EN|RU|UK
  6809  43

 РОССИЯ ОБЪЯВИЛА УКРАИНЕ ВОЙНУ. ПОКА "ХОЛОДНУЮ"...

"Зурабов — это посол-бизнесмен, которого для того и назначили, чтобы наладить именно коммерческие взаимоотношения между крупными капиталами стран. Ющенко фактически отказался принять верительную грамоту, не внося эту встречу в график своих встреч. Ну а раз посла не принимают, то у Кремля пропало желание делать хорошую мину при плохой игре.

В итоге одобрение украинской стороны было формально получено, но Зурабов все равно не мог приступить к работе, поскольку по дипломатическому протоколу он должен сначала встретиться с президентом и передать ему верительную грамоту. Ющенко фактически отказался принять верительную грамоту, не внося эту встречу в график своих встреч. Ну а раз посла не принимают, то у Кремля пропало желание делать хорошую мину при плохой игре".

Путем Путина


Дмитрий Медведев объявил главе Украины “холодную войну”. В 8.30 утра в видеоблоге Президента РФ появилась новая запись — послание к президенту Ющенко. В нем российский лидер предельно жестко охарактеризовал уровень отношений между Россией и Украиной, обвинил украинского президента в целенаправленной антироссийской политике и объявил, что посол России в ближайшее время в Киев не приедет: “Конкретные сроки (приезда) будут определены позже с учетом реального развития российско-украинских отношений”. Это, конечно, не разрыв дипломатических связей, но серьезное предостережение. Только кому и для чего?

По официальной версии, отповедь Медведева была спровоцирована действиями украинского МИДа в отношении российских дипломатов. Скандал разразился еще 23 июля, когда Украина потребовала высылки старшего советника посольства России в Киеве Владимира Лысенко, который курирует вопросы пребывания Черноморского флота в Крыму. А через несколько дней зашла речь и о признании персоной нон грата генконсула России в Одессе Александра Грачева. По мнению украинской стороны, эти дипломаты “иногда превышали свои полномочия”. В ответ российский МИД предложил Украине приостановить деятельность украинского генконсула в Санкт-Петербурге и одного из советников посольства Украины в Москве. Затяжной конфликт завершился тем, что Украина приостановила высылку генконсула в Одессе, а Россия в ответ отказалась от высылки генконсула Украины в Санкт-Петербурге. Но российский дипломат Владимир Лысенко и, соответственно, советник украинского посольства в Москве Березкин отправились восвояси. Этот “обмен любезностями” мог стать всего лишь очередным штришком в отношении внешнеполитических ведомств двух стран. Но, как говорится, накопилось… Ведь с назначением нового посла России в Украине, Михаила Зурабова, тоже не все гладко. Запрос на получение агремана для Зурабова был отправлен в Киев 26 июня. Агреман новый российский посол получил, но уже после того, как прошли все сроки, оговоренные международным этикетом (на ответ отводится 36 дней). Президент Ющенко тянул с подписанием документа до последнего, как будто испытывая терпение российской стороны. Кстати, верительные грамоты от российского посла Ющенко пока так и не принял.

Но в одних ли дипломатических казусах дело? В своем послании к Ющенко президент Медведев “вспомнил все” — и украинскую военную помощь Грузии во время военного конфликта в Южной Осетии, и стремление Украины в НАТО, и ущемление русского языка, и провокации в отношении Черноморского флота, и сворачивание сотрудничества в энергетической сфере, и даже вмешательство “государственной власти Украины в дела православной церкви”. По сути, послание Медведева не реакция на отдельно взятый дипломатический конфликт, а “резюме российско-украинских отношений”, сложившихся при нынешней украинской власти. “…То, что мы наблюдаем в годы Вашего президентства, нельзя воспринимать иначе, как отход украинской стороны от принципов дружбы и партнерства с Россией, закрепленных в Договоре 1997 года”, — считает Медведев. Понятно, что уламывать президента Ющенко изменить что-то в наших нынешних отношениях — бессмысленно. Ведь все те препоны, о которых говорит Медведев, есть не просчеты и ошибки украинской власти, а идеология “новой Украины”, от которой Ющенко никогда не откажется. Да и какой смысл уговаривать президента, которому осталось править не больше полугода. Не ему это адресовано. Но тогда кому?

Российские политики уверяли, что не намерены влиять никаким образом на очередной выбор украинского народа, которому в январе 2010 года предстоит избрать президента. Мол, выбирайте, кого хотите, со всеми будем работать. Получается, не со всеми. А лишь с теми, кто заверит российское руководство в своей лояльности. Похоже, российский президент решил вынудить украинских политиков “определиться” — с кем они? В условиях предвыборной ситуации каждый кандидат в украинские лидеры должен будет среагировать на медведевский выпад. По этой реакции и можно будет определить, кто “свой”, кто “чужой”. Коммунисты и Партия регионов во главе с Януковичем уже “просигнализировали”, что “намек понят”. Прочие политические лидеры пока воздерживаются от оценок. Сам же президент Ющенко тоже пообещал ответить Медведеву. Но на момент подписания номера в печать ответа еще не было.

«Это не разрыв дипотношений»

Вслед за Дмитрием Медведевым с очень жесткими заявлениями в адрес украинской власти выступил помощник российского президента по международным вопросам Сергей Приходько. Высшее политическое руководство незалежной он пренебрежительно называл “политической верхушкой” и, разумеется, не щадил. Эта самая “верхушка”, по его словам, “в последние годы взяла курс на сворачивание взаимовыгодного и равноправного — подчеркиваю это — сотрудничества с нашей страной. Мы не можем не отмечать целенаправленные попытки верхушки Украины по формированию негативного образа России на Украине и за ее пределами”. Помощник Президента РФ заявил, что российская власть неоднократно пыталась вразумить украинского президента (кстати, его фамилию г-н Приходько ни разу не произнес), но тщетно. “Складывается впечатление, что руководство Украины взяло курс на радикализацию отношений с Россией. Эта линия глубоко противоречит в том числе и интересам бизнес-сообщества (двух стран. — Н.Г.)”.

Несмотря на грандиозный скандал, Сергей Приходько вчера убеждал, что ни о каком разрыве дипломатических отношений с Киевом и их заморозке речи идти не может.

Что думают о послании Медведева украинские политики

Виктор ЯНУКОВИЧ, лидер Партии регионов, глава одноименной фракции в Верховной раде Украины:

— К сожалению, при нынешней власти надежд на нормализацию и улучшение отношений с Россией практически нет. Поэтому первое, что мы сделаем, придя к власти, — возродим нормальные, добрососедские, равноправные и взаимовыгодные отношения с Россией — нашим стратегическим партнером. Такие отношения, которые откроют перспективы для обоих государств. Я уверен, что желание украинского народа возродить отношения с Россией, возродить экономику Украины будет в основе политики по отношению к России. И эту политику я буду осуществлять, как только приду к власти.

Ярослав КЕНДЗЬОР, народный депутат Украины (фракция “Наша Украина” — “Народная самооборона”):

— Угрозы в адрес Украины из уст президента соседней державы отнюдь не случайно прозвучали именно в августе, год спустя после “принуждения к миру” суверенной Грузии. Прекрасный тактик, но при этом небезупречный стратег, Владимир Путин (а именно его стиль угадывается в обращении “преемника”), похоже, так и не сделал выводов из прошлогодней войны, в которой по большому счету проиграли все…

Николай ТОМЕНКО, заместитель председателя Верховной рады, член фракции Блока Юлии Тимошенко:

— Заявление Президента Российской Федерации свидетельствует о заинтересованности президентской кампанией в Украине.

Привлечение внимания именно к этим темам, упоминаемым в обращении Президента России, — это практически заявка на заинтересованное участие в президентской избирательной кампании. С учетом этих тем Россия стремится сформировать список кандидатов в президенты Украины, дабы те, в свою очередь, сформулировали правильные ответы для руководства Кремля.


Однако при любых обстоятельствах эти причины не будут способствовать улучшению взаимоотношений России и Украины.

СПРАВКА

Назначение посла производится в несколько этапов. Сначала запрашивается агреман — иначе говоря, согласие государства принять конкретное лицо в качестве главы иностранного дипломатического представительства. Без положительного ответа на запрос предполагаемый посол не назначается на свою должность. Этот этап в случае с Зурабовым был относительно успешно пройден.
Затем происходит собственно назначение на должность, после чего назначенный посол прибывает в страну назначения. Но официальное вступление в должность происходит лишь после того, как посол вручает верительную грамоту.

Самая громкая отсрочка приезда посла за последние годы случилась в 2005 г., когда был отложен приезд в Минск назначенного российским послом в Белоруссии Дмитрия Аяцкова. Это промедление связывали с резкими заявлениями Аяцкова в адрес президента Белоруссии Лукашенко, сделанными на пресс-конференции.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Федор ЛУКЬЯНОВ, член президиума Совета по внешней и оборонной политике:

— Еще в тот момент, когда Украина демонстративно затягивала процедуру одобрения кандидатуры нового российского посла, у меня возникло подозрение, что Россия на это как-то ответит. Ответить можно было симметрично: вы тянули с назначением посла, а мы теперь не будем спешить с его отправкой. Но в итоге ответ на бюрократическую задержку получился, на мой взгляд, непропорциональным: очень мощным и комплексным. Это просто полномасштабный дипломатический демарш.

Сам по себе факт, что на Украине не будет нашего посла, не страшен. Такое уже случалось, и не раз. Например, долго не было нашего посла в Баку. Важно то, как и на каком уровне это сказано. Из уст первого лица России в блоге, и особенно в самом письме, прозвучало, что с действующим украинским руководством нет смысла иметь дело и нужно ждать следующего. Тем самым Россия фактически официально заявила, что не видит даже теоретических шансов на то, что Ющенко продлит президентский мандат.

В Москве рассчитывают, что любой другой президент Украины будет более прагматичным и менее идеологизированным. Проблема Ющенко в том, что он действительно человек с идеями. Главная из которых — строительство украинской национальной идентичности на противопоставлении России.
Кто бы ни стал новым лидером в Киеве, кардинального пересмотра отношений России и Украины не случится, поскольку там никто не собирается отказываться от движения на Запад. Но в Москве могут рассчитывать на новую редакцию “кучмизма” — на аккуратное лавирование, медленное и осмотрительное движение. Главный урок Ющенко для других украинских политиков заключается в том, что “кучмизм”, оказывается, не так плох, как казалось 5 лет назад.

Станислав БЕЛКОВСКИЙ, президент Института национальной стратегии:

— У Москвы накопилось раздражение из-за того, что никак не удается договориться в газовой сфере. Ющенко — категорический противник участия “Газпрома” в модернизации газотранспортной системы Украины и одновременно лоббист новой схемы закупок, по которой Евросоюз покупал бы газ на российско-украинской границе. Именно поэтому он так не хотел признавать нового российского посла, ведь Зурабов — это посол-бизнесмен, которого для того и назначили, чтобы наладить именно коммерческие взаимоотношения между крупными капиталами стран. В итоге одобрение украинской стороны было формально получено, но Зурабов все равно не мог приступить к работе, поскольку по дипломатическому протоколу он должен сначала встретиться с президентом и передать ему верительную грамоту. Ющенко фактически отказался принять верительную грамоту, не внося эту встречу в график своих встреч. Ну а раз посла не принимают, то у Кремля пропало желание делать хорошую мину при плохой игре.

К сожалению, намеченные на январь президентские выборы на Украине принципиально ситуацию не изменят, поскольку ни один из реальных претендентов на пост не является пророссийским политиком. И Янукович, и Тимошенко, и Яценюк будут заигрывать с русскоязычным населением, но победа ни одного из них не приведет к потеплению отношений. Россия выпустила Украину из сферы своего геополитического влияния, и мы сами в этом виноваты. В 90-е годы Россия была слаба, но имела огромный вес на постсоветском пространстве, да просто его контролировала, и оставалась региональной державой где-то до 2005 года. Кремль был источником легитимности постсоветских режимов, а откровенно антироссийские просто рушились не без нашей помощи. Как режим Гамсахурдиа в Грузии или Эльчибея в Азербайджане. А их сменщики — Шеварднадзе и Алиев — считали своим долгом продемонстрировать лояльность России посредством вступления в СНГ. А в этом десятилетии Россия перешла в отношениях с соседями на бизнес-рельсы. Нас интересовало только то, какую материальную выгоду от них можно получить, сколько они заплатят нам за ресурсы. Ответом стало то, что они устремились в сферу западного влияния.
VEhrdlVXNU9RekV3VEZSUmMzUkRNVEJNVkZGMFpFTjVUSGt2VVc5T1F5c3dXVWhTWjJSRE5EQlpPRDA9
Комментировать
Сортировать:
в виде дерева
по дате
по имени пользователя
по рейтингу
   
 
 
 вверх