EN|RU|UK
  1642  3

 ДОЛЖНИК ОПЛАТИТ ВСЕ. ДАЖЕ ГОНОРАР ЗА ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ.

Украина готовится легализировать институт присяжных исполнителей. Чтобы взимать долги с должников смогли частные структуры, уполномоченные выполнять решения отечественных судов…

По данным известных адвокатских контор, защищающих интересы соотечественников в Европейском Суде, большинство жалоб (около 80 процентов) в международную инстанцию связаны с невыполнением или, скажем так, выполнением в неразумные сроки решений национальных судов. Европа давно уже требует от нас системной правовой реформы, связанной с реорганизацией судов, прокуратуры, следствия, адвокатуры. А еще – преобразований в пенитенциарной системе и исполнительной службе. Последняя постоянно подвергается критике по административным и гражданским искам. По данным, озвученным народными депутатами, изучающими проблемы отечественной исполнительной службы, лишь 22 процента решений, вынесенных украинскими судами, именно по гражданским и административным делам, выполняются. Остальные – 78% - игнорируются.

- Нельзя считать только исполнительную службу виноватой в невыполнении решений судов, - считает директор Центра коммерческого права Валентина Данишевская. – Этому способствует и законодательная ветвь власти, которая принимает законы, делающие невозможным выполнение некоторых решений; и судебная власть, принимающая решения, которые априори не могут быть выполнены.

И, тем не менее, государство обязано обеспечить выполнение решений своих судов. Ведь принцип обязательности выполнения судебных решений заложен в Конституции, напоминает заместитель министра юстиции Геннадий Стадник. А наша Фемида постоянно спотыкается о несовершенство законодательства.

- Не исполнительная служба должна возвращать деньги пострадавшему, сносить незаконные постройки, разыскивать злостных неплательщиков алиментов, - оправдывает нерасторопность подчиненных чиновник юстиции. - Исполнительная служба – это лишь инструмент принудительного исполнения. Парадокс в том, что в государстве, действует огромное количество законодательных актов, запрещающих принудительное выполнение решений судов относительно тех или иных должников. Поэтому иски, идущие в Европейский Суд, зачастую не могут быть выполнены только потому, что исполнительная служба не имеет возможности выполнить принудительное его исполнение. На это, порой, нужна воля государства…

Сдвинуть процесс с мертвой точки может введение института присяжных, а проще сказать, частных, исполнителей, материально заинтересованных в неукоснительном исполнении судебных решений. Такая практика введена более чем в 60 странах мира и неплохо зарекомендовала себя.

- Например, в странах Прибалтики кардинально подошли к изменению исполнительной службы, - рассказывает Валентина Данишевская. - Вся реформа закончилась в течение трех дней сменой печати: государственные исполнители сразу стали частными. Раньше, в конце отчетного периода, исполнители сидели над составлением справок, оправдывающих невозможность выполнения судебного решения. Теперь, признаются, ни одного судебного решения не возвращают не выполненным. Занимаются выполнением до тех пор, пока решение суда не будет исполнено. Хочу сказать, что судисполнители в Латвии - далеко не бедные люди…

- Понятно, что появление негосударственной исполнительной службы в Украине не решит всех наших вопросов, - продолжает эксперт. – Однако появление приватной исполнительной структуры существенно повлияет на материальное обеспечение выполнения судебных решений, а также на мотивацию исполнителей выполнять те или иные решения суда.

Эксперты и авторы законопроекта, поданного в Верховную Раду 22 сентября, утверждают, что подобная система исполнительной власти станет удобной для общества и не обременительной для тощего госбюджета. Ведь фактически эта структура будет работать на самоокупаемости. Хотя и под присмотром государства, с жестким реагированием на жалобы граждан в адрес службы и с четким регламентированием цен на предоставляемые структурой услуги.

Реформирование исполнительной службы предлагается провести в два этапа. На первом этапе вопросы, связанные с тяжбами граждан с государственными структурами, органами местного самоуправления, дела, в которых рассматриваются корпоративные споры, решаются земельные вопросы и тяжелые семейные ситуации, затрагивающие судьбу ребенка, останутся в ведении государственной исполнительной службы. Частным исполнителям переуступят ряд вопросов, связанных с имущественными интересами граждан, прежде всего физлиц.

Адаптация новой структуры будет происходить приблизительно таким же образом, как производилось реформирование нотариальной службы. Как помните, вначале была внедрена малая реформа нотариата с введением практики частных нотариальных контор, а затем приватного нотариуса уравняли в правах с государственным. Теперь нотариат готовится стать единой негосударственной системой. Тот же путь предначертан и исполнительной службе. Надо признать, что приватные исполнительные службы за рубежом демонстрируют неплохие показатели в работе, порой со 100-процентной эффективностью. Так, к примеру, в США, во многих Штатах, разработан целый ряд наказаний за невыполнение решений судов.
 
Недобросовестного должника вначале внесут в черный список, а затем ему не выдадут права на управление автомобилем, откажут в выдаче кредитов, не примут на учебу в вуз. В общем, государство всячески пытается стимулировать должников вовремя платить по счетам и выполнять соответствующие решения местных судов.

Сам законопроект и концепция реформирования исполнительной службы готовились и при участии Минюста, и при содействии народных депутатов самых различных фракций, а также экспертов права. Хотя, у авторов проекта нет уверенности в том, что при всей своей прогрессивности, нововведение сразу же найдет понимание в обществе.

- Государство пытается создать конкуренцию в исполнительной службе и предоставить населению право выбирать между государственной и частной структурой, - объясняет мотивацию Минюста Геннадий Стадник. - На сегодняшний день в исполнительной службе работает более 10 тысяч сотрудников. Платит исполнительной службе государство. Но выделяемых бюджетом средств не хватает даже на зарплату…

После реформы исполнитель судебных решений свою зарплату должен будет заработать, то есть добиться выполнения решения суда. Оплата его услуг будет произведена за счет проигравшей стороны процесса, то есть – должника. Последний будет сам заинтересован вовремя расплатиться по счетам, иначе насчитанная приватным исполнителем пеня будет больно бить по карману...
Источник: Виктория ВЛАДИНА для "Цензор.НЕТ"
VEhrNGRrdzVSMEl3V1ZCUmRFaDZVVzVPUXpRd1RETlNhblJIUWpCWlNUMD0=
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх