладов, как для вкладчиков банков. Предусмотрена лишь ограниченная программа, в которой задействованы только 19 из 827 зарегистрированных кредитных союзов.

Таким образом, общественная организация начала составление «черного списка» кредитных союзов, где вкладчики уже имеют проблемы с возвратом своих средств. В число недобропорядочных, по заявлениям граждан, уже попали кредитные союзы «12 зарплата», «Кингс кэпитал», «Бизнес-партнерство», «Украинский финансовый союз», «Кристианская злагода», «Всеукраинское кредитное народное общество», «Фортеця», «Флагман» и другие.

28% процентов обратившихся в общественную организацию за помощью – вкладчики банков. 70% из них – жалуются на невозврат своих депозитов. 20% жалоб касались вопросов передачи личных данных коллекторским компаниям и необоснованных угроз заемщикам банков. 2% жаловались на поведение сотрудников банков и персональное обслуживание клиентов. В «черном списке» оказались банки – «Надра», «Арма», «Приватбанк», «Родовидбанк», «Укрпромбанк», «Банк федерального развития», «Восточно-европейский банк», «Райффайзенбанк Аваль», «Финансы и кредит», «Трансбанк», «Биг Энергия», «Национальный стандарт», «Киев», «Столица» и др.

Следующими за «рейтингом обращений» следуют страховые компании. Чаще всего жалобы касаются невыплаты страхового возмещения. Основные проблемы, отмечают в ВГО, связаны с автострахованием по КАСКО и гражданской ответственности. Лидеру страхового рынка – «Оранте» в этом «черном списке» составили компанию «Гарант», «Вексель», «Нова», «Провита», «Авионика», «Страховые традиции» и «Народная страховая компания». Поток обращений граждан свидетельствуют о том, что проблем на рынке финансовых услуг существует немало, а действенных механизмов защиты потребителей отечественное законодательство почти не предлагает.

- Прежде всего, пора определить само значение понятия «потребитель финансовых услуг», - считает доктор юридических наук профессор Роман Майданнык, партнер ВГО. - Таким образом, можно было бы в рамках закона о защите прав потребителей при подаче заявлений в суд освободить потребителей финуслуг от уплаты госпошлины. Приведу пример. Сейчас Верховным Судом Украины формируется судебная практика по поводу того, что договора об участии в фондах финансирования строительства имеют инвестиционный характер, в связи с чем на них не должно распространяться положение Закона Украины о защите прав потребителей. По существу такое толкование не дает возможности применять предусмотренные законодательством возмещение моральных убытков, уплату неустойки. Пора бы определиться и что такое «недобросовестное предоставление финуслуги», с принятием конкретного механизма защиты от подобных «неприятностей».

Это лишь несколько из множества вопросов, свидетельствующих о необходимости совершенствования законодательства в сфере предоставления финансовых услуг населению. Созданная общественная организация имеет амбициозную цель - сформировать надлежащую правозащитную практику, в том числе и судебную, в сфере финансовых услуг. Предоставляя бесплатную юридическую помощь населению, ВГО собирается накапливать аналитический материал для разработки будущих законопроектов.

- Мы хотим создать информационное поле вокруг этой проблемы и экспертную среду, способную повлиять на изменения в отечественном законодательстве, - заверяют учредители общественной организации. Пока же вкладчики банка «Надра» решили организованно воспользоваться услугами организации, чтобы отстоять свои интересы в противостоянии с финучреждением. Обиженных клиентов – около трех миллионов человек. Удастся ли им отстоять свои права в тяжбе с банком?..
Источник: Виктория ВЛАДИНА для «Цензор.НЕТ»
VEhrNGRrdzVRekF3VEZoUmRqbERLekJNWmxGMVRrZERaazVIUlRCTWFsRjJaRU4zTUV3elVtZGtSMHc9
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх